Папки-передвижки

Проект «Лекарственные растения» для детей старшего дошкольного возраста

Тюрина Гюзель
Проект «Лекарственные растения» для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. В связи со сложившимися условиями современного общества актуальным становится экологическое образование подрастающего поколения.

В настоящее время экологическое воспитание превращается в чрезвычайную широкую и весьма важную научную дисциплину. Люди стали брать от природы все, что им кажется необходимым, ничего не давая взамен. И все чаще и чаще можно замечать, как мы отходим от нее, не пытаемся сохранить, какой же она потом достанется детям? Самые маленькие жители нашей планеты — дети дошкольного возраста. И в этом возрасте при правильном воспитании любовь к природе может проявиться не только в любовании ею, но и в доступной детям деятельности по охране природы, выращиванию растений. Ребенок, самостоятельно посадивший растение уже не будет бездумно относиться к природе, не сорвет ради забавы цветок или ветку дерева. Наблюдая и рассматривая растения с детьми в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора. Актуальность этой проблемы состоит в том, чтобы приучать детей к экологической культуре, учиться заботиться о растениях, наблюдать за их ростом, уметь узнавать лекарственные растения и знать их названия.

Публикация «Проект „Лекарственные растения“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Характеристика проекта :

Проект является краткосрочным, сроки реализации: 1 месяц. Проект имеет три направления: исследовательский, творческий, игровой.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников.

Реализация проекта включала три этапа : подготовительный, основной и аналитический.

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

На данном этапе происходило формулирование проблемы и цели проекта, после чего определялся продукт проекта.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта явились : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Цель проекта :

Ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира.

Объект проекта : процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: проектная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты проекта :

Для детей :

1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.

Для педагогов:

Возрастает интерес к новому виду сотрудничества с семьей.

• Формируется мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.

• Накапливается опыт по планированию проектной деятельности.

Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.

Формы работы: игры, беседы, НОД

Формы работы с родителями: консультации, собрания, мероприятия, конкурсы.

Методы, используемые в проекте : анализ психолого-педагогической литературы; моделирование; наблюдение; анализ продуктов детской деятельности; статистическая обработка данных.

Педагогические технологии: игровые, информационно-коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, проектные.

Мониторинг развития патриотических чувств ребенка старшего дошкольного возраста :

1. Беседы с ребенком

Выявление уровня экологической воспитанности;

Вопросы беседы:

1. Как ты думаешь, нужно ли оберегать природу и почему?

2. Осуждаешь ли ты негативное поведение человека в природе?

3. Как ты думаешь, нужно ли защищать и оберегать животных и растений?

4. Какую пользу приносят растения для человека?

5. Смогут ли люди прожить без природы и ее красоты. Если нет, то почему?

Критерии оценки:

Низкий уровень. Дошкольник неправильно ответил на все вопросы, не проявляет интерес к природе.

Средний уровень. Затрудняется в вопросах беседы, имеет средние знания о о природе, растениях.

Высокий уровень. Ребенок проявляет высокий интерес к природе, с желанием отвечает на вопросы беседы, проявляет активность, инициативу.

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП.

1 – подготовительный.

1. Отбор содержания для ознакомления детей с лекарственными растениями (ИКТ, дидактические игры).

2. Отбор форм работы с детьми по экологическому воспитанию. (Экскурсии на участке, НОД)

3. Разработка методических приемов для формирования экологической воспитанности.

4. Материально-техническое оснащение (обеспечение педагогов и детей наглядными пособиями, методической литературой).

2 – основной.

Работа с детьми в рамках проекта включала :

1. Занятия по ознакомлению с лекарственными растениями.

2. Беседы на экологические темы

3. Дидактические игры, направленные на пополнение знаний о лекарственных растениях.

4. Чтение художественной литературы, стихов, загадок.

5. Проблемно-поисковая деятельность (разрешение ситуаций общения).

Особенности организации работы с детьми:

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.

В процессе работы использовались методы:

словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, стихи, загадки, пословицы, поговорки);

наглядные (демонстрация, иллюстрация, наблюдения за поведением других людей);

практические (наблюдение, показ, упражнение, метод проблемных ситуаций, дидактические игры).

3 – контрольно-оценочный.

1. Проведение итогового занятия («Мое растение»).

2. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОО по патриотическому воспитанию детей.

3. Выставка детских рисунков на тему «Наши растения».

III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

Для того, чтобы выявить, на каком уровне развития находится экологическое воспитание дошкольников, мы провели мониторинг. Нами были получены следующие результаты:

К низкому уровню развития мы отнесли 10 дошкольников (50 %).

К среднему уровню развития экологического экологической воспитанности мы отнесли 6 (35 %) дошкольников.

К высокому уровню относятся 4 (15 %) дошкольника.

По окончании проекта нам удалось выявить следующие результаты:

К низкому уровню развития мы отнесли 3 дошкольника (5 %).

К среднему уровню развития экологической воспитанности мы отнесли 6 (35 %) дошкольников.

К высокому уровню относятся 11 (60 %) дошкольников.

Результаты мониторинга позволяют сделать вывод о том, что проект «Лекарственные растения» положительно и эффективно повлиял на развитие экологического воспитания старших дошкольников.

Заключение

Экологическая проблема в настоящее время начинает приобретать особый интерес. В связи с этим ознакомление дошкольников с природой, растениями, которые приносят пользу, становится важной задачей педагога и дошкольного учреждения. С помощью нашего проекта дети научились различать лекарственные растения, узнали о пользе, многообразии видов. Важной частью проекта являются дидактические игры, направленные на формирование экологической воспитанности.

Так же немаловажное значение в нашем проекте уделялось непосредственно – образовательной деятельности, в частности, рисованию лекарственных растений. В нашем проекте мы уделяли активное влияние работе с родителями.

Данный проект послужит воспитателям и педагогам в решении задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Подводя итог, мы бы хотелось закончить словами известного писателя Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Я надеюсь, что разработанный нами проект поможет детям приблизиться к природе и понять, что мы, люди, в ответе за нее, за животных и за растения. Именно забота о природе, на наш взгляд, и делает нас людьми.

Список используемой литературы:

1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет : метод. рекомендации / Т. М. Бондаренко. – М. : Мозаика Синтез, 2014. – 192 с.

2. Бобылева, Л. К природе – с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О. // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 4. – С 38 – 43.

3. Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С 104-109.

4. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию : перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста / О. А. Воронкевич. – СПб. : Детство – Пресс, 2011. – 160 с.

5. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников : метод. пособие / Л. И. Егоренков. – М. :Аркти, 2011. – 189 с.

6. Иванова, А. И. Живая экология : программа экологического образования дошкольников / А. И. Иванова. – М. : АСТ, 2015. – 215 с.

7. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : учеб. пособие для педагогов / А. И. Иванова. – М. : Мозаика Синтез, 2013. – 155 с.

8. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду : метод. пособие / Н. В. Колошина. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 144 с.

9. Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте : учеб. пособие / Е. Ф. Козина. – М. : Прометей, 2011. – 488 с.

10. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие / под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 319 с.

Дидактические игры по ознакомлению с лекарственными растениями

Дидактическая игра «Помоги айболиту»

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Дидактическая игра «Назови растения»

Художественная деятельность (рисование) : «Наши растения»

• На данном этапе я провела с детьми занятие по художественной деятельности «Наши растения». Каждый из малышей нарисовал растение, о котором хотел бы заботится и выращивать.

Использование картинок, наглядных методов

Чтение художественной литературы о лекарственных растениях (стихи, загадки)

Для того, чтобы активизировать знания ребят, мной были подобраны различные стихотворения о лекарственных растениях :

Ромашки

Как будто солнца луч пророс,

За городским овражком,

Сияют капельками рос

Старинные ромашки. (А. Марков)

О Растениях

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу

Идти в одном строю,

Летать в одном полете…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюквы на болоте.

Загадки:

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Белые реснички

(Ромашка)

Публикации по теме:

Беседа с детьми подготовительной группы «Лекарственные растения на Дону»Беседа с детьми подготовительной группы «Лекарственные растения на Дону» Цель: формировать представления о лекарственных травах Ростовской области. Задачи: Расширять знания детей о лекарственных дикорастущих.

Индивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возрастаИндивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.

Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.

Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора»Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.

Конспект прогулки на тему «Лекарственные растения» для старшего дошкольного возрастаКонспект прогулки на тему «Лекарственные растения» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о лекарственных растениях. Ход прогулкиВоспитатель: Без растений жизнь на земле не существовала бы. Растения.

Конспект экскурсии «Цветущие растения нашего парка» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект экскурсии «Цветущие растения нашего парка» для детей старшего дошкольного возраста Цель: - вызвать интерес к цветущим растениям нашего края; - воспитывать любовь к природе, бережное отношение.

Конспект занятия «Лекарственные растения» Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека. Задачи: уточнить и расширить представления.

Лэпбук «Лекарственные растения»Лэпбук «Лекарственные растения» Для ознакомления воспитанников с лекарственными растениям в средней логопедической группе был изготовлен тематический лэпбук. Цель лэпбука:.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Экологический проект «Лекарственные растения»Экологический проект «Лекарственные растения» Паспорт проекта Тема: «Лекарственные растения» Вид проекта: групповой Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный. Участники: дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Лекарственные растения» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 февраля 2022 в 19:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД