Ольга Ветлова (Головинова)
Проект «Люблю березку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность «Люблю березку русскую»
Ветлова О. В. ,воспитатель СП «Детский сад «Ручеек» ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево Самарская обл.
Рассматривая деревья в парке, дети спросили:
Публикация «Проект „Люблю березку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
- Почему береза называется березой?
- Какую роль играет береза в жизни человека?
Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, мы решили приобрести знания из различных источников:
а) спросить у родителей
б) прочитать в энциклопедии (с помощью взрослых)
в) воспользоваться материалами интернета
Затем проанализировать полученные факты, высказывать собственные суждения.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников.
Актуальность.
В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а его свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, у ребенка накапливается негативный опыт отношения к природе. Он действует в природе необдуманно, совершает негативные поступки по отношению к живым существам, не реагирует на замечания сверстников и взрослых людей. Интерес к изучению природы поверхностный, ребенок не проявляет желание ухаживать за растениями и животными и не умеет этого делать. Поэтому очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Проблема.
Недостаточные знания детей о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный, 2 недели
Участники проекта.
Дети старшей группы, их родители, воспитатели группы, специалисты ДОУ.
По количеству участников: групповой (старшая группа)
Предмет исследования: берёза.
Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории детского сада, в лес с родителями дети могли больше узнать о березах : найти березу вблизи участка, следить за изменениями в ее жизни; обсуждать наблюдаемое: какое настроение у дерева, от чего оно зависит, как дерево заботится о детях. В процессе наблюдений дети рисуют, сочиняют сказки, участвуют в играх, слушают музыку, танцуют.
Дети получают представление о том, в каких красках, образах, мелодиях воплощается береза, почему это дерево так почитаемо на Руси.
Цель взрослого в работе над проектом : формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Цель детей в работе над проектом :
Приобрести знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
Задачи взрослого в работе над проектом :
1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
2. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой.
3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.
4. Развивать у детей познавательную активность.
5. Активизировать и обогащать словарь.
6. Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.
Задачи детей в работе над проектом :
1. Приобрести знания о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
2. Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой
природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
Предполагаемый результат:
Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности.
Подготовительный этап:
• Подготовить природный материал для деятельности детей;
• Подобрать детскую и педагогическую литературу, картины, грамзаписи, дидактические игры и др. ;
• Сделать ширму о лечебных свойствах березы «Целебное лукошко».
Содержание проекта :
• Провести с детьми цикл наблюдений за березой, обсуждать наблюдаемые явления, заносить их в альбом в виде рисунков, фотографий, рассказов;
• На основе наблюдаемого провести комплексные и обобщающие мероприятия, расширяющие представления детей о березе;
• Предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки из бересты, придумать сказку о березе.
Реализация проекта
1. Образовательная область «Познание» :
* Беседа «Красота природы бесценна»
Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
• Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».
Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой
природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
• Рассказ воспитателя «Воспетое дерево».
Цель: познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки». Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное к ней отношение.
• Беседа «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?»
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
• «Люблю берёзку русскую» .
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщать знания о берёзе. Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать любовь к русской берёзке.
* Д/ и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова- приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом»
* Выбор березки на территории детского сада.
* Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.
* Разгадывание кроссвордов.
* Исследование бересты под лупой.
Образовательной областью «Физическая культура»
1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».
2. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок» (из березы, «Кто быстрее соберет березовые почки».
Образовательная область «Чтение художественной литературы» : :
• Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила»;
• Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березку русскую…»
• Чтение рассказа Е. Тимошенко «Елочки-метелочки».
Образовательной областью «Художественное творчество» :
• Рисование – «Люблю березку русскую», «Березовая роща»;
• Аппликация – «Веточка березы»;
• Ручной труд – «Белая береза»;
• Хороводы – «Во поле береза стояла», «Береза белоствольная»;
• Рассматривание репродукций картин В. Н. Бакшеева «Голубая весна», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»;
Образовательной область «Музыка»
• 1. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.
• 2. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.
• 3. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Ай, да берёзка” музыка Т. Попатенко
• 4. Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”
4. Совместная деятельность с детьми и родителями:
• Циклические наблюдения за березой;
• Составление творческих рассказов «Сказка о березе»,
• Изготовление альбомов «Березонька»
• Бесед за круглым столом «Целебное лукошко».
5. Итог:
• Оформление альбома «Березонька» с детскими рисунками и сказками;
• Развлечение для детей «Праздник русской березки»;
• Выставка поделок из бересты «Папа, мама, я – творим чудеса».
Выводы
Записано педагогом Ветловой Ольгой Владимировной со слов детей.
Пройдя все этапы исследования, дети пришли к выводу:
- Я теперь понимаю насколько ценно дерево береза. – сказала Саша Е.
- Я знаю о целебных свойствах березы. Мы с бабушкой пили чай с березовыми почками от простуды. – сказала Даша Е.
- Из березы делали и делают игрушки. Я папе помогал делать из березы паровозик. – сказал Коля О.
- Я рассматривала с помощью лупы бересту и видела мелкие отверстия (чечевички) через которые береза дышит. - сказала Полина Е.
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к дереву березе.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Киселева Л. С., Данилина Т. А. «Проектный метод в деятельности ДОУ».
2. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги».
3. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. –М. АРКТИ, 2003.
4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации. –М. Мозаика-Синтез, 2005.
5. Ушакова О. Д. Загадки, считалки и скороговорки : словарик школьника. –СПб. Издательскитй дом «Литера», 2007.
6. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2006.
7. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском
8. Материалы с интернета