Проект «Люблю берёзку русскую» для учащихся

Наталья Сердюкова
Проект «Люблю берёзку русскую» для учащихся

Проект «Люблю берёзку русскую»»

Задачи проекта:

Развивающие:

• Развивать умение отбирать необходимый материал;

• Развивать устную и письменную речь учащихся, коммуникативные навыки;

• Вырабатывать навык выразительного чтения поэтического произведения, его эстетического восприятия.

Обучающие:

• Расширить знания учащихся о жизни берёзы;

Воспитательные:

• Формировать бережное отношение к природе;

Практические:

• Создать презентацию;

• Провести классный час «Люблю берёзку русскую»

Результат проекта: разработка и защита проекта.

Защита проекта:

Учитель:

Стоит девица,

Ой, нарядная,

Вся – то стройная,

Вся – то ладная,

Белый чёрным шит сарафан на ней,

Ветер к ней спешит,

Чешет кудри ей.

Зелена коса развивается, в ярком солнышке купается.

(берёза) слайд 1

- С кем сравнивает поэт берёзу?

Ученик:

Русь моя! Люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

Ученик:

Ты до того, берёзонька, красива

И в полдень жаркий, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я не мыслим без твоей красы.

(звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина»)

Ученик:

Берёзке русской классный час мы посвящаем,

О ней теперь мы очень много знаем

И знанием готовы поделиться, нам всем пришлось немало потрудиться.

Ученик:

Мы много книг перечитали,

Материалы подбирали,

Мы рисовали, сочиняли, стихи берёзке посвящали.

И написали мы конспект, и вот пред вами наш проект.

Слайд 2 – 5

Филологи: слайд 6

Берёза – исконно русское дерево, хоть и растёт не только у нас. Название её уходит в глубокую древность. Много веков назад существовало у древних славян слово «бер». Означало оно «блестящий», «белый». Именно от него и появились слова БЕРЁЗА, БЕРЁСТА. От светлой белой коры получила берёза своё имя. Как бы по – сегодняшнему – «светлица».

Биологи: слайд 7

Берёза – лиственное дерево. Часто встречается в Северном полушарии. Берёза – красивое дерево высотой от 30 до 45м. главная её отличительная особенность – белый, желтоватый ствол. Сердцевидные резные по краям листья. Цветёт берёза до появления листочков. Цветы – серёжки, в которых созревают семена. Живёт берёза 100 – 150 лет.

Историки: слайд 8

В древние времена Новый год начинался не ёлкой, а берёзой. А название первого месяца было «берёзовым», «березень», или «березозоль» (древнерусское). Берёзовый Новый год существовал до 1343 года, а вот праздник берёзки остался. Им отмечают окончание весенних полевых работ. Слову «берёза» было и народное толкование. В начале весны расширяли поля, вырубали берёзу, а потом жгли, удобряя землю золой. Наши предки славяне верили в разных богов и духов. И самой главной у них была мать всех духов и богатств на земле БЕРЕГИНЯ. Имя это сохранилось в истории, а изображения нет. Берегиню почитали в образе русской берёзки.

Учитель: Берёза вдохновляла великих русских художников, которые любуясь её красотой, изобразили на своих полотнах, создавая для нас эти незабываемые картины.

Слайд 9

Красота русской берёзки вдохновила Игоря Грабаря и Исаака Левитана, Архипа Куинджи и Алексея Саврасова… И. Левитан показал её одетой в золото. И. Грабарь – в окружении своих подруг – берёзок, которые будто водят хоровод на фоне февральского неба. Серенький весенний день на картине А. Саврасова. Корявые берёзки на окраине села. Грачи галдят, суетятся, обновляя старые гнёзда. Летнюю берёзку, утопающую в зелени, изобразил А. Куинджи.

Только очень добрый, чуткий, наблюдательный человек смог в обычном дереве увидеть и передать красоту и нежность русской берёзы.

Наши русские поэты, композиторы воспели красоту берёзы в своих произведениях.

Стихотворение С. Есенина «Берёза» с детства всем хорошо знакомо.

Слайд 10

Ученик:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром… Слайд 11

(Звучит отрывок из песни «От чего так в России берёзы шумят»)

Чтец:

На полянке, на пригорке,

Под окном среди полей

Белокорые берёзы –

Символ Родины моей.

Ученик:

И ныне берёзка – спутник человека. В северной и средней полосе России растёт берёза чистыми сплошными рощами – березняками. Поэтому и называют берёзку русским деревом. Какие добрые, красивые чувства рождает в душе русская берёзка, как хороша она в любое время года.

- Ребята, вам слово «березняки» ни о чём не говорит?

На живописном берегу Усть – Илимского водохранилища появился посёлок с одноимённым названием Березняки.

Слайд 12

Ученик:

Для защиты проекта мы подготовили творческую выставку, на которой представлены работы учащихся.

Художники:

Для этой выставки картин

Трудился вовсе не один –

Весь 3 –й класс проект готовил:

Одни писали реферат,

Трудились много дней подряд.

Другие рисовали лес.

В нём мир берёзовых чудес…

Плечом к плечу трудились рядом,

Помочь друг другу были рады.

Слайд 13

Ученик:

Ты так мила мне, до любой росинки,

В твоих просторах дремлет тишина.

Берёзовая русская Россия –

Ромашковая добрая страна!

Ученик:

Какой человек не любит красавицу берёзку! Утомлённому она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень, а иным…

Журавли, каждый раз пролетая над берёзовыми рощами, напоминают своими жалобными криками о жестоких боях на территории нашей Родины.

Слайд 14

(звучит фрагмент песни Я. Френкеля «Журавли»)

О миллионах погибших, замученных советских людей, среди которых были сыновья и дочери нашей Илимской земли, память будет жить вечно.

Тихо стоят берёзы у обелисков, памятников, солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о той страшной трагедии Великой Отечественной войны! Лучших свидетелей не найти.

Ученик:

Я помню, ранило берёзу

Осколком бомбы на заре.

Студёный сок бежал, как слёзы,

По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой,

Но мы столицу отстояли,

Спасли берёзку под Москвой.

И рано – раненько, весною,

Берёза белая опять

Оделась новою листвою

И стала землю украшать.

Ученик:

Для меня берёзка – часть России.

Есть она, и будет, и была…

Вот берёзку росы оросили,

И стоит она белым – бела.

Сколько раз осколки били в каску,

Но живым я вышел из огня:

Верил я не в присказку, не в сказку,

А в берёзку, ждущую меня.

Ты, берёзка, искренне поведай

Эту быль подснежника весны,

Как ждала меня, ждала с победой

Сорок с лишним месяцев войны.

Снова у родного перекрёстка

Я стою, взволнованный, с утра –

Вот она – заветная берёзка –

Тёплый образ света и добра!

Учитель: Слайд 15

Милая наша берёзка и сердце успокоит, и душу исцелит… Она – врачеватель, целитель и предсказатель погоды. Это дерево может заменить собою компас, если вы заблудитесь в лесу. А как ароматен и полезен настой чаги (показать берёзовый гриб! Полезен и приятен на вкус берёзовый сок. Его издавна употребляли как напиток, делали квас.

- Какой гриб растёт под берёзой? А на берёзе?

Ученик:

Веник венику не брат.

Этот жарит в бане,

Этот веник – вот чудак,

Пыль метёт в чулане.

(берёзовый веник; метла, сделанная из берёзовых веток)

- Когда готовят берёзовые веники?

Русская баня с её щедрым жаром! Веником берёзовым полезно в бане париться, настоем листьев лечат ожоги. Почки берёзы используют при приготовлении лекарств. А берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке.

Сценка 1

(Кабинет врача. Входит хромая пожилая женщина на костылях. Здоровается)

Врач:

Проходите, Садитесь.

(Больная, скрипя и охая, садится)

На что жалобы, хорошая вы моя?

Больная:

Ох, доктор, скрючило меня!

Слышь, как суставы щёлкают, скрипят?

Врач:

Так… Поясница, ноженьки болят?

(больная кивает головой; врач подаёт бутылочку)

Принять лекарство «сок берёзы» вы должны,

Две полных чайных ложки вам нужны.

(больная пьёт… выпрямляется)

Врач:

Что, полегчало, милая немножко?

Как ваша поясница, ручки, ножки?

Больная (с лёгкость встаёт):

Да, очень - очень полегчало!

Спасибо, доктор, я спешу!

Пока – пока! Я поскакала!

(убегает, забыв про костыли)

Сценка 2

Врач:

- Следующий.

(входит больная, задыхаясь, кашляя и чихая)

- Вас слушаю.

- На что есть жалобы, больная?

Больная (сквозь кашель):

Удушье, доктор, видно доконает.

И кашель напрочь одолел!

Бронхит до смерти надоел!

Врач:

Мне эти жалобы знакомы.

У вас и астмы все симптомы.

(больная приходит в ужас)

Врач:

Да не рыдайте, дайте срок –

Болезни лечит из берёзы сок.

(достаёт бутылочку и поит больную с ложечки)

Примите ложечку – другую…

Ну что? Я верно вам толкую?

Больная:

Да, белый свет я увидала!

Не кашляю. Свободно задышала!

Спасибо, доктор, побегу.

Теперь и прыгать я могу!

(убегает)

Врач:

У кого удушье, астма,

В горле боль или отёк,

Пейте чудное лекарство – из берёзы русской сок.

(вспомнить о правилах сбора берёзового сока)

Учитель:

В обиходе русского человека есть выражения:

берёзовый сок, берёзовый веник, берёзовая каша

- Все ли выражения вам понятны?

(берёзовая каша* устаревшее выражение, означает наказание розгами).

Русский народ настолько внимательный, что глядя на берёзу, он часто замечал:

Слайд 16

• Если весной из берёзы течёт много сока, то лето будет дождливое.

• А какой будет весна, берёза рассказывает осенью. Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней.

• И зимнюю погоду берёзы могут предсказать: в начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно.

Ученик:

И всё берёза русская, простая,

Её всех видов сразу и не счесть.

Известно более 100 видов берёз. Они бывают белокорые, тонкокорые, низкорослые, карликовые, бородавчатые, пушистые и другие. Встречаются берёзы с жёлтой, фиолетовой, серой, даже чёрной корой. Царским деревом называют карельскую берёзку.

Кудрявую, плакучую воспели

Берёзу среднерусской полосы

Но у семидесятой параллели

Берёзки маленькой не разглядели

Её неброской, но родной красы.

(показать образец карликовой берёзки)

Ученик:

Русь, Россия испокон века была крестьянской страной, где сочетались труд и нужда, горе и радость. Берёзка – воистину крестьянское дерево. Она напоминает про ситцевый платок, побеленную избу, русскую печь, половик, холщовую рубашку, каравай хлеба…

Слайд 17

И не в некотором это было царстве, и не в некотором государстве, а у нас на Руси – матушке… Жили – была берёзонька. Спала она крепким сном всю долгую зимушку. А весна – красна пришла, солнышком пригрела, тёплым ветром обвеяла, и проснулась наша красавица. Проснулась, оглянулась, листочками обернулась, серёжками украсилась, к празднику приготовилась.

- О каком русском традиционном празднике идёт речь?

Берёза является символом самого любимого на Руси христианского праздника – Троицы. Этот день проводили в лесу, на поляне вокруг берёзы. Девушки надевали на голову берёзовые венки, берёзку украшали лентами и цветами.

Слайд 18 -19

(хоровод «Во поле берёза стояла»; дети играют в игру «Ручеёк)

Учитель:

На таланты наша Родина щедра,

Всюду русские в почёте мастера.

Сделать вещь красивую ловко –

Всегда нужна сноровка.

Шкатулка просто диво,

Изящна и красива,

Драгоценности свои

Ты в шкатулочке храни.

Слайд 20

Из лыка берёсты плели лапти. (показать настоящие лапти)

Ученик:

Берёза – сама Россия - её верная примета, радость, гордость и счастье. А счастье всегда хрупко и надо много усилий, терпения, ума и доброты, чтобы сохранить его.

(во время чтения стихотворения показ слайдов 20 – 25)

Берегите Россию – нет России другой,

Берегите Россию, её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, чтобы сильной была,

Чтобы нас от беды в трудный час берегла.

Берегите Россию – без нам мне не жить,

Берегите Россию, чтобы вечно ей быть!

Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.

Берегите Россию – нет России другой.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-microsoft-office-powerpoint-2_f0p4u.pptx | 3221,86 Кб | Скачан: 96
 
Публикации по теме:

«Люблю берёзку русскую»«Люблю берёзку русскую» Красавицу берёзку можно сделать легко и просто из цветной бумаги. Для этого нам понадобятся 1 лист белой бумаги и несколько цветной, клей,.

Конспект занятия-прогулки в старшей группе «Люблю берёзку русскую» Тема «Люблю берёзку русскую» Цель: формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с природой Задачи: Формировать у детей умение.

НОД «Люблю берёзку русскую» Занятие проходит на улице возле берёзки. Цель: *расширять представление детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного.

Конспект комплексного занятия «Люблю берёзку русскую» с детьми старшей группы Задачи: • Воспитывать патриотическое отношение к родному краю; чувства ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. • Пополнять.

Педагогический проект «Люблю березку русскую» Актуальность: Экологическое мировоззрение – это знания + чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес.

Познавательно-исследовательский проект «Люблю березку русскую» Эколого-краеведческий проект для дошкольников «Люблю березку русскую» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта:.

Фотоотчёт «Люблю берёзку русскую» (тематическая неделя «Мы живём в России») 2 младшая группаФотоотчёт «Люблю берёзку русскую» (тематическая неделя «Мы живём в России») 2 младшая группа Без березы не мыслю России, – Так светла по-славянски она, Что, быть может, в столетья иные От берёзы – вся Русь рождена. Олег Шестинский.

Проектная деятельность во второй младшей группе «Люблю берёзку русскую» (в рамках тематической недели «Мы живём в России») Актуальность: воспитание любви к родному краю, Родине. Цель: развитие познавательного интереса к берёзе, как символу страны; знакомство.

Развлечение «Люблю берёзку русскую» Развлечение: «Люблю берёзку русскую». Цели: формирование у детей способностей к саморазвитию через исследовательскую и проектную деятельность.

Сценарий фольклорного праздника «Люблю берёзку русскую» для подготовительной группы Ведущий. Здравствуйте, девочки, здравствуйте, мальчики! Здравствуйте и вы, гости дорогие! Очень рада, что пришли ко мне в гости. Мой лес.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Проект «Люблю берёзку русскую» для учащихся
Опубликовано: 14 марта 2015 в 07:38
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 декабря. День экспериментов со снегом на МААМ

Дошколята активно познают окружающий мир и задают нам, взрослым, множество разных интересных вопросов. Зимой это, к примеру «откуда берется снег», «почему он не тает», «почему на улице вода замерзает и...

16 декабря. День валенка на МААМ

Прадедушками валенок были пимы — традиционные войлочные сапоги кочевников, которые появились на Руси во времена монголо-татарского ига. Валяная обувь пришлась по душе нашим предкам — легкие и теплые...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Е. Пермяка...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект совместной...
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста: «Дед Мороз и Санта Клаус»
Цель: дать понятие о том, что Дед Мороз и Санта Клаус разные новогодние персонажи. Задачи: расширять представление об основных новогодних персонажах;...
Фото отчет «Семейные поделки к Новому году», старшая группа
Дети всех возрастов с восторгом ждут самого главного зимнего праздника. Новый год. У детей Новый год это самый весёлый праздник . И даже взрослые не...