Елена Колесникова
Проект «Люби и изучай свой край!»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила старший воспитатель МДОУ «Детский сад №39» г. о. Шуя
Колесникова Е. М.
Актуальность.
«Только тот, кто любит,
ценит и уважает накопленное
и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Публикация «Проект „Люби и изучай свой край!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.
Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.
Огромное значение в патриотическом воспитании имеет семья. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям семьи, к традициям родного края.
Вся работа по формированию основ патриотического сознания и самосознания дошкольников не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, но без зазнайства; их активность, но без хамства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей Родине.
Знакомство детей с родным краем, своей страной: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Проведенное, среди детей и родителей воспитанников в нашем дошкольном учреждении, анкетирование(2012-2013 г.) показывает:
1. к 5-7 годам у 60% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
2. у 53 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
3. 78 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
4. 39 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
5. 15 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края.
На наш взгляд, метод проекта — наиболее приемлем в системе руководства патриотическим воспитанием, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта : педагогов, родителей, детей.
Представляем проект МДОУ №39 «Люби и изучай свой край!»., направленный на привлечение всех участников педагогического процесса к изучению родного города Шуя. Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях родного края.
Вид проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный проект (в течение учебного года).
Цель работы над проектом :
Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом;
Задачи:
• Приобщение к истории и культуре родного города;
• Расширение кругозора: расширить и углубить знания детей о городе Шуя, его истории, достопримечательностях, о людях-героях родного города;
• Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
• Развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;
• Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.
Прогнозируемые результаты:
- Повышение нравственного уровня воспитанников;
- Расширение кругозора детей, их интереса к истории родного города;
- Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;
- Преобразование предметно-игровой среды группы; ДОУ.
- Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм;
- Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания;
- Появление у детей чувства гордости за свой город, уважение к его истории, народам, которые здесь живут и работают;
- Ознакомление с родным городом продолжится в повседневной жизни группы, на прогулке, в семье.
Участники проекта : Воспитанники МДОУ №39 с 3-7 лет, родители, педагоги, специалисты
Раздел программы: социально – коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
Наличие межпредметных связей — разные виды деятельности:
- Познавательно-исследовательское;
- Чтение художественной литературы;
- Игровая;
- Коммуникативная;
- Художественно-продуктивная;
- Музыкальная.
Сроки реализации
октябрь - май
Вся работа в рамках проекта проходила в шесть этапов:
1 этап
Цель:систематизация знаний и педагогов и детей о родном городе.
Продукт проекта :уголки краеведения в группах.
2 этап Разработка проекта
Цель: подготовка методического сопровождения реализации проекта.
1. Анкетирование педагогов. Цель: выявить знания о родном городе, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме.
2. Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме)
3. Разработка положения о смотре конкурсе, определение критериев, этапов; порядок представления материала.
4. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта.
5. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
6. Совместное составление плана работы над проектом. Учитывается мнение всех педагогов.
3 этап Выполнение проекта
Формы и методы работы с педагогами
1. Консультация «Создание развивающей среды в детском саду – важное условие освоения план-программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Древо Жизни».
2. Семинар-практикум «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям русского народа».
Тренинг игра «Русская народная культура: прошлое, настоящее и будущее».
3. День открытых дверей по нравственно-патриотическому воспитанию.
4. Открытые просмотры: Занятие по проекту «Русская изба» средняя группа.
5. Открытые просмотры «Быт и традиции русского народа» : «Как носила девица русский сарафан» (познавательное и художественное творчество). Подготовительная группа
6. Фольклорный праздник «Русские народные игры-забавы»
7. Открытые просмотры Игра-путешествие «Город чудный, город древний» (нравственно-патриотическое, коммуникативное и социальное развитие. Старшая группа
8. Методическое объединение: Аукцион эффективных форм работы по ознакомлению с родным городом. Цель: выявить интерес к проблеме методов активного обучения; обмен опытом работы.
9. Творческая встреча по родному городу: «Наш город глазами детей; любимые места родного города» (фото и видеорепортажи)
10. Семинар «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ» «Ознакомление дошкольников с родным городом, как средство творческого развития дошкольников (Рукотоворчество).
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
• Игры по ознакомлению дошкольников с родным городом
• дидактические игры
• сюжетно-ролевые игры
Познавательное развитие
• Экскурсии по городу, посещение музеев города
• Детско-взрослая партнерская деятельность (в рамках план-программы «Древо жизни»).
• Составление генеалогического древа семьи
• Составление фотоальбомов, фотовыставок, видеорепортажей «Моя семья», «Мой город», «Жизнь группы». «Путешествие по родному городу».
• «Семья. Родословное древо моей семьи»
Конструирование
• изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад», «Мой детский сад».
Развитие речи
• составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Шуи»
• беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья».
Ознакомление с художественной литературой
• знакомство с творчеством К. Д. Бальмонта
• знакомство с творчеством поэтов родного города.
Музыка
• занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»
• «Пришла коляда накануне Рождества»
• «Мы играем в оркестр народных инструментов»
Формы и методы работы с родителями
1. Беседы с родителями о важности данной проблемы
2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
3. Изготовление семейных альбомов
4. Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского быта
5. Творческая встреча по родному городу: «Наш город глазами детей; любимые места родного города» (фото и видеорепортажи)
4 этап. Презентация проекта
1. Представление своих уголков краеведения (в течение недели) в форме, выбранной педагогами
2. Оформление фотовыставки уголков краеведения
3. Создание презентаций «Путешествие по родному городу».
4. Совместный с родителями фольклорный праздник «Как на Шуйской ярмарке»
5 этап. Определение задач для новых проектов
6этап. Подведение итогов проекта.