Проект «Край, в котором мы живем»

Ирина Михнёва
Проект «Край, в котором мы живем»

Автор проекта: Михнёва И. Н. - старший воспитатель 1-й кв. категории

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, специалисты, родители.

Вид проекта: познавательно- исследовательский.

Тип проекта: по количеству участников – групповой, по длительности – долгосрочный.

Цель проекта: развитие познавательного интереса у дошкольников к истории, и культурному наследию народов Прибайкалья.

Освоение исторических и культурных ценностей (это и устное, и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, а также художественные промыслы и ремёсла) в работе с детьми дошкольного возраста определили задачи и содержание проекта.

Задачи:

1. Способствовать овладению познаниями особенностей культуры и быта жителей Приангарья, их традиций;

2. Развивать навыки исследовательской и поисковой работы;

3. Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, речи, социальной активности;

4. Воспитывать патриотические чувства;

5. Формирование чувства любви к малой родине на основе изучения национальных культурных традиций

Для осуществления поставленных задач используем авторскую комбинаторную программу «Я живу в Прибайкалье», программу дополнительного образования «Этнография русских крестьян среднего Приангарья» О. П. Черных, Т. М. Лесничева. целью которых является приобщение к культуре коренных народов региона.

Реализация проекта позволила задействовать разные виды деятельности: познавательно- исследовательскую, речевую, продуктивную, трудовую, двигательно- игровую, музыкальную, а также погружение воспитанников в особую атмосферу, формировании у них творческих и духовных начал.

Что даст работа над проектом?

Для педагогов:

-Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей;

-Обеспечение вариативности и разнообразия программ и организационных форм дошкольного образования;

-Формирование социокультурной среды;

-Повышение уровня педагогической компетентности;

-Поможет выявить творческие способности у дошкольников, развить социальную активность;

-Взаимодействие с родителями посредством создания совместного образовательного проекта.

Для детей:

-Формирование познания в области материальной и духовной культуры;

-Ориентирование в культурных, нравственных и социальных ценностях;

-Понимание значимости и ценности традиций народов Приангарья;

-Развитие исследовательских и поисковых навыков, инициативы;

-Создаст интерес к совместной познавательно- исследовательской деятельности.

Для родителей:

- Создание условий для участия в совместной познавательно- исследовательской деятельности;

-Интерес к истории и культуре народов Прибайкалья в процессе совместной исследовательской деятельности;

С целью оптимизации проектирования воспитательно-образовательного процесса были разработаны:

(Методическое обеспечение проекта)

1. Разработан перспективный план по теме проекта.

2. Разработан цикл занятий по этнографии, сценарии праздников и обрядов, оформлены картотеки народных игр, песен, закличек.

3. Согласно задачам и содержанию определены формы организации.

4. Оформлен мини- музей «Мой край родной»

Цель подготовительного этапа: Постановка проблемы, определение цели и задачи исследовательской работы; создание социокультурной среды.

Дошкольникам свойственно наглядно- образное мышление. Только в процессе интересной деятельности дошкольники смогут познакомиться с духовно- нравственными ценностями сибиряков, освоить отдельные элементы быта, культуры: народных обычаях, обрядов и праздников, поверий и примет, особенности народного календаря, устного народного творчества, детского игрового фольклора.

Учитывая это, мы определили перспективу дальнейшего развития проекта, прежде всего это создание необходимых условий в социокультурной среде, подбор форм работы и видов деятельности с детьми. С целью привлечения внимания родителей к участию в проекте провели анкетирование «Традиции моей семьи».

Одним из главных условий формирования познавательного интереса к истории, культуре своего народа считаем - создание условий в социокультурной среде, представляющее собой пространство, отражающее культуру региона, включающую природные и культурособразные элементы. В соответствии с этим был подобран материал о быте и культуре народов Приангарья: иллюстрации, познавательная и художественная литература; предметы народных промыслов; оформлены коллекции «Куклы моих бабушек», «Марья искусница»; макеты (жилище бурят, русских сибиряков); альбомы: «Изразцы», «Дымковская игрушка», «Загадки», «Народная игрушка», «Матрёшки», «Деревянное зодчество», «Народное творчество», «Чудеса из бересты»; оформлен мини- музей «Мой край родной».

В группах старшего дошкольного возраста оформлены уголки по нравственно- патриотическому воспитанию «Я живу в Прибайкалье», где дети знакомятся с символикой города, с картами Иркутской губернии, области, Ангарской деревни (поселения братских людей). Дети с удовольствием посещают этнографический музей клуба «Искра», где имеют возможность поближе познакомиться с экспонатами быта сибиряков.

Цель основного этапа проекта: формирование познавательных и исследовательских навыков в процессе ознакомления с историей и культурой земляков.

Содержание работы основного этапа проекта осуществлялось по направлениям:

«Историческое прошлое родного края», «Традиции», «Обряды, праздники»

Исследуя историю родного края, дошкольники расширяют представления о родном крае (как жили сибиряки раньше, какими промыслами занимались, из чего шили одежду, какое строили жилище и т. д.). В исследовательской деятельности помогают собранные коллекции, иллюстративный материал, схемы, дидактические пособия, образцы промыслов и т. д.

В центре игры собран необходимый игровой материал для организации сюжетно- ролевой, театрализованной и режиссерской игры: кокошники, игровые поля, элементы костюмов, предметы быта. Организуя игры «Охота», «Путешествие в прошлое» моим воспитанникам приходится создавать игровую среду, решать проблемные ситуации, что в свою очередь развивает воображение и мышление.

В качестве основных средств мы используем все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Основные приоритеты в работе с детьми:

-Создание атмосферы национального быта;

-Широкое использование фольклора;

-Знакомство с праздниками и традициями народов Прибайкалья;

-Знакомство с достопримечательностями города и края;

-Знакомство с декоративно - прикладным искусством;

-Знакомство с народными играми (русскими, бурятами, эвенками).

Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им, раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых людей. Освоение народной культуры, погружение в мир музыкального и поэтического фольклора предполагает организацию такой атмосферы, в которой разученные произведения становятся частью жизни ребенка, используются в разных ситуациях.

Дети фиксировали свои находки в коллекциях (книги, иллюстрации, фотографии, альбомах, изготовлении макетов. Очень интересную информацию дошкольники получали, посещая занятия по этнографии клуба «Искра», где в процессе игровых заданий, посещения этнографического музей, познавательных сообщений, д/игр узнавали об устройстве жилищ, ремеслах, занятиях сибиряков (охоте, рыбалке, обрядах и праздниках.

В формировании исследовательских и поисковых навыков использовали интерактивные формы работы, такие как:

-Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего- либо. В процессе сбора коллекций у детей развиваются такие стороны личности, как интеллектуальная, нравственно- волевая, эмоциональная, действенно- практическая, творческая активность.

-Мини музей (макет) –создание продукта детского творчества по той или иной теме, как до, так и после ее изучения и существуют в группе непродолжительное или длительное время, в зависимости от их назначения и востребованности. (созданы макеты «Деревенское подворье», «Юрта», «Чум») В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец композиции. Причем, не только он сам: каждый мини-музей – это результат общения, поиска, совместного творчества воспитателя, детей и родителей, что является особенно важным.

-Игры- путешествия - одна из интересных форм работы, в процессе которой развивается познавательная сфера дошкольников («Путешествие в прошлое родного края», «Они живут в Сибири»).

- «Мастерская», предполагающая совместную деятельность педагога с детьми, организацию рабочего пространства, на котором разворачивается совместная работа. (рисование «Народный костюм», лепка «Юрта», аппликация «Поясок», ручной труд «Оберег», создание альбомов: «Это было на Ангаре», «Мой край», «Народов дружная семья», «Фольклор народов Прибайкалья», «Орнаменты народов Прибайкалья», «Костюмы народов Сибири», «Народные музыкальные инструменты»; изготовление элементов костюмов; рисование и т. д.)

-Народные игры, которые как правило, связаны с праздниками, в ходе которых формируется у детей устойчивое отношение к культуре своего народа,

-Исследовательская деятельность, предоставляющая возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», устанавливать причинно-следственную связь.

На протяжении всего проекта родители активно помогали детям в сборе интересной информации о семейных праздниках, исторических фактах; создании коллекций, альбомов; изготовлении элементов народного костюма; были активными участниками народных и обрядовых праздников; создании «Книги народной мудрости»; участие в выставках семейного творчества «Пасхальное яичко», «Народные умельцы». Родители стали не только полноправными участниками педагогического процесса и у них появился интерес к истории и культуре земляков.

Итогом реализации проекта стали совместные мероприятия:

-Интеллектуальная игра Блиц - турнир «Путешествие в прошлое»;

-Фотовыставка «Семейные традиции»;

-Выставка народно- прикладного творчества «Народные умельцы земли сибирской»;

-Оформление мини – музея «Мой край»

Тесное сотрудничество позволило сблизить всех участников образовательного пространства в едином союзе, ориентированном на развитие познавательного интереса у дошкольников к истории, и культурному наследию народов, гармонизацию детско- взрослых отношений.

Литература:

Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маханева О. А., Корепанова О. Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.

Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В; Есаулова Н. А. ; Потапова Н. Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.

Авторская комбинаторная программа «Я живу в Прибайкалье». Коллектив МБДОУ «ДСОВ №47». Братск 2012.

Программа дополнительного образования Этнография русских крестьян. О. П. Черных, Т. М. Лесничева. Братск 2012.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Наш край, в котором мы живем» Тема: «Наш край, в котором мы живем» (Занятие вводное, ознакомительное). Образовательные задачи : -закреплять знания детей по теме «Россия»,.

Образовательный маршрут для родителей «Дом, в котором мы живем» Дом, в котором мы живем. Дом, милый дом. В гостях хорошо, а дома лучше. Приведите меня домой, дороги. Дом там, где твоё сердце. Но моё.

«Дом, в котором мы живем». Пособие для сюжетно-ролевых игр«Дом, в котором мы живем». Пособие для сюжетно-ролевых игр Ни для кого не секрет, что в три года у детей преобладает игра рядом, механическое повторение действий с предметами. Чтобы создать предпосылки.

Конспект занятия «Село, в котором мы живем» Конспект занятия «Село, в котором мы живем». Программное содержание: Формировать у детей представления о планете Земля. Познакомить с глобусом,.

Конспект НОД по краеведению «Город, в котором мы живем» Программное содержание: Цель: Расширить представления детей о своём городе. Задачи: Способствовать закреплению знаний детей о стране в.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект: «Край, в котором мы живём» Развитие нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с родным краем через проектную деятельность.

Педагогический проект «Край, в котором я живу» Педагогический проект «Край, в котором я живу» Автор проекта: старший воспитатель Янбердина Миляуша Амировна «У большинства людей чувство.

Познавательное развитие «Дом, в котором мы живем» Цель: расширить представление детей об окружающем мире. Закрепить понятия: гнездо, дупло, берлога, нора и скворечник. Воспитывать любовь.

Проект «Город, в котором мы живем» для детей младшей группыПроект «Город, в котором мы живем» для детей младшей группы Край родной, ты с малых лет всегда со мной, Милый край, лесной, сиреневый, грибной, Для меня поют здесь песни соловьи, И для меня журчат.

Проект «Край, в котором мы живем» Пояснительная записка Представляю опыт своей работы по ознакомлению дошкольников с малой родиной. Направление работы было выбрано не случайно,.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Птицы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Проект «Край, в котором мы живем»
Опубликовано: 12 апреля 2016 в 17:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт познавательного развлечения «Праздник мороженого»
Цель:Совершенствовать знания о мороженом, его полезных и вкусных свойствах. Праздник мороженого ждали все ребята, им было очень интересно, какой же...
Фотоотчет «Мои садовые цветы».
Фотоотчет « Мои садовые цветы». Доброе время суток! Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свое увлечение – это выращенные мною цветы. Каждую весну...
Проект по ПДД во второй младшей группе «Маленькие ножки шагают по дорожке»
Проект по ПДД во 2 младшей группе «Маленькие ножки шагают по дорожке» Актуальность: Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую...
Оформление группы «Рамки для продуктивной деятельности воспитанников»
Оформление группы Рамки для продуктивной деятельности воспитанников Соболева Валентина Ивановна Рамки для продуктивной деятельности воспитанников Центр ИЗО...
Музыкально-спортивный батл «В гостях у морского царя Нептуна»
Доброго всем время суток дорогие коллеги. В августе, традиционно, мы празднуем день рождение группы. В этом году мы решили провести его в морской тематике...