МААМ-картинки

Проект «Край, которым я горжусь. Курская область»

Ольга Алехина
Проект «Край, которым я горжусь. Курская область»

«Любовь к родному краю,

знание его истории - основа,

на которой только и может

осуществиться рост

духовной культуры всего общества»

Д. С. Лихачев.

Введение

Нормативно-правовое обоснование проекта :

«Конституция Российской Федерации» ст. 43, 72;

Конвенция о правах ребенка( 1989 г.);

Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года (приказ от 11.02ю02№ 393)

Публикация «Проект „Край, которым я горжусь, Курская область“» размещена в разделах

Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013г. №1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования

Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013г. №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Дошкольный возраст – это особенная страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В период дошкольного возраста ребенок начитает выходить за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, закладываются основы мира социальных отношений ребёнка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Проблема

В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, не знают и не могут объяснить, чьё имя носят улицы села. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать и защищать её интересы.

Актуальность рассматриваемой темы связна «в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни».

Сведения краеведческого характера более близки детям и вызывают у них познавательный интерес, в дошкольном возрасте они начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Воспитание любви к своей Родине - это трудный,долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Обращаясь к словам В. А. Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картинки, образы».

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Краеведческое образование в нашем детском саду уже стало неотъемлемой частью процесса образования и воспитания. Нам кажется, что круг тем и задач по ознакомлению детей с историей и культурой родного края должен быть довольно широким, форма подачи материала - максимально доступная, а сам процесс ознакомления - разнообразен и регулярен.

Гипотеза.

Ознакомление детей с родным селом через познавательную деятельность будет способствовать расширению их кругозора, развитию познавательных способностей, любознательности, умственной активности, обогащению речи, воспитанию эстетического вкуса и развитию детского творчества, проявлению активности и преобразовании действительности через созидательную деятельность.

Целью воспитателя в этом направлении является обеспечение широкой направленности содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты.

Задачи:

Обучающие:

Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях народа, его культуре, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;

Способствовать социализации воспитанников;

Обогатить знания дошкольников о городе Курске, его истории, символике достопримечательностях.

Развивающие:

Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.

• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.

• Развивать творческие способности детей.

Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города, края.

Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

Воспитательные:

• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.

• Прививать навыки здорового образа жизни.

• Воспитывать уважение к труду курян, создающих красивый город.

• Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.

• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

• Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально- ценностное отношение к краю;

Основные организационные формы:

• непосредственно-образовательная деятельность;

• целевые прогулки по городу;

экскурсии с различной тематикой о городе;

• праздники, развлечения;

• тематические выставки;

• тестирование по нравственно- патриотическим способностям детей;

• работа в мини-музее детского сада «Русская изба».

Методы и приемы:

• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;

• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;

• проблемные ситуации;

конкурсы, викторины;

• экспериментирование;

• коллективно-творческие дела;

• наблюдения;

• целевые прогулки и экскурсии;

• рассматривание картин, иллюстраций.

Ожидаемый результат

Дошкольники будут знать:

• Особенности природы родного края (типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения и животные)

• Наиболее важные исторические события истории родного города и края.

• Символику города и края.

• Писателей и поэтов города и края, их творчество.

• Традиции, игры, предметы быта, элементы народного творчества.

Дошкольники будут уметь:

• Вести самостоятельные наблюдения в природе.

• Узнавать изученные растения и животных.

• Работать с элементами народного творчества.

• Применять игры разных народов края для организации собственного досуга.

• Творчески мыслить и рассуждать.

Участники проекта

Дети старшей и подготовительной группы (5-7 лет, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования, родители.

Тип проекта : информационно -практико -ориентированный

По количеству участников: фронтальный.

По продолжительности: долгосрочный.

Цикличность проекта – 2 года

Работа по проекту проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок адаптированы к возрастной группе дошкольников и к их физическому состоянию здоровья.

Занятия построены по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Каждая тема, включенная в проект, содержит теоретическую и практическую части.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный:

• Обдумывание идеи и тематики проекта

• Изучение интереса детей для определения целей проекта.

• Метод 3 вопросов

• Анкетирование родителей, мониторинг детей по вопросам краеведения.

Консультация для родителей на тему: «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через краеведческий аспект».

• Определение сроков реализации проекта

• Разработка перспективного планирования мероприятий в рамках проекта.

• Сбор информации и материала для реализации проекта

II. практический

Мероприятия для детей старшей группы в рамках реализации проекта : «Край мой родной»

1. «Наш город Курск» путешествие по страницам журнала.

2. Чтение и разучивание стихов о Курске.

3. Познавательная беседа на тему: «Город Курск – прошлое и настоящее».

4. Оформление папки – передвижки : «Рождение города».

5. Город, в котором я живу» конкурс рисунков.

6. Оформление дидактической игры по краеведению: «Собери картинку»

7. Беседа с творческим заданием на тему : «Символика Курской области».

8. НОД «Животный мир Курской области»

9. Чтение отрывка из произведения «Слово о полку Игореве»

10. НОД «Кожлянская игрушка-гордость Курского края»

11. Цикл бесед «Город мастеров», посвяшенный народным ремеслам Курской области.

12. Экскурсия в лес.

13. Знакомство с курским народным костюмом. Аппликация «Украсим сарафан куклы».

14. Курский соловей (рассматривание фотографий, беседа, слушание пения соловья).

15. Экологический праздник «День Земли»

16. Коллективно-творческое дело: «Календарь памятных дат Курской области»

17. Изучение журналов: «Страна мастеровая», «Промыслы и ремесла Курской области».

Мероприятия для детей подготовительной группы в рамках реализации проекта : «Край мой родной»

1. НОД «Символика Курской области».

2. Игра-путешествие: «По экологической тропе».

3. Участие детей в мастер-классе по изготовлению и росписи кожлянской игрушки.

4. Развлечение «Игры Курского края во времена наших бабушек и дедушек».

5. НОД «Композитор, прославивший наш город».

6. Экскурсия на фабрику по росписи в технике «Курская хохлома».

7. Оформление альбома «Красная книга Курской области».

8. Цикл бесед : «История города в названиях улиц».

9. Театрализованная деятельность-обыгрывание готовых фигур кожлянской игрушки по сюжетам народных сказок.

10. Акция «Сад на окошке».

11.» Они служили в армии» (встречи с родственниками детей)

12. НОД «Народные промыслы Курской области»

13. Экскурсия в библиотеку, с целью знакомства с творчеством Е. Носова.

14. «Полезные богатства края»(рассказ воспитателя,экспериментирование»

15. Выставка рисунков «Горела Курская земля».

16. Беседы на тему: «Имена героев на карте Курской области»

17. Развлечение «Веселая ярмарка»

18. Экскурсия в музей «Народные промыслы Курской области»

III. Заключительный

1. Создание мини-музея: «Курск-город мастеров»

2. Презентация проекта.

3. Развлечение «Веселая ярмарка»

4. Экскурсия в Курский краеведческий музей.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Методическое обеспечение

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014.

Г. Н. Данилина Дошкольнику – об истории и культуре России М. АРКТИ 2003

2. Г. А. Ковалева Воспитывая маленького гражданина М. АРКТИ 2003

3. Как научить детей любить Родину. Авторы Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. М. АРКТИ 2003

4. С чего начинается Родина? Под ред. Л. А. Кондрыкинской М. Сфера 2003

5. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности. Под. ред А. А. Остапца М. АРКТИ 2003

6. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. М. Сфера 2007

7. Н. В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. М. Перспектива 2008

8. Нестеренко Т. Ю. «Сторона мастеровая6 сборник очерков о мастерах ремесел и прикладного творчества.»- Курск,2013 г.

9. Нечаева Е. М. «Традиционная культура и современный мир»-Курск, 2015 г.

Анкета для родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители! Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? ___

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного города, края?

___

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?___

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города, края?___

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном городе?

___

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

___

Публикации по теме:

Беседа-презентация «Курская битва» Видео Описание материала: предлагаю вам конспект беседы, приуроченной к Дню Победы. Конспект беседы рассчитан на детей в возрасте 5 до 7 лет.

Долгосрочный проект в подготовительной группе «Кубань — мой край родной, любимый край». Часть 1 Цель проекта: обогащать знания детей о нашем городе через знакомство с краткой историей и достопримечательностями города Краснодара; понимать.

Долгосрочный проект в подготовительной группе «Кубань — мой край родной, любимый край». Часть 2 Социально-коммуникативная. Дидактические игры: «Узнай и назови улицу», «Найди герб г. Краснодара», «Найди флаг Краснодарского края», «Угадай,.

Конспект НОД «Край, которым я горжусь!» Конспект занятия (вторая младшая группа «Светлячок») Занятия «Край, которым я горжусь» Цель: • Уточнить и закрепить знания детей о городе.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Край родной — навек любимый. Астраханская область» МБДОУ «Детский сад «Автомобилист» (филиал в с. Алгаза) Астраханская область Икрянинский район Конспект НОД по познавательному развитию.

Макет «Курская битва»Макет «Курская битва» Здравствуйте уважаемые коллеги! Приближается великий праздник - День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Неотъемлемой частью.

Проект по истории Липецка «Город, который мы любим. Город, которым гордимся» Паспорт проекта: Тип проекта: информационно-познавательный Продолжительность: 2 месяца Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной.

Проект «Я горжусь тобой, Россия !»Проект «Я горжусь тобой, Россия !» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №33» Проект – подготовительная группа Воспитатель высшей категории Тихонова Т. И..

Проект к международному Дню леса «Лес, которым я живу» Проект посвящен Международному Дню леса «Лес, которым я живу» «У страны есть богатства немалые, Недр земных не учесть чудеса, Но важней.

Социальный проект «Я помню! Я горжусь!» СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ аллея памяти «Я помню! Я горжусь!» Направление: Нравственно-патриотическое Проблема, на решение которой направлен проект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Край, которым я горжусь. Курская область»
Опубликовано: 15 октября 2018 в 23:49
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД