МААМ-картинки

Проект «Люби и береги природу родного Верхоянья»

Агафья Тимофеевна Рожина
Проект «Люби и береги природу родного Верхоянья»

Паспорт проекта

Название: «Люби и береги природу родного Верхоянья»

Авторы проекта : Рожина Агафья Тимофеевна

Вид проекта : долгосрочный

Продолжительность проекта : сентябрь-май

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели и родители.

Актуальность

Каждый человек – часть природы. Природа составляет постоянное окружение человека, естественную среду, в котором он живет и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь.

Публикация «Проект „Люби и береги природу родного Верхоянья“» размещена в разделах

У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять её. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к родному краю, на мой взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.

Цель проекта : Формирование знаний детей о природе родного Верхоянья, средствами экологического воспитания.

Задачи проекта :

Обучающие:

1. Дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества, о разнообразии животных и растений, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

2. Учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;

3. Организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

4. Научить детей простейшим правилам поведения в природе.

Развивающие:

1. Развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

2. Развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

3. Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

Воспитательные:

1. Сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений, любовь к природе родного Верхоянья;

2. Сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по ее охране и предупреждению насилия над природой;

3. Научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразия форм и красок;

Перечень форм и методов реализации проекта :

- Экологические занятия, беседы, просмотр фильмов, презентаций, поисково-познавательные мероприятия, реализуемые в ходе непосредственно – образовательной деятельности, тематические развлечения.

- Изобразительное деятельность (рисование, лепка, аппликация).

- Оснащение предметно-пространственной среды (оформление библиотеки, создание альбомов и книг о природе, сбор природных материалов и гербария).

- Взаимодействие с родителями.

- Чтение литературы художественного и познавательного характера.

- Конкурсы и викторины.

- Экологические, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.

- Целевые прогулки по экологической тропе.

Этапы работы над проектом.

Реализация проекта идет по трем взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа (растения и животные, характерные для Верхоянского района).

2. Неживая природа (вода, воздух, почва - как факторы, влияющие на функционирование живых организмов).

3. Человек (действия человека направленные на природу – положительные и отрицательные).

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.

4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап:

1. Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели.

2. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап:

1. Подведение итогов проекта.

2. Оценка достигнутых результатов

Реализация проекта

Подготовительный этап

Содержание деятельности Участники Сроки реализации

Анализ имеющейся программы и методических разработок по данной теме Воспитатель Август

Подбор материала для проекта Воспитатель Август

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей Воспитатель Август

Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта Воспитатель Август

Обеспечение дидактического пособия для реализации проекта Воспитатель В течение года

Оформление родительского стенда: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме. Воспитатель III неделя августа

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для ОД и развивающей среды в группе (дидактические игры, книги о природе, серии фотографий, наборы игрушек животных, птиц, насекомых). Воспитатель, старший воспитатель, родители В течение года

Основной этап проекта

Перспективный план старшей группы для реализации проекта

Содержание деятельности Участники Сроки реализации

Тема месяца: «Человек – часть природы» Сентябрь

Беседа «Я – дитя природы»

Цель:

- Расширять представления детей о природе.

- Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

- Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Дидактическая игра «Природа и человек» Дети, воспитатель I неделя сентября

Целевая прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»

Цель:

- Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).

- Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

- Расширять представления детей об осенних изменениях в природе.

- Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах.

Экологическая игра «Угадай растение по описанию». Дети, воспитатель II неделя сентября

Консультация для родителей «Учите детей любить природу»

Цель:

- привлечение родителей к экологическому воспитанию детей. Воспитатель, родители Сентябрь

НОД на тему: «Как вести себя на природе»

Цель:

- Расширять знания детей о правилах поведения на природе.

- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Викторина «Правила поведения на природе» Дети, воспитатель III неделя сентября

Тема месяца: «Мое любимое Верхоянье» Октябрь

Экскурсия по городу Верхоянск

Цель:

- Выяснить положительные и отрицательные факторы на окружающую среду города.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к своему городу. Дети, воспитатель I неделя октября

Беседа на тему: «Природа Верхоянья». Экскурсия в краеведческий музей «Полюс Холода».

Цель:

- Дать представления о природе и фауне Верхоянья.

- Рассказать детям о климатических условиях города Верхоянска.

- Познакомить детей названиями редких и исчезающих видов животных и растений Дети, воспитатель II неделя октября

НОД Тема: «Что нам осень принесла?»

Цель

- Расширять представления детей об овощах и фруктах.

- Дать представления о пользе природных витаминов.

- Рассказать детям, какие овощи растут у нас.

Игровое упражнение «Собери урожай» Дети, воспитатель III неделя октября

Выставка поделок из природного материала «Осенний пейзаж» Дети, родители IV неделя октября

Тема месяца: «Неживая природа» Ноябрь

Беседа на тему: «Река Яна»

Цель:

- Рассказать детям о реке Яне.

- Расширять представления о пользе воды.

- Формировать бережное отношение к окружающей среде.

Чтение «Как люди реку обидели»

Загадки о состоянии воды. Дети, воспитатель I неделя ноября

НОД Тема: «Озера города Верхоянска»

Цель:

- Познакомить с названиями ближайших озер города Верхоянска.

- Рассказать какие рыбы обитают в озерах.

- Выяснить загрязнения озера «Байхал». Дети, воспитатель II неделя ноября

Беседа на тему: «Явления неживой природы : солнце, небо, вода и осадки»

Цель:

- Продолжать учить определять и называть явления неживой погоды.

- Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.

- Дать детям представления о необходимости воздуха для жизни человека и животных.

Художественное творчество – аппликация на тему «Мое Солнышко» Дети, воспитатель III неделя ноября

Физкультурно-экологическое занятие «Путешествие на горе Аппыт»

Цель:

- Расширить знание детей об окружающей среде города Верхоянска.

- Прививать детям любовь к родному краю, умение видеть ее красоту.

- Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Дети, воспитатель IV неделя ноября

Тема месяца: «Животный мир родного Верхоянья» Декабрь

Беседа на тему: «Кто живет в нашем лесу?»

Цель:

- Рассказать детям, какие животные живут в нашем лесу.

- Дать конкретные представления о животных (заяц-беляк, белка, лиса)

Подвижная игра «Белки и орешки» Дети, воспитатель I неделя декабря

НОД с использованием презентации

Тема: «Американский длиннохвостый суслик»

Цель:

- Познакомить детей с жизнью американского длиннохвостого суслика:

- Внешний вид суслика

- Образ жизни и питание суслика Дети, воспитатель II неделя декабря

НОД Тема: «Как готовятся звери к зиме?»

Цель:

- Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни.

- Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.

- Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним. Дети, воспитатель III неделя декабря

Беседа на тему: «Домашние животные и их детеныши»

Цель:

- Расширять знания о домашних животных и их детенышах.

- Дать представления о пользе домашних животных Дети, воспитатель IV неделя декабря

Тема месяца: «Птицы родного Верхоянья» Январь

Беседа на тему: «Птицы Верхоянья»

Цель:

- Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц (на примере воробья).

- Рассказать детям, какие птицы обитают у нас.

- Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Якутская подвижная игра «Ястреб и утки» Дети, воспитатель II неделя января

Беседа о зимующих и перелетных птицах

Цель:

- Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах.

- Учить различать птиц по существенному признаку; классифицированию птиц на зимующих и перелетных

Чтение стихотворений о птицах. Дети, воспитатель III неделя января

НОД Тема: «Красивая птица Стерх»

Цель:

- Рассказать об особенностях поведения стерха, особенности строения птицы (форма тела, клюв, голова, крылья)

- Рассказ о легенде «Кыталык Уйбаан»

Художественное творчество – аппликация панно «Кыталык». Дети, воспитатель IV неделя января

Тема месяца: «Обитатели озер и реки Яны» Февраль

Беседа на тему: «В гости подледное царство»

Цель:

- Познакомить детей с обитателями озер и реки Яны.

- Дать представление о жизни водоема зимой,

- Формировать знания строения рыбы и последовательность развития рыбы из икры.

Подвижная игра «Рыбак и рыбки» Дети, воспитатель I неделя февраля

Рассказ легенды Слепцовой М. С. «Озеро Сордонноох»

Художественное творчество – рисование «Наши рыбки» Дети, воспитатель II неделя февраля

НОД Тема: «Наш любимый карась»

Цель:

- Познакомить детей строением, окраской, формой тела, строению плавников карася.

- Дать представления

Дидактическая игра «Рыбная ловля» Дети, воспитатель III неделя февраля

Тема месяца: «Растительный мир родного Верхоянья» Дети, воспитатель Март

Беседа на тему: «Лопчатка Толля – растение занесенная в Красную книгу»

Цель:

- Познакомить детей о внешнем виде растения.

- Воспитывать бережное отношение к редкостному растению.

Экологическая игра «Цветы» Дети, воспитатель I неделя марта

НОД Тема: «Кедровый стланик»

Цель:

- Формировать представления о том, что дерево и кустарник – это растение.

- Познакомить детей с внешним видом кедрового стланика.

- Развивать мышление и эстетический вкус у детей

Игра «Станем мы деревьями». Дети, воспитатель II неделя марта

Художественное творчество: «Цветы из нашей полянки» - рисование

Цель:

- Показать и рассказать детям, какие цветы растут у нас на природе.

- Формировать желание отражать красоту природы в художественно - творческой деятельности.

Экологическая игра «Цветы из моей полянки» Дети, воспитатель III неделя марта

Беседа на тему: «Лекарственные растения Верхоянья»

Цель:

- Рассказать детям о лекарственных растениях Верхоянья.

- Дать представления о пользе лекарственных растений для человека (брусника, шиповник, щитовник пахучий).

Дидактическая игра «Волшебный мешочек» Дети, воспитатель IV неделя марта

Тема месяца: «Сохрани природу» Апрель

Беседа на тему: «Как помочь природе»

Цель:

- Способствовать уважительное отношение к природе, соблюдению мер ее охраны.

- Сформировать понимание необходимости охранять природу. Дети, воспитатель I неделя апреля

Художественное творчество – рисование на тему: «Берегите природу»

Цели:

- Расширять представления детей о растительном и животном мире.

- Учить отображать в рисунке собственные замыслы.

- Развивать творческие способности, воображение.

- Воспитывать любовь к родной природе и умение правильно вести себя на природе.

Выставка рисунков детей на тему «Береги природу» Дети, воспитатель II неделя апреля

Экологическая инсценировка «Зеленый патруль

Цель:

- Расширять представления о растительном и животном мире

- Учить бережно, относиться к родной природе.

- Научить видеть окружающую красоту.

- Формировать отрицательное отношение к насилию сильного над слабым. Дети, воспитатель, старший воспитатель, родители III – IV неделя апреля

Тема месяца: «Земля – наш общий дом» Май

Беседа на тему: «Земля – наш общий дом» - заключительный

Цель:

- Дать детям понять, что природа – наш общий дом.

- Закреплять знания детей о различии природы и не природы, называть объекты живой и неживой природы.

- Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать

- Воспитывать желание оказывать посильную помочь природе. Дети, воспитатель I неделя мая

НОД Тема: «Жалобная книга природы»

Цель:

- Вспомнить пройденные правила поведения на природе.

- Способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер ее охраны.

Разгадывание кроссворда на тему охраны природы. Дети, воспитатель II неделя мая

Экологическая тропа (весна).

Цель:

- Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.

- Показать объекты экологической тропы весной.

- Формировать бережное отношение к окружающей природе.

- Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Дети, воспитатель III неделя мая

Заключительный этап

Подведение итогов проекта

Проведенная с детьми старшей группы в течение года работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:

- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы, положительное отношение к ней,

- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта, и совместная деятельность позволила, в свою очередь:

- педагогу повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного Верхоянья.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

В течение года родители принимали активное участие в обогащение предметно – развивающей среды в группе. Так же родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в акции «Мы за зеленый город», изготовили кормушки и скворечники для птиц, в создании фотовыставки «Мы - дети природы», детских авторских книжек, в облагораживании и озеленении территории детского сада.

Для наглядности результаты за 2016 - 2017 учебный год представлены в диаграмме.

Рисунок 1. Результаты диагностирования уровня

экологической воспитанности детей (в %)

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что уровень экологической воспитанности детей старшей группы изменился. Количество детей с высоким уровнем развития самостоятельности повысился. Эти дети ответили практически на все виды вопросов, ребята выполняли задания с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Отвечая на вопросы, они проявляли свои эмоции. У детей с высоким уровнем развития в ответах наблюдалось отсутствие трафаретности в высказываниях, т. е. они выражались не общепринятыми фразами, а выражали свои мысли.

Количество детей со средним уровнем развития экологической воспитанности изменился за счет того, что часть детей повысила свой уровень знаний.

Детей с низким уровнем развития экологической воспитанности на конец года не осталось. При участии в диагностике в мае дети вели себя более уверено в ответах и выполнении заданий воспитателя.

Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка и реализация системы мероприятий по организации экологизации предметно – развивающей среды в группе, пополненной разнообразными пособиями. Это дало возможность ребенку реализовать потребность в общении с природным окружением.

Таким образом, при системном, комплексном проведении работы можно достичь намеченных целей:

1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.

2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.

3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.

4. Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.

Использованная литература

1. Деревья и кустарники Якутии, Тимофеев П. А., изд. : Бичик, 2003.

2. Знаете ли вы млекопитающих Якутии, Сидоров Б. И., изд. : Бичик, 2002.

3. От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа дошкольного образования, Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. и др., изд. : Мозаика-Синтез, 2014.

4. Ознакомление с природой в детском саду, Соломенникова О. А., изд. : Мозаика-Синтез, 2014.

5. Экологическое воспитание в детском саду, Соломенникова О. А., изд. : Мозаика-Синтез, 2006.

6. Добро пожаловать в экологию, Воронкевич О. А., изд. : Детство-пресс, 2003.

7. Занятия по экологии в детском саду, Коломина Н. В., изд. : Творческий Центр, 2008.

8. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями, Дрязгунова В. А., изд: Москва просвещение, 1981.

9. Конспекты интегрированных занятий, изд. : ТЦ Учитель, 2009.

10. Экологические занятия с детьми 5-6 лет, Бондаренко Т. М., ТЦ Учитель, 2009

11. Программа экологического образования детей, Кондратьева Н. Н. и др., 2003

Публикации по теме:

Сценарий мероприятия «Береги природу!»Сценарий мероприятия «Береги природу!» Берегите, ребята, природу, И цветы, и деревья, и луг, И животных, и почву, и воду, Ведь природа - надёжный наш друг! Пояснительная записка:.

Фотоотчёт о выступлении на конференции по экологическому воспитанию «Береги и люби природу»Фотоотчёт о выступлении на конференции по экологическому воспитанию «Береги и люби природу» Двадцать первый век – век информации и экологии. Факт этот подтверждается практически, что позволяет говорить о приоритетности экологического.

Лэпбук «Береги природу!»Лэпбук «Береги природу!» Лэпбук «Береги природу» Воспитания у детей любви к природе, бережного отношения к ее объектам — необходимость в наше время. Ведь.

Макет Леса «Береги природу»Макет Леса «Береги природу» Береги природу! В старшей группе детского сада,я с ребятами провела детский экологический проект "Любители природы"в котором я ставила.

Проект «Береги природу»Проект «Береги природу» Проект "Береги природу» Проект направлен на формирование экологической культуры. Продукт проекта – «Экологические знаки», «Береги природу».

Сценарий конкурса рисунков «Береги природу» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа-сад №13 Города Байкальска. Конспект сценария конкурса рисунков.

Участие в акции «Береги природу»Участие в акции «Береги природу» 2017 год- объявлен годом экологии. И конечно же все педагоги идут в ногу со временем. Недавно администрацией нашего района была объявлена.

Викторина для дошкольников «Береги природу» 1. Какой формы наша планета? плоская шарообразная овальная 2. Как называется пространство суши, омываемое морями и океанами? город остров.

Экологический досуг «Береги и люби природу родного края»Экологический досуг «Береги и люби природу родного края» Цель: -расширять представление детей о пользе леса в жизни человека; -закрепление знаний детей о природе родного края; -воспитание интереса.

Экологический проект в подготовительной группе «Береги природу» ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «БЕРЕГИ ПРИРОДУ». Разработали: Мараховская Е. С. Волынкина Н. Н.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Люби и береги природу родного Верхоянья»
Опубликовано: 26 октября 2017 в 06:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД