Проект «Люби и изучай свой край!»

Елена Колесникова
Проект «Люби и изучай свой край!»

Подготовила старший воспитатель МДОУ «Детский сад №39» г. о. Шуя

Колесникова Е. М.

Актуальность.

«Только тот, кто любит,

ценит и уважает накопленное

и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину,

узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.

Огромное значение в патриотическом воспитании имеет семья. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям семьи, к традициям родного края.

Вся работа по формированию основ патриотического сознания и самосознания дошкольников не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, но без зазнайства; их активность, но без хамства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей Родине.

Знакомство детей с родным краем, своей страной: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Проведенное, среди детей и родителей воспитанников в нашем дошкольном учреждении, анкетирование(2012-2013 г.)показывает:

1. к 5-7 годам у 60% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;

2. у 53 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;

3. 78 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;

4. 39 % родителей затрудняются в знании истории города, края;

5. 15 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края.

На наш взгляд, метод проекта — наиболее приемлем в системе руководства патриотическим воспитанием, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.

Представляем проект МДОУ №39 «Люби и изучай свой край., направленный на привлечение всех участников педагогического процесса к изучению родного города Шуя. Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях родного края.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность: долгосрочный проект (в течение учебного года).

Цель работы над проектом:

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом;

Задачи:

• Приобщение к истории и культуре родного города;

• Расширение кругозора: расширить и углубить знания детей о городе Шуя, его истории, достопримечательностях, о людях-героях родного города;

• Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

• Развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;

• Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.

Прогнозируемые результаты:

- Повышение нравственного уровня воспитанников;

- Расширение кругозора детей, их интереса к истории родного города;

- Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;

- Преобразование предметно-игровой среды группы; ДОУ.

- Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм;

- Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания;

- Появление у детей чувства гордости за свой город, уважение к его истории, народам, которые здесь живут и работают;

- Ознакомление с родным городом продолжится в повседневной жизни группы, на прогулке, в семье.

Участники проекта: Воспитанники МДОУ №39 с 3-7 лет, родители, педагоги, специалисты

Раздел программы: социально – коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

Наличие межпредметных связей — разные виды деятельности:

- Познавательно-исследовательское;

- Чтение художественной литературы;

- Игровая;

- Коммуникативная;

- Художественно-продуктивная;

- Музыкальная.

Сроки реализации

октябрь - май

Вся работа в рамках проекта проходила в шесть этапов:

1 этап

Цель:систематизация знаний и педагогов и детей о родном городе.

Продукт проекта:уголки краеведения в группах.

2 этап Разработка проекта

Цель: подготовка методического сопровождения реализации проекта.

1. Анкетирование педагогов. Цель: выявить знания о родном городе, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме.

2. Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме)

3. Разработка положения о смотре конкурсе, определение критериев, этапов; порядок представления материала.

4. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта.

5. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

6. Совместное составление плана работы над проектом. Учитывается мнение всех педагогов.

3 этап Выполнение проекта

Формы и методы работы с педагогами

1. Консультация «Создание развивающей среды в детском саду – важное условие освоения план-программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Древо Жизни».

2. Семинар-практикум «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям русского народа».

Тренинг игра «Русская народная культура: прошлое, настоящее и будущее».

3. День открытых дверей по нравственно-патриотическому воспитанию.

4. Открытые просмотры: Занятие по проекту «Русская изба» средняя группа.

5. Открытые просмотры «Быт и традиции русского народа»: «Как носила девица русский сарафан» (познавательное и художественное творчество). Подготовительная группа

6. Фольклорный праздник «Русские народные игры-забавы»

7. Открытые просмотры Игра-путешествие «Город чудный, город древний» (нравственно-патриотическое, коммуникативное и социальное развитие. Старшая группа

8. Методическое объединение: Аукцион эффективных форм работы по ознакомлению с родным городом. Цель: выявить интерес к проблеме методов активного обучения; обмен опытом работы.

9. Творческая встреча по родному городу: «Наш город глазами детей; любимые места родного города» (фото и видеорепортажи)

10. Семинар «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ» «Ознакомление дошкольников с родным городом, как средство творческого развития дошкольников (Рукотоворчество).

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

• Игры по ознакомлению дошкольников с родным городом

• дидактические игры

• сюжетно-ролевые игры

Познавательное развитие

• Экскурсии по городу, посещение музеев города

• Детско-взрослая партнерская деятельность (в рамках план-программы «Древо жизни»).

• Составление генеалогического древа семьи

• Составление фотоальбомов, фотовыставок, видеорепортажей «Моя семья», «Мой город», «Жизнь группы». «Путешествие по родному городу».

«Семья. Родословное древо моей семьи»

Конструирование

• изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад», «Мой детский сад».

Развитие речи

• составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Шуи»

• беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья».

Ознакомление с художественной литературой

• знакомство с творчеством К. Д. Бальмонта

• знакомство с творчеством поэтов родного города.

Музыка

• занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»

«Пришла коляда накануне Рождества»

«Мы играем в оркестр народных инструментов»

Формы и методы работы с родителями

1. Беседы с родителями о важности данной проблемы

2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»

3. Изготовление семейных альбомов

4. Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского быта

5. Творческая встреча по родному городу: «Наш город глазами детей; любимые места родного города» (фото и видеорепортажи)

4 этап. Презентация проекта

1. Представление своих уголков краеведения (в течение недели) в форме, выбранной педагогами

2. Оформление фотовыставки уголков краеведения

3. Создание презентаций «Путешествие по родному городу».

4. Совместный с родителями фольклорный праздник «Как на Шуйской ярмарке»

5 этап. Определение задач для новых проектов

6этап. Подведение итогов проекта.

Публикации по теме:

Памятные места родного городаПамятные места родного города «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Экскурсия к памятнику «Юность-Родине»Экскурсия к памятнику «Юность-Родине» «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Птицы
  • ПДД
Автор публикации:
Проект «Люби и изучай свой край!»
Опубликовано: 7 октября 2014 в 09:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. День «Сказки о рыбаке и рыбке» на МААМ

Пушкинская «Сказки о рыбаке и рыбке», напечатанная 184 года назад в журнале «Библиотека для чтения», – бесспорный шедевр. Недаром эту незатейливую поучительную историю хорошо знают все – и стар, и млад. А...

24 июля. День флориста в России

Когда-то владение искусством цветосложения и знание языка цветов считалось для дамы признаком хорошего воспитания. Сегодня создание цветочных композиций перешло в разряд профессиональных умений. В 2009...

Фотоотчет «Летняя школа — это маленькая жизнь!»
В 2019 г. прошел 3-й Всероссийский конкурс им. Л. С. Выготского, который Рыбаков Фонд проводит для поддержки педагогов дошкольного образования и студентов,...
Лэпбук «Летние забавы»
Лепбук «Лето» Сколько солнца! Сколько света! Сколько зелени кругом! Что же это? Это ЛЕТО Наконец спешит к нам в дом. Певчих птиц разноголосье! Свежий...
Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок ОБЖ «Островок безопасности»
На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря процессу, изменившему мир, выросло...