Васильева Марина Владимировна
Проект «Люди и космос» для воспитанников старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ЛЮДИ И КОСМОС»
для воспитанников старшей № 2 группы
МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой петушок» города Смоленска
воспитатель: Васильева М. В.
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Время реализации: март-апрель 2024г.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Люди и космос“ для воспитанников старшей группы» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2024
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в «повадках» неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба мы воспитываем у старших дошкольников посещающих нашу группу… Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).
При реализации проекта «Люди и космос» были использованы следующие подходы:
- в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;
- совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;
- реализуя игровой проект, участники образовательного процесса “родители – дети – воспитатели” создают триаду содружества;
- у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой и т. д.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.
2. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.
Цель: формирование у старших дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства; привлечение родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, представлений о роли человека в изучении космического пространства
Задачи:
Для детей:
• Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах
• расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны (60-летием первого полета в космос);
• формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
• развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;
• воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
• воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;
• воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.
Для родителей:
• привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование;
• стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
• способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
• установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
• возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений
привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики
Для педагогов
• обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
• создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
• пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
Предполагаемый результат:
Дети
• Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
• Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
• Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
• Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
• Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Родители
• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
• Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
• Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики и юбилейной даты
• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
• Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
• Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
• Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
Этапы реализации проекта
1 этап
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.
2 этап
1. Проведение по разработанной технологии;
2. Работа с родителями по заданной теме
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.
4. Участие детей и взрослых в Международном сетевом интернет-проекте «Веб-квест, посвященный 90-летию Ю. А. Гагарина»
3 этап
1. Организация выставки детского рисунка.
2. Презентация модели Солнечной системы
3. Коллективная работа
Предварительная работа:
• Подбор наглядного материала и познавательной литературы.
• Составление рекомендаций для родителей
«Праздник - День космонавтики»,
«Что рассказать ребенку о космосе?»
• Просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы и энциклопедий по теме “Космос”.
• Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию про нее. Чтобы потом рассказать и показать другим…
1 этап
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Говоря о развитии познавательной активности детей, Л. С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.
А вопросов у нас возникло очень много:
«Почему днем Луна какая-то белая, а ночью она желтая?»
«Почему в космосе темно? Там же солнышко светит?»
«Откуда утром выходит Солнце? Где живет Луна?»
«А Луна далеко или близко? Почему мы Луну видим здесь, а она у бабушки тоже светит?»
«Почему нельзя достать до неба?»
И еще много-много разнообразных вопросов:
«Почему Солнце горячее?»
«Почему Луна идет за нами, когда мы движемся?»
«Почему Луна бывает круглой, а иногда как хлебная краюшка, как в загадке? Почему Луна похожа то на блинчик, то на кусочек сыра?»
«Звезды круглые или квадратные? Почему они ночью видны, а днем нет?»
«Куда деваются звездочки, когда с неба падают?»
«Почему Луна не падает, а звезды падают?»
Кто такие космонавты? Космонавты — это летчики? Почему летают в космос?
Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд важных выводов.
• Познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики.
• Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений.
• Удовлетворять их запросы можно только при условии отказа от «школьных» методов обучения и учете специфики мыслительных процессов детей первых семи лет жизни.
• Дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.
Как найти ответы на все интересующие вопросы:
- Катя предложила попросить родителей найти фотографии или картинки про космос в Интернете;
- Кирилл сказал, что о космосе можно прочитать в энциклопедии
- Макар решил попросить взрослых рассказать то, что они знают о космосе, планетах и космонавтах.
Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Также на данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей, тестирование, анкетирование детей и родителей.
2 этап - реализация проекта
Участие в выставке совместных с детьми рисунков и поделок «Наш космос» в детском саду.
План мероприятий
Мероприятия и задачи по образовательным областям
Физическое развитие.
Физическая культура
Подвижные игры и эстафеты: «Ждут нас быстрые ракеты», «Маленькие планеты», «Соберем космический мусор», «Космостарт», «Возвращение в луноход».
Тематическое зарядка «Тренировка будущих космонавтов».
Развлечение «Дорога в космос».
Физкультминутки: «Полет на Марс», «Созвездия», «Отправляемся в полет», «Космос», «Зарядка для космонавтов».
Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.
Здоровье
Беседа «Кого принимают в космонавты?»
Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.
Безопасность
Занятие «Поможем жителям грустной планеты»
Беседа «Что случится с нашей планетой, если…»
Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы.
Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.
Социализация
Сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры
Сюжетно-ролевые игры «Космический полет», «Космическая станция»
Интеллектуальная игра «Путешествие к далеким планетам»
Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий.
Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.
Познавательное развитие
o Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме «Космос».
o Виртуальные экскурсии:
В музей Космонавтики в Москве.
«Космос далекий и близкий» Оренбург.
Музей Космонавтики в Калуге.
По Смоленскому Планетарию.
По Московскому Планетарию.
o Беседы с использованием презентаций.
o Беседа «Что такое космос».
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
o Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
o Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
o Беседа «Семья планет».
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы
o Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
o Беседа «Что такое космос?»
o НОД по познавательному развитию «Космос, звезды, вселенная».
o НОД по познавательному развитию «Первый космонавт».
Цель: Познакомить с жизнью и подвигом первого лётчика-космонавта, нашего земляка Ю. А. Гагарина.
o НОД. ФЭМП. «Космический полет»
Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7; 7 и 8; 8 и 9; 9 и 10; закреплять умение обозначать их цифрами. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Игровая ситуация «Полет в космос»
Тренировка «космонавтов» перед полетом
Игровое упражнение «Найди свой космолет»
Игровое упражнение «Соберем ракеты»
Игра «Найди свой космодром»
o Наблюдения на прогулке за небом, звездами в темное время суток, за Луной: новолуние, месяц, половина Луны, полнолуние.
o Эксперимент с глобусом и лампой «День и ночь»
o Дидактические игры: «Разложи планеты на орбитах»,
«Найди пару», «Подбери пришельцу ракету», «Космос», «Подбери словечко».
o Просмотр с родителями мультфильмов: «Тайна красной планеты»,
«Загадочная планета», «Незнайка на Луне».
Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии.
Познакомить детей с понятием «планета». Познакомить детей со строением Солнечной системы. Дать представление о нашей Галактике Млечный путь, планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер); их особенностях.
Дать элементарные знания о Луне – спутнице Земли.
Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью земли – глобусом.
Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.
Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках.
Развитие речи
Занятие «Встреча с Марсиком»
Заучивание стихов о космосе
Отгадывание загадок,
Сочинение рассказов на тему «Космические истории»
Пальчиковые гимнастики «Мы космический отряд», «Космонавт», «Комета», «Будем в космосе летать».
Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.
Осуществлять словарную работу, активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы по мнемотаблицам. Развивать память, мышление, воображение.
Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Земля и Луна».
Рисование «Загадочный Космос».
Рисование «Инопланетяне, какие они?»
Рисование «Космонавты»
Рисование «Тренировка космонавтов»
Рисование «Северное сияние»
Аппликация «Звездное небо»
Конструирование «Ракета» (оригами)
Конструирование «Космонавт» (втулка+оригами)
Конструирование «Космические корабли» (ЛЕГО)
Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, различными видами «Конструкторов».
Участие в выставки совместных с детьми рисунков и поделок «Наш космос».
Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка.
Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках
Учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность.
Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Музыка
Слушание музыкальных произведений о космосе и покорении космоса.
Формирование эстетического отношения к окружающему миру через музыку и движение.
Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке
Развивать пластику и выразительность движений
Знакомство художественной литературой о космосе и космонавтах
А. Леонов «Я выхожу в космос».
Цикл познавательных статей в энциклопедиях. Всемирная детская энциклопедия….
«Космос» Л. Бурмистрова.
Н. Носов «Незнайка на Луне»
И. Холи «Я тоже к звездам полечу»
К. А. Порцевский «Моя первая книга о Космосе»
Л. Талимонова «Сказки о созвездиях»
Е. П. Левитан «Звёздные сказки».
Разучивание пословиц, поговорок о космосе.
Школа семи гномов. Малышам о звездах и планетах.
С. Кудь-Сверчков. Чему я могу научиться у Юрия Гагарина.
Энциклопедия для маленьких почемучек. Космос.
Е. П. Левитан. Твоя Вселенная. Звёздные сказки.
К. А. Порцевский Моя первая книга о Космосе”
Ю. Нагибин. Рассказы о Гагарине
Л. Обухова. Как мальчик стал космонавтом
П. Клушанцев Дом на орбите.
А. Гурштейн. Люди и звёзды.
Ю. Докучаев. Урок Гагарина.
Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Работа с родителями Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Изготовление атрибутов для развлечения и сюжетно-ролевых игр.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Консультации для родителей: «Поговорим с детьми о космосе», «Наблюдаем за луной и звездами».
Мониторинг знаний детей по теме «Люди и космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы.
Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
• Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
• Кто летает в Космос?
• Кто первый полетел в космос?
• Как звали первого космонавта?
• На чем летают в космос?
• Зачем люди летают в Космос?
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
2. Г. Юрмин, А. Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия. - Москва, 1999.
3. Калашников В. О звездах и планетах.
4. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
5. Леонов А. Я выхожу в космос. - Москва,1985.
6. Почемучка. Под ред. А. Алексина. - Москва, 1992.
7. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007
8. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005. -205с.
9. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
10. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М. : ОЛМА Медия Групп, 2013г.
11. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.
12. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»
13. Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г
14. Гризик Т. И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», М. ,2001г
15. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М. : Сфера, 2002г.
16. Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4. 2013г.
17. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
18. И. А. Помораева, В. А. Позина. Формирование элементарных математических представлений. 5-6 лет. МОЗАИКА-СИНТЕЗ. МОСКВА, 2020
19. Левитан Е. П. Малышам о звездах. - М. ,1986г.
20. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. - М. : ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.
21. Носов Н. Незнайка на луне. - М. : РОСМЭН, 1996г.
22. Шорыгина Т. А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М. : Книголюб, 2005г.
23. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.
24. Журнал. Наша история. 100 великих имен. Юрий Гагарин (1934-1968). ООО «Де Агостини» 2010
25. Самая полная детская энциклопедия. Солнечная система в вопросах и ответах. Солнце. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун. Луна. 2018