Получи документы

Проект «Люблю берёзку русскую» для учащихся

Наталья Сердюкова
Проект «Люблю берёзку русскую» для учащихся

Проект «Люблю берёзку русскую»»

Задачи проекта :

Развивающие:

• Развивать умение отбирать необходимый материал;

• Развивать устную и письменную речь учащихся, коммуникативные навыки;

• Вырабатывать навык выразительного чтения поэтического произведения, его эстетического восприятия.

Обучающие:

• Расширить знания учащихся о жизни берёзы;

Воспитательные:

• Формировать бережное отношение к природе;

Практические:

• Создать презентацию;

Публикация «Проект „Люблю берёзку русскую“ для учащихся» размещена в разделах

• Провести классный час «Люблю берёзку русскую»

Результат проекта : разработка и защита проекта.

Защита проекта :

Учитель:

Стоит девица,

Ой, нарядная,

Вся – то стройная,

Вся – то ладная,

Белый чёрным шит сарафан на ней,

Ветер к ней спешит,

Чешет кудри ей.

Зелена коса развивается, в ярком солнышке купается.

(берёза) слайд 1

- С кем сравнивает поэт берёзу?

Ученик:

Русь моя! Люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

Ученик:

Ты до того, берёзонька, красива

И в полдень жаркий, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я не мыслим без твоей красы.

(звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина»)

Ученик:

Берёзке русской классный час мы посвящаем,

О ней теперь мы очень много знаем

И знанием готовы поделиться, нам всем пришлось немало потрудиться.

Ученик:

Мы много книг перечитали,

Материалы подбирали,

Мы рисовали, сочиняли, стихи берёзке посвящали.

И написали мы конспект, и вот пред вами наш проект.

Слайд 2 – 5

Филологи: слайд 6

Берёза – исконно русское дерево, хоть и растёт не только у нас. Название её уходит в глубокую древность. Много веков назад существовало у древних славян слово «бер». Означало оно «блестящий», «белый». Именно от него и появились слова БЕРЁЗА, БЕРЁСТА. От светлой белой коры получила берёза своё имя. Как бы по – сегодняшнему – «светлица».

Биологи: слайд 7

Берёза – лиственное дерево. Часто встречается в Северном полушарии. Берёза – красивое дерево высотой от 30 до 45м. главная её отличительная особенность – белый, желтоватый ствол. Сердцевидные резные по краям листья. Цветёт берёза до появления листочков. Цветы – серёжки, в которых созревают семена. Живёт берёза 100 – 150 лет.

Историки: слайд 8

В древние времена Новый год начинался не ёлкой, а берёзой. А название первого месяца было «берёзовым», «березень», или «березозоль» (древнерусское). Берёзовый Новый год существовал до 1343 года, а вот праздник берёзки остался. Им отмечают окончание весенних полевых работ. Слову «берёза» было и народное толкование. В начале весны расширяли поля, вырубали берёзу, а потом жгли, удобряя землю золой. Наши предки славяне верили в разных богов и духов. И самой главной у них была мать всех духов и богатств на земле БЕРЕГИНЯ. Имя это сохранилось в истории, а изображения нет. Берегиню почитали в образе русской берёзки.

Учитель: Берёза вдохновляла великих русских художников, которые любуясь её красотой, изобразили на своих полотнах, создавая для нас эти незабываемые картины.

Слайд 9

Красота русской берёзки вдохновила Игоря Грабаря и Исаака Левитана, Архипа Куинджи и Алексея Саврасова… И. Левитан показал её одетой в золото. И. Грабарь – в окружении своих подруг – берёзок, которые будто водят хоровод на фоне февральского неба. Серенький весенний день на картине А. Саврасова. Корявые берёзки на окраине села. Грачи галдят, суетятся, обновляя старые гнёзда. Летнюю берёзку, утопающую в зелени, изобразил А. Куинджи.

Только очень добрый, чуткий, наблюдательный человек смог в обычном дереве увидеть и передать красоту и нежность русской берёзы.

Наши русские поэты, композиторы воспели красоту берёзы в своих произведениях.

Стихотворение С. Есенина «Берёза» с детства всем хорошо знакомо.

Слайд 10

Ученик:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром… Слайд 11

(Звучит отрывок из песни «От чего так в России берёзы шумят»)

Чтец:

На полянке, на пригорке,

Под окном среди полей

Белокорые берёзы –

Символ Родины моей.

Ученик:

И ныне берёзка – спутник человека. В северной и средней полосе России растёт берёза чистыми сплошными рощами – березняками. Поэтому и называют берёзку русским деревом. Какие добрые, красивые чувства рождает в душе русская берёзка, как хороша она в любое время года.

- Ребята, вам слово «березняки» ни о чём не говорит?

На живописном берегу Усть – Илимского водохранилища появился посёлок с одноимённым названием Березняки.

Слайд 12

Ученик:

Для защиты проекта мы подготовили творческую выставку, на которой представлены работы учащихся.

Художники:

Для этой выставки картин

Трудился вовсе не один –

Весь 3 –й класс проект готовил :

Одни писали реферат,

Трудились много дней подряд.

Другие рисовали лес.

В нём мир берёзовых чудес…

Плечом к плечу трудились рядом,

Помочь друг другу были рады.

Слайд 13

Ученик:

Ты так мила мне, до любой росинки,

В твоих просторах дремлет тишина.

Берёзовая русская Россия –

Ромашковая добрая страна!

Ученик:

Какой человек не любит красавицу берёзку! Утомлённому она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень, а иным…

Журавли, каждый раз пролетая над берёзовыми рощами, напоминают своими жалобными криками о жестоких боях на территории нашей Родины.

Слайд 14

(звучит фрагмент песни Я. Френкеля «Журавли»)

О миллионах погибших, замученных советских людей, среди которых были сыновья и дочери нашей Илимской земли, память будет жить вечно.

Тихо стоят берёзы у обелисков, памятников, солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о той страшной трагедии Великой Отечественной войны! Лучших свидетелей не найти.

Ученик:

Я помню, ранило берёзу

Осколком бомбы на заре.

Студёный сок бежал, как слёзы,

По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой,

Но мы столицу отстояли,

Спасли берёзку под Москвой.

И рано – раненько, весною,

Берёза белая опять

Оделась новою листвою

И стала землю украшать.

Ученик:

Для меня берёзка – часть России.

Есть она, и будет, и была…

Вот берёзку росы оросили,

И стоит она белым – бела.

Сколько раз осколки били в каску,

Но живым я вышел из огня:

Верил я не в присказку, не в сказку,

А в берёзку, ждущую меня.

Ты, берёзка, искренне поведай

Эту быль подснежника весны,

Как ждала меня, ждала с победой

Сорок с лишним месяцев войны.

Снова у родного перекрёстка

Я стою, взволнованный, с утра –

Вот она – заветная берёзка –

Тёплый образ света и добра!

Учитель: Слайд 15

Милая наша берёзка и сердце успокоит, и душу исцелит… Она – врачеватель, целитель и предсказатель погоды. Это дерево может заменить собою компас, если вы заблудитесь в лесу. А как ароматен и полезен настой чаги (показать берёзовый гриб! Полезен и приятен на вкус берёзовый сок. Его издавна употребляли как напиток, делали квас.

- Какой гриб растёт под берёзой? А на берёзе?

Ученик:

Веник венику не брат.

Этот жарит в бане,

Этот веник – вот чудак,

Пыль метёт в чулане.

(берёзовый веник; метла, сделанная из берёзовых веток)

- Когда готовят берёзовые веники?

Русская баня с её щедрым жаром! Веником берёзовым полезно в бане париться, настоем листьев лечат ожоги. Почки берёзы используют при приготовлении лекарств. А берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке.

Сценка 1

(Кабинет врача. Входит хромая пожилая женщина на костылях. Здоровается)

Врач:

Проходите, Садитесь.

(Больная, скрипя и охая, садится)

На что жалобы, хорошая вы моя?

Больная:

Ох, доктор, скрючило меня!

Слышь, как суставы щёлкают, скрипят?

Врач:

Так… Поясница, ноженьки болят?

(больная кивает головой; врач подаёт бутылочку)

Принять лекарство «сок берёзы» вы должны,

Две полных чайных ложки вам нужны.

(больная пьёт… выпрямляется)

Врач:

Что, полегчало, милая немножко?

Как ваша поясница, ручки, ножки?

Больная (с лёгкость встаёт) :

Да, очень - очень полегчало!

Спасибо, доктор, я спешу!

Пока – пока! Я поскакала!

(убегает, забыв про костыли)

Сценка 2

Врач:

- Следующий.

(входит больная, задыхаясь, кашляя и чихая)

- Вас слушаю.

- На что есть жалобы, больная?

Больная (сквозь кашель) :

Удушье, доктор, видно доконает.

И кашель напрочь одолел!

Бронхит до смерти надоел!

Врач:

Мне эти жалобы знакомы.

У вас и астмы все симптомы.

(больная приходит в ужас)

Врач:

Да не рыдайте, дайте срок –

Болезни лечит из берёзы сок.

(достаёт бутылочку и поит больную с ложечки)

Примите ложечку – другую…

Ну что? Я верно вам толкую?

Больная:

Да, белый свет я увидала!

Не кашляю. Свободно задышала!

Спасибо, доктор, побегу.

Теперь и прыгать я могу!

(убегает)

Врач:

У кого удушье, астма,

В горле боль или отёк,

Пейте чудное лекарство – из берёзы русской сок.

(вспомнить о правилах сбора берёзового сока)

Учитель:

В обиходе русского человека есть выражения:

берёзовый сок, берёзовый веник, берёзовая каша

- Все ли выражения вам понятны?

(берёзовая каша* устаревшее выражение, означает наказание розгами).

Русский народ настолько внимательный, что глядя на берёзу, он часто замечал:

Слайд 16

• Если весной из берёзы течёт много сока, то лето будет дождливое.

• А какой будет весна, берёза рассказывает осенью. Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней.

• И зимнюю погоду берёзы могут предсказать : в начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно.

Ученик:

И всё берёза русская, простая,

Её всех видов сразу и не счесть.

Известно более 100 видов берёз. Они бывают белокорые, тонкокорые, низкорослые, карликовые, бородавчатые, пушистые и другие. Встречаются берёзы с жёлтой, фиолетовой, серой, даже чёрной корой. Царским деревом называют карельскую берёзку.

Кудрявую, плакучую воспели

Берёзу среднерусской полосы

Но у семидесятой параллели

Берёзки маленькой не разглядели

Её неброской, но родной красы.

(показать образец карликовой берёзки)

Ученик:

Русь, Россия испокон века была крестьянской страной, где сочетались труд и нужда, горе и радость. Берёзка – воистину крестьянское дерево. Она напоминает про ситцевый платок, побеленную избу, русскую печь, половик, холщовую рубашку, каравай хлеба…

Слайд 17

И не в некотором это было царстве, и не в некотором государстве, а у нас на Руси – матушке… Жили – была берёзонька. Спала она крепким сном всю долгую зимушку. А весна – красна пришла, солнышком пригрела, тёплым ветром обвеяла, и проснулась наша красавица. Проснулась, оглянулась, листочками обернулась, серёжками украсилась, к празднику приготовилась.

- О каком русском традиционном празднике идёт речь?

Берёза является символом самого любимого на Руси христианского праздника – Троицы. Этот день проводили в лесу, на поляне вокруг берёзы. Девушки надевали на голову берёзовые венки, берёзку украшали лентами и цветами.

Слайд 18 -19

(хоровод «Во поле берёза стояла»; дети играют в игру «Ручеёк)

Учитель:

На таланты наша Родина щедра,

Всюду русские в почёте мастера.

Сделать вещь красивую ловко –

Всегда нужна сноровка.

Шкатулка просто диво,

Изящна и красива,

Драгоценности свои

Ты в шкатулочке храни.

Слайд 20

Из лыка берёсты плели лапти. (показать настоящие лапти)

Ученик:

Берёза – сама Россия - её верная примета, радость, гордость и счастье. А счастье всегда хрупко и надо много усилий, терпения, ума и доброты, чтобы сохранить его.

(во время чтения стихотворения показ слайдов 20 – 25)

Берегите Россию – нет России другой,

Берегите Россию, её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, чтобы сильной была,

Чтобы нас от беды в трудный час берегла.

Берегите Россию – без нам мне не жить,

Берегите Россию, чтобы вечно ей быть!

Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.

Берегите Россию – нет России другой.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Люблю берёзку русскую»«Люблю берёзку русскую» Красавицу берёзку можно сделать легко и просто из цветной бумаги. Для этого нам понадобятся 1 лист белой бумаги и несколько цветной, клей,.

Конспект занятия-прогулки в старшей группе «Люблю берёзку русскую» Тема «Люблю берёзку русскую» Цель: формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с природой Задачи: Формировать у детей умение.

НОД «Люблю берёзку русскую» Занятие проходит на улице возле берёзки. Цель: *расширять представление детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного.

Конспект комплексного занятия «Люблю берёзку русскую» с детьми старшей группы Задачи: • Воспитывать патриотическое отношение к родному краю; чувства ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. • Пополнять.

Педагогический проект «Люблю березку русскую» Актуальность: Экологическое мировоззрение – это знания + чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес.

Познавательно-исследовательский проект «Люблю березку русскую» Эколого-краеведческий проект для дошкольников «Люблю березку русскую» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта:.

Фотоотчёт «Люблю берёзку русскую» (тематическая неделя «Мы живём в России») 2 младшая группаФотоотчёт «Люблю берёзку русскую» (тематическая неделя «Мы живём в России») 2 младшая группа Без березы не мыслю России, – Так светла по-славянски она, Что, быть может, в столетья иные От берёзы – вся Русь рождена. Олег Шестинский.

Проектная деятельность во второй младшей группе «Люблю берёзку русскую» (в рамках тематической недели «Мы живём в России») Актуальность: воспитание любви к родному краю, Родине. Цель: развитие познавательного интереса к берёзе, как символу страны; знакомство.

Развлечение «Люблю берёзку русскую» Развлечение: «Люблю берёзку русскую». Цели: формирование у детей способностей к саморазвитию через исследовательскую и проектную деятельность.

Сценарий фольклорного праздника «Люблю берёзку русскую» для подготовительной группы Ведущий. Здравствуйте, девочки, здравствуйте, мальчики! Здравствуйте и вы, гости дорогие! Очень рада, что пришли ко мне в гости. Мой лес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Люблю берёзку русскую» для учащихся
Опубликовано: 14 марта 2015 в 07:38
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД