Папки-передвижки

Проект «Коренные народы севера» (1 фото)

Ольга Сандул
Проект «Коренные народы севера»

По доминирующей деятельности: информационно - творческий

Тип проекта : познавательно-речевой.

По количеству участников: дети подготовительной группы, воспитатели, родители

Характер контактов: осуществляется внутри ДОУ, в контакте с семьей

По продолжительности – краткосрочный

Место проведения: группа, семья

Заявитель: дети подготовительной группы

Актуальность:

Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно,

Публикация «Проект „Коренные народы севера“» размещена в разделах

чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить

Родину, писал академик Д. С. Лихачев, надо знать, за что е любить, надо знать е историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребнке патриота, гражданина.

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.

Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах

мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.

"Иван, не помнящий своего родства"- существует в народе прозвище для

человека, который не интересуется своими предками. Такой человек не пользуется уважением окружающих. Мы не должны быть "Иванами" не помнящими, не знающими истории своего края, своей родословной, а так же традиций и обычаев своего народа. Поэтому для исследования мы выбрали тему, связанную с обычаями и традициями народа ханты и манси.

Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к

пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с

формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в

отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле.

Цель: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси,

к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями,

народным творчеством народа ханты и манси, укладом жизни

народов.

Развивающие:

Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в

самостоятельной деятельности. Помочь детям через игру понять

особенности национальной культуры людей.

Воспитательные:

Воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к

представителям народов ханты и манси.

Предполагаемый результат

Дети:

• Систематизация знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО.

• Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности.

• Желание изучать быт, культуру, традиции коренных народов Севера.

Родители:

• Раскрытие творческих способностей в семье.

• Ощущение личной сопричастности к образованию и воспитанию своего ребнка.

• Формирование более высокой оценки достижений своих детей и

гордость за них.

Этапы:

1 этап подготовительный:

- изучение литературы

- обновление содержания предметно-развивающей среды

- составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий

- определение тем консультаций и мероприятий для родителей

2. Реализационный

3. Заключительный

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта :

Этапы:

1 этап

Деятельность педагога:

1. Формулирует проблему: "Иван, не помнящий своего родства"- существует в народе прозвище для человека, который не интересуется своими предками. Такой человек не пользуется уважением окружающих. Мы не должны быть "Иванами" не помнящими, не знающими истории своего края, своей родословной, а так же традиций и обычаев своего народа.

2. Формулирует задачу: узнать об обычаях и традициях, народном творчестве народов ханты и манси, укладом жизни.

3. Помогает спланировать деятельность.

4. Организует деятельность.

Деятельность детей:

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в сюжетную

ситуацию.

3. Принятие задачи.

2 этап

Деятельность педагога:

1. Оказывает практическую помощь (при необходимости).

2. Направляет и контролирует осуществление проекта.

Деятельность детей:

1. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

3 этап

Деятельность педагога:

Подготовка к развлечению «Вурна-Хатл или праздник Вороны».

Выставка творческих работ.

Деятельность детей:

1. Представление продукта

деятельности.

Предварительная работа:

1. Проведение с детьми бесед о народах ханты и манси.

2. Чтение сказок и рассказов.

3. Рассматривание картин.

4. Наглядная информация

Методы и приемы:

Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т. д.)

Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)

Материалы и оборудование:

Фотовыставка с изображением быта народов ханты и манси; детские поделки, выполненные детьми совместно с родителями.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

1 этап реализации проекта.

Сначала мы узнали:

- Ханты и манси живут в лесу.

- У них есть олени.

- У них другая одежда, а женщины ходят в платках.

- Они любят кушать рыбу.

Хотели бы узнать:

- Почему ханты так одеваются?

- У хантов такие же дома как у нас?

- Что они целыми днями делают в лесу?

- А в их доме есть холодильник, телевизор, плита?

- А в лесу есть магазин, куда ходят ханты за продуктами?

- А какие праздники отмечают народы ханты и манси?

- А ходят они в гости друг к другу?

- Из чего делают сво жилище?

- Из чего шьют одежду?

- Какие любимые игрушки у маленьких детей?

2 этап реализации проекта.

Данный проект предполагает реализацию поставленных задач в различных

видах деятельности, обеспечивая интегрированный подход. В процессе обучения в проектной деятельности дети знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни народов ханты и манси.

Проект носит игровую, творческую направленность, которая

способствовала воспитанию эмоционально-положительного отношения детей к

представителям народов ханты и манси.

Так, например, мы знакомились с жизнью и бытом народов. С помощью кроссворда узнали старое название народа ханты. Учились сравнивать жилища

разных народов между собой, развивали умение выделять в положительные и отрицательные стороны. «Через игру «На охоту» побуждали детей творчески воспроизводить в игре уклад жизни хантов и манси, закрепили представления о

природе тайги, е обитателях. В дидактической игре «Предметы необходимые охотнику, рыбаку, оленеводу» закрепили знания о предметах, необходимых охотнику, рыбаку, оленеводу, активизировали словарь детей и создали книжку.

Далее знакомились с одеждой народов Севера и хантыйскими узорами. В дидактической игре «Подбери одежду народов Севера» дети соотносили вид одежды к коренным народам Севера; закрепляли знания названий разных видов одежды ханты и манси, учились передавать образ человека в национальной одежде.

Благодаря просмотру презентации «Хантыйский орнамент: е символика»

дети познакомились с декоративно-прикладным искусством этих народов. А затем в центрах активности развивали навык составления узоров

«Заячьи ушки».

Развивали познавательный интерес к культуре коренных народов Севера на примере изготовления любимой игрушки хантыйских детей куклы «Акань», оберегов, чтения народных хантыйских сказок и знакомства с праздниками.

Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей,

сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое

совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания стали народные игры. На открытой площадке детям предлагались такие игры на воспитание чувства коллективизма, двигательной активности, силовых качеств: «Ручейки и озра», «Охота на куропаток», «Ловля оленей», «Важенка и оленята», «Оленьи бега», а также игры - состязания: «куобах» (прыжки на двух ногах, «кылыы» (прыжки с разбега на одной ноге, прыжки через нарты, бег на разные дистанции, развивающие силу, ловкость, расчетливость, волю к победе.

Над проектом дети работали все вместе. Они дружно выполняли коллективные работы, создавали иллюстрированные книги. Тем самым нашли ответы на свои многочисленные вопросы.

3 этап реализации проекта.

В заключение всего была создана выставка творческих работ «Народы Тюменской области», прошло развлечение «Вурна-Хатл или праздник Вороны», целью которого было развитие интереса к народной игре; помочь детям через игру понять особенности национальной культуры хантов и манси.

Список литературы:

1. Детские народные подвижные игры. // Составители: А. В. Кенеман,

Т. И. Осокина. М., Просвещение, 1995 г.

2. Интернет источники

3. Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург. Тезис, 2000.

4. Сказки народов Севера. //Составитель В. В. Винокурова, Ю. А. Сем. – Л. ,

Просвещение, 1991.

5. Шорыгина Т. А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008

Проект «Коренные народы севера»
Публикации по теме:

Конспект НОД «Коренные народы Сахалина, их традиции» Ход НОД Организационный момент. Дети встают в круг и начинают занятие с приветствия «Здравствуй» Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй,.

Детско-родительский проект «Народы севера российской федерации» Технология проектной деятельности дает возможность педагогу целенаправленно и эффективно осуществлять эстетическое воспитание занимающихся,.

Лэпбук «Народы Севера»Лэпбук «Народы Севера» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю лепбук "Народы севера". Был тематический месяц посвященный изучению.

Лэпбуки «Профессия — медсестра» и «Народы Севера»Лэпбуки «Профессия — медсестра» и «Народы Севера» Воспитатели: Дуркина Ирина Владимировна Апицына Эмилия Сергеевна Добрый день, уважаемые коллеги! В нашей педагогической деятельности лепбук.

Мастер-класс по созданию макета «Народы Севера»Мастер-класс по созданию макета «Народы Севера» Ирина Баринова Мастер - класс по созданию макета "Народы Севера" Изучая тему: "Моя страна Россия", я со своими детками старшей группы решила.

Проект «Народы Поволжья» Цель проекта: : познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья. Задачи проекта: 1. Вызвать у.

Проект «Народы России. Татары»Проект «Народы России. Татары» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» г. Приозерск Проект «Народы России. Татары» Выполнила: воспитатель.

Проект «Народы Южного Урала»Проект «Народы Южного Урала» Выполнила: Шаипова А. В МКДОУ «Детский сад №2l» г. Пласта Вид проекта: Познавательно-творческий Продолжительность проекта: долгосрочный.

Проект «Народы Поволжья» народы поволжья - чуваши. Актуальность «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная.

Сценарий мероприятия по этнокультурному образованию с детьми дошкольного возраста «Коренные народы Сахалина, их традиции» Ход НОД Организационный момент. Дети встают в круг и начинают занятие с приветствия «Здравствуй» Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Коренные народы севера»
Опубликовано: 12 декабря 2018 в 19:51
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД