МААМ-картинки

Проект «Край, в котором мы живем»

Ирина Михнёва
Проект «Край, в котором мы живем»

Автор проекта : Михнёва И. Н. - старший воспитатель 1-й кв. категории

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, специалисты, родители.

Вид проекта : познавательно- исследовательский.

Тип проекта : по количеству участников – групповой, по длительности – долгосрочный.

Цель проекта : развитие познавательного интереса у дошкольников к истории, и культурному наследию народов Прибайкалья.

Публикация «Проект „Край, в котором мы живем“» размещена в разделах

Освоение исторических и культурных ценностей (это и устное, и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, а также художественные промыслы и ремёсла) в работе с детьми дошкольного возраста определили задачи и содержание проекта.

Задачи:

1. Способствовать овладению познаниями особенностей культуры и быта жителей Приангарья, их традиций;

2. Развивать навыки исследовательской и поисковой работы;

3. Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, речи, социальной активности;

4. Воспитывать патриотические чувства;

5. Формирование чувства любви к малой родине на основе изучения национальных культурных традиций

Для осуществления поставленных задач используем авторскую комбинаторную программу «Я живу в Прибайкалье», программу дополнительного образования «Этнография русских крестьян среднего Приангарья» О. П. Черных, Т. М. Лесничева. целью которых является приобщение к культуре коренных народов региона.

Реализация проекта позволила задействовать разные виды деятельности: познавательно- исследовательскую, речевую, продуктивную, трудовую, двигательно- игровую, музыкальную, а также погружение воспитанников в особую атмосферу, формировании у них творческих и духовных начал.

Что даст работа над проектом?

Для педагогов:

-Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей;

-Обеспечение вариативности и разнообразия программ и организационных форм дошкольного образования;

-Формирование социокультурной среды;

-Повышение уровня педагогической компетентности;

-Поможет выявить творческие способности у дошкольников, развить социальную активность;

-Взаимодействие с родителями посредством создания совместного образовательного проекта.

Для детей:

-Формирование познания в области материальной и духовной культуры;

-Ориентирование в культурных, нравственных и социальных ценностях;

-Понимание значимости и ценности традиций народов Приангарья;

-Развитие исследовательских и поисковых навыков, инициативы;

-Создаст интерес к совместной познавательно- исследовательской деятельности.

Для родителей:

- Создание условий для участия в совместной познавательно- исследовательской деятельности;

-Интерес к истории и культуре народов Прибайкалья в процессе совместной исследовательской деятельности;

С целью оптимизации проектирования воспитательно-образовательного процесса были разработаны:

(Методическое обеспечение проекта)

1. Разработан перспективный план по теме проекта.

2. Разработан цикл занятий по этнографии, сценарии праздников и обрядов, оформлены картотеки народных игр, песен, закличек.

3. Согласно задачам и содержанию определены формы организации.

4. Оформлен мини- музей «Мой край родной»

Цель подготовительного этапа: Постановка проблемы, определение цели и задачи исследовательской работы; создание социокультурной среды.

Дошкольникам свойственно наглядно- образное мышление. Только в процессе интересной деятельности дошкольники смогут познакомиться с духовно- нравственными ценностями сибиряков, освоить отдельные элементы быта, культуры: народных обычаях, обрядов и праздников, поверий и примет, особенности народного календаря, устного народного творчества, детского игрового фольклора.

Учитывая это, мы определили перспективу дальнейшего развития проекта, прежде всего это создание необходимых условий в социокультурной среде, подбор форм работы и видов деятельности с детьми. С целью привлечения внимания родителей к участию в проекте провели анкетирование «Традиции моей семьи».

Одним из главных условий формирования познавательного интереса к истории, культуре своего народа считаем - создание условий в социокультурной среде, представляющее собой пространство, отражающее культуру региона, включающую природные и культурособразные элементы. В соответствии с этим был подобран материал о быте и культуре народов Приангарья: иллюстрации, познавательная и художественная литература; предметы народных промыслов; оформлены коллекции «Куклы моих бабушек», «Марья искусница»; макеты (жилище бурят, русских сибиряков); альбомы: «Изразцы», «Дымковская игрушка», «Загадки», «Народная игрушка», «Матрёшки», «Деревянное зодчество», «Народное творчество», «Чудеса из бересты»; оформлен мини- музей «Мой край родной».

В группах старшего дошкольного возраста оформлены уголки по нравственно- патриотическому воспитанию «Я живу в Прибайкалье», где дети знакомятся с символикой города, с картами Иркутской губернии, области, Ангарской деревни (поселения братских людей). Дети с удовольствием посещают этнографический музей клуба «Искра», где имеют возможность поближе познакомиться с экспонатами быта сибиряков.

Цель основного этапа проекта : формирование познавательных и исследовательских навыков в процессе ознакомления с историей и культурой земляков.

Содержание работы основного этапа проекта осуществлялось по направлениям:

«Историческое прошлое родного края», «Традиции», «Обряды, праздники»

Исследуя историю родного края, дошкольники расширяют представления о родном крае (как жили сибиряки раньше, какими промыслами занимались, из чего шили одежду, какое строили жилище и т. д.). В исследовательской деятельности помогают собранные коллекции, иллюстративный материал, схемы, дидактические пособия, образцы промыслов и т. д.

В центре игры собран необходимый игровой материал для организации сюжетно- ролевой, театрализованной и режиссерской игры: кокошники, игровые поля, элементы костюмов, предметы быта. Организуя игры «Охота», «Путешествие в прошлое» моим воспитанникам приходится создавать игровую среду, решать проблемные ситуации, что в свою очередь развивает воображение и мышление.

В качестве основных средств мы используем все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Основные приоритеты в работе с детьми:

-Создание атмосферы национального быта;

-Широкое использование фольклора;

-Знакомство с праздниками и традициями народов Прибайкалья;

-Знакомство с достопримечательностями города и края;

-Знакомство с декоративно - прикладным искусством;

-Знакомство с народными играми (русскими, бурятами, эвенками).

Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им, раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых людей. Освоение народной культуры, погружение в мир музыкального и поэтического фольклора предполагает организацию такой атмосферы, в которой разученные произведения становятся частью жизни ребенка, используются в разных ситуациях.

Дети фиксировали свои находки в коллекциях (книги, иллюстрации, фотографии, альбомах, изготовлении макетов. Очень интересную информацию дошкольники получали, посещая занятия по этнографии клуба «Искра», где в процессе игровых заданий, посещения этнографического музей, познавательных сообщений, д/игр узнавали об устройстве жилищ, ремеслах, занятиях сибиряков (охоте, рыбалке, обрядах и праздниках.

В формировании исследовательских и поисковых навыков использовали интерактивные формы работы, такие как:

-Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего- либо. В процессе сбора коллекций у детей развиваются такие стороны личности, как интеллектуальная, нравственно- волевая, эмоциональная, действенно- практическая, творческая активность.

-Мини музей (макет) –создание продукта детского творчества по той или иной теме, как до, так и после ее изучения и существуют в группе непродолжительное или длительное время, в зависимости от их назначения и востребованности. (созданы макеты «Деревенское подворье», «Юрта», «Чум») В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец композиции. Причем, не только он сам: каждый мини-музей – это результат общения, поиска, совместного творчества воспитателя, детей и родителей, что является особенно важным.

-Игры- путешествия - одна из интересных форм работы, в процессе которой развивается познавательная сфера дошкольников («Путешествие в прошлое родного края», «Они живут в Сибири»).

- «Мастерская», предполагающая совместную деятельность педагога с детьми, организацию рабочего пространства, на котором разворачивается совместная работа. (рисование «Народный костюм», лепка «Юрта», аппликация «Поясок», ручной труд «Оберег», создание альбомов: «Это было на Ангаре», «Мой край», «Народов дружная семья», «Фольклор народов Прибайкалья», «Орнаменты народов Прибайкалья», «Костюмы народов Сибири», «Народные музыкальные инструменты»; изготовление элементов костюмов; рисование и т. д.)

-Народные игры, которые как правило, связаны с праздниками, в ходе которых формируется у детей устойчивое отношение к культуре своего народа,

-Исследовательская деятельность, предоставляющая возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», устанавливать причинно-следственную связь.

На протяжении всего проекта родители активно помогали детям в сборе интересной информации о семейных праздниках, исторических фактах; создании коллекций, альбомов; изготовлении элементов народного костюма; были активными участниками народных и обрядовых праздников; создании «Книги народной мудрости»; участие в выставках семейного творчества «Пасхальное яичко», «Народные умельцы». Родители стали не только полноправными участниками педагогического процесса и у них появился интерес к истории и культуре земляков.

Итогом реализации проекта стали совместные мероприятия:

-Интеллектуальная игра Блиц - турнир «Путешествие в прошлое»;

-Фотовыставка «Семейные традиции»;

-Выставка народно- прикладного творчества «Народные умельцы земли сибирской»;

-Оформление мини – музея «Мой край»

Тесное сотрудничество позволило сблизить всех участников образовательного пространства в едином союзе, ориентированном на развитие познавательного интереса у дошкольников к истории, и культурному наследию народов, гармонизацию детско- взрослых отношений.

Литература:

Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маханева О. А., Корепанова О. Н. и др. – СПБ. : «Детство-Пресс», 2004.

Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В; Есаулова Н. А. ; Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ. : Детство-Пресс, 2004.

Авторская комбинаторная программа «Я живу в Прибайкалье». Коллектив МБДОУ «ДСОВ №47». Братск 2012.

Программа дополнительного образования Этнография русских крестьян. О. П. Черных, Т. М. Лесничева. Братск 2012.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Наш край, в котором мы живем» Тема: «Наш край, в котором мы живем» (Занятие вводное, ознакомительное). Образовательные задачи : -закреплять знания детей по теме «Россия»,.

Образовательный маршрут для родителей «Дом, в котором мы живем» Дом, в котором мы живем. Дом, милый дом. В гостях хорошо, а дома лучше. Приведите меня домой, дороги. Дом там, где твоё сердце. Но моё.

«Дом, в котором мы живем». Пособие для сюжетно-ролевых игр«Дом, в котором мы живем». Пособие для сюжетно-ролевых игр Ни для кого не секрет, что в три года у детей преобладает игра рядом, механическое повторение действий с предметами. Чтобы создать предпосылки.

Конспект занятия «Село, в котором мы живем» Конспект занятия «Село, в котором мы живем». Программное содержание: Формировать у детей представления о планете Земля. Познакомить с глобусом,.

Конспект НОД по краеведению «Город, в котором мы живем» Программное содержание: Цель: Расширить представления детей о своём городе. Задачи: Способствовать закреплению знаний детей о стране в.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект: «Край, в котором мы живём» Развитие нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с родным краем через проектную деятельность.

Педагогический проект «Край, в котором я живу» Педагогический проект «Край, в котором я живу» Автор проекта: старший воспитатель Янбердина Миляуша Амировна «У большинства людей чувство.

Познавательное развитие «Дом, в котором мы живем» Цель: расширить представление детей об окружающем мире. Закрепить понятия: гнездо, дупло, берлога, нора и скворечник. Воспитывать любовь.

Проект «Город, в котором мы живем» для детей младшей группыПроект «Город, в котором мы живем» для детей младшей группы Край родной, ты с малых лет всегда со мной, Милый край, лесной, сиреневый, грибной, Для меня поют здесь песни соловьи, И для меня журчат.

Проект «Край, в котором мы живем» Пояснительная записка Представляю опыт своей работы по ознакомлению дошкольников с малой родиной. Направление работы было выбрано не случайно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Край, в котором мы живем»
Опубликовано: 12 апреля 2016 в 17:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД