Лучший педагог года

Проект «Куклы из бабушкиного сундука»

Татьяна Николаевна Сидорова
Проект «Куклы из бабушкиного сундука»

Проект «Куклы из бабушкиного сундука»

Сидорова Т. Н., воспитатель высшей квалификационной категории

Шуванова О. Е., воспитатель первой квалификационной категории

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 117 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» г. Пенза

Публикация «Проект „Куклы из бабушкиного сундука“» размещена в разделах

Сидорова т. н. :
Проектная деятельность
Актуальность

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселённых городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Мы живем в такое время, когда начинаем что-то заново открывать или переоценивать. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет поверхностное представление.

В отсутствие в древности технологий сохранения больших объёмов информации бесценным источником знаний о русской культуре является фольклор во всём разнообразии его жанров и проявлений. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является тряпичная кукла. А с учётом возросшего общественного интереса к русскому фольклорному искусству тема данного проекта становится востребованной и актуальной. Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Поэтому одной из важных задач в дошкольном возрасте можно считать – приобретение дошкольниками элементарных знаний об истории и культуре своего народа.

Проблематика проекта.

Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к такому фольклорному направлению как народная тряпичная кукла, мы порой не задумываемся и не осознаём её важного места в русской культуре и не воспринимаем как привлекательную игрушку. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность и значимость тряпичной куклы.

Цель проекта.

Приобщение детей 6-7 лет к народной культуре посредством ознакомления с тряпичной народной куклой.

Задачи.

1) Познакомить дошкольников с историей возникновения народной тряпичной куклы.

2) Развивать и обогащать знания о куклах, их видах (куклы-обереги, обрядовые, игровые).

3) Познакомить с различными техниками изготовления народной куклы (пеленашка, закрутка, кукла-нянюшка).

4) Воспитывать интерес к тряпичной народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

5) Создать условия для творческого самовыражения детей.

Вид проекта : информационно-исследовательский.

Проект долгосрочный, рассчитан на четыре недели, для детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта : воспитатели и дети подготовительной группы №1, родители воспитанников

Ожидаемые результаты. В результате проектной деятельности у детей сформируются представления: об истории возникновения народной тряпичной куклы, о различных техниках изготовления народных кукол, возрастёт интерес к русской народной культуре в целом.

Этапы проектной деятельности.

Подготовительный этап.

Подготовка материалов:

-подбор наглядных и дидактических материалов:

тряпичные куклы (Берегиня, Крупеничка, Кубышка-травница, Коляда, Подорожница, Столбушка с косой, Славутница, Нянюшка, кукла-закрутка и другие, фото- и видео - сюжеты, тематические альбомы по теме проекта, репродукции картин (М. Игнатьев «Мама», Ж. Б. Грез «Девочка с куклой», А. Ремнев «Масленица», настольно-печатные и дидактические игры по теме: «Собери куклу», «Четвёртый лишний», «Одень куклу» и др.

Подбор литературы и предварительное чтение художественной литературы:

- А. Барто «Кукла», Е. Благинина «Малышок-голышок», Р. Гейдар «Какое имя кукле дать;

авторские сказки Н. Груздева «Путешествие куклы», О. Назарова «Про куклу», Н. Д. Телешов «Сказка про Крупеничку»;

русские народные сказки: «Василиса Прекрасная», «Василиса Премудрая», «Матушкина куколка», «Баба-Яга» и др.

Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности:

материалы для изготовления тряпичных кукол (кусочки различных видов ткани, нитки, ленты, тесьма и т. п., технологические карты по изготовлению тряпичных кукол «Пеленашка», «Закрутка», «Нянюшка», «Ангелочек», «Малышок-голышок», «Покостница»; атрибуты для сюжетно-ролевых игр ( предметы быта и старины: «бабушкин сундук», рушник, свивальник, подзорник, деревянная посуда и т. д.).

Анкетирование родителей: «Как мы играем с ребёнком», «Поликультурное воспитание в семье».

Продуктивный этап.

Постановка проблемы.

Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная».

В ходе обсуждения содержания сказки, вопросы к детям:

- Назовите главных героев сказки;

- Кто помогал Василисе Прекрасной выполнять трудную работу? (куколка) :

- Как могла выглядеть эта кукла? При рассматривании иллюстраций было обращено внимание детей на то, что мы не встретили ни одного изображения самой куколки, а ведь она является одним из главных действующих персонажей сказки. Выяснили, что хотели бы узнать о кукле намного больше. А поскольку сказка русская народная, то узнать больше о народной кукле. Так зародилась идея проекта «Куклы из бабушкиного сундука».

1. Знакомство с историей возникновения тряпичной народной куклы :

- Цикл НОД и бесед: «Откуда пришла кукла»;

«История появления тряпичной куклы»;

«Знакомство с русской народной куклой»;

«Виды тряпичных кукол: обереговые, обрядовые, игровые»;

«Виртуальное путешествие: «В гости к бабушке Арине»;

«Куклы из бабушкиного сундука : Кукла Крупеничка (Зерновушка)»,

«Кукла Берегиня»,

«Кукла Кубышка-травница»;

-Рассматривание тематических альбомов, видео презентации «Народные тряпичные куклы»;

-Обогащение и активизация словаря детей новыми словами: кукла-оберег, обряд, традиция, свивальник, подзорник, безликая кукла, котомка, посох;

- Обсуждение характерных признаков, по которым можно классифицировать тряпичных кукол на такие группы как обереговые, обрядовые, игровые;

- Чтение русских народных сказок: «Матушкина куколка», «Василиса Премудрая» и стихотворений про кукол (Е. Благинина «Малышок-голышок», Г. Заславская «Кукла» и др;

- Рассматривание репродукций картин (М. Игнатьев «Мама», Ж. Б. Грез «Девочка с куклой», С. Кожин «Масленица на Руси» и др.)

2. Формирование у дошкольников умений и навыков изготовления тряпичных кукол с использованием технологических карт.

- Продуктивная деятельность детей по изготовлению куклы Пеленашки;

- Продуктивная деятельность детей по изготовлению куклы Закрутки

- Продуктивная деятельность детей по изготовлению куклы Нянюшки.

3. Исследовательская деятельность.

- Серия бесед-обсуждений: «В какие куклы играли наши бабушки, «Виды тряпичных кукол: обереговые, обрядовые, игровые», «Почему тряпичных кукол делали безликими?» и т. д.

- Сравнение тряпичных кукол разных видов и нахождение сходств и различий между ними по внешнему виду и назначению;

- Формулирование общих выводов о том, что деление кукол на виды (игровые, обереговые, обрядовые) не чёткое, а условное. Так как одна и та же кукла может быть одновременно и обереговой и игровой, обрядовой и игровой;

- ДНОД со социальными партнерами ДОУ «Пензенский государственный краеведческий музей: «Соломенная кукла», «Куколка увитая». Знакомство детей с традицией изготовления тряпичной куклы.

4. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов и в совместной с родителями деятельности по теме проекта :

- Продуктивная деятельность: рисование на тему: «Моя любимая тряпичная кукла»;

- Чтение сказок и стихов; - Изготовление тряпичных кукол с детьми и родителями;

-Экскурсия в Пензенский государственный краеведческий музей;

- Создание видеоролика «Экскурсия в краеведческий музей;

- Оформление газеты в родительский уголок «Тряпичные куклы наших бабушек»;

-Организация выставки «Коллекция тряпичных кукол».

5. Игровая деятельность детей.

- Настольно-печатные, дидактические и словесные игры:

«Узнай куклу по описанию»,

«Собери куклу»,

«Четвёртый лишний»;

- Сюжетно-ролевая игра «Посидим в горнице»;

- Народные подвижные игры: «Горелки», «Плетень», «Золотые ворота».

Презентативный этап.

- Обобщение материалов и результатов проекта;

- Создание мини-музея «Народные тряпичные куклы»;

- Презентация проекта : «Куклы из бабушкиного сундука».

- Создание видеоролика с участием детей;

- Проведение детьми экскурсий по теме проекта для других возрастных групп.

В результате реализации проекта «Куклы из бабушкиного сундука» предметно-развивающая среда пополнилась следующими материалами и пособиями:

1).Создан мини-музей в ДОУ «Русские народные тряпичные куклы»;

2). Видео презентации: «Куклы из бабушкиного сундука», «Откуда Русь пришла», «Образ куклы в картинах художников»;

3). Разработаны технологические карты по изготовлению кукол: «Пеленашка», «Закрутка», «Нянюшка», «Зернушка»;

4). Оформлены альбомы: «Русский народный костюм», «Семейные традиции», «Народные праздники;

5). Созданы разные виды картотек: «Русские народные игры», «Стихи и сказки о кукле», «Поговорки и пословицы».

Реализация данного проекта способствовала приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям, обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развитию познавательных интересов.

Литература.

1. Аскарова, А. В. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре

/А. В. Аскарова // Дошкольное воспитание. – 2011. -№ 7.- с. 117-120.

2. Горичева, В. С. Куклы / В. С. Горичева. - Ярославль: Академия развития, 1999.-с. 187.

3. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы / З. И. Зимина. - М: Ладога 100, 2007.- с. 64.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Досуговое мероприятие для детей «Куклы из бабушкиного сундука» ЦЕЛЬ: Формирование представлений о разнообразии народных игрушек. ЗАДАЧИ: 1. Знакомить детей с разнообразием видов русского прикладного.

Фотоотчёт. Мастер-класс «Куклы из бабушкиного сундучка»Фотоотчёт. Мастер-класс «Куклы из бабушкиного сундучка» Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, традициям и обычаям русского народа, истории народной.

Интегрированное занятие «Куклы-обереги из бабушкиного сундука» Задачи: 1. Закрепить знания детей о куклах-оберегах. 2. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение.

Кружковая работа. Мастерская «Куклы из бабушкиного сундучка»Кружковая работа. Мастерская «Куклы из бабушкиного сундучка» ГРАФИК РАБОТЫ КРУЖКА Мастерская «Куклы из бабушкиного сундучка День недели Продолжительность Периодичность Вторник с 15.30 до 16.00 1.

Куклы из бабушкиного сундука. Мероприятие с мамами и девочкамиКуклы из бабушкиного сундука. Мероприятие с мамами и девочками Воспитатель и девочки в русских народных сарафанах, под звуки русской народной музыки заводят хоровод. У Петровых у ворот Вьется, вьется.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Игрушки из бабушкиного сундука»Сценарий развлечения для старших дошкольников «Игрушки из бабушкиного сундука» «ИГРУШКИ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА»Цель: популяризация старинного русского промысла – изготовления игрушек Вид деятельности: Познавательная.

Занятие по образовательной области «Познание» «Куклы бабушкиного сундука» (подготовительная к школе группа) Тема: «Куклы бабушкиного сундука» Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приоб-щения к истории русской культуры.

Проект «Куклы-обереги» (фотоотчет)Проект «Куклы-обереги» (фотоотчет) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию один из проектов нашей группы "Веснушки". Он является итоговым мероприятием недели под.

Проект «История куклы» ПРОЕКТ "ИСТОРИЯ КУКЛЫ" Продолжительность: 1 неделя Тип проекта: Познавательно - творческий Участники проекта: Педагог, дети, социальные.

Проект «Куклы из бабушкиного сундучка» Кто в детстве в куклы не играл, Тот и счастья не видал. (народная мудрость) Пояснительная записка Современное общество характеризуется ростом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Куклы из бабушкиного сундука»
Опубликовано: 27 мая 2016 в 11:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД