Надежда Варкки
Проект «Маленькая дверь в большой мир загадок»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Заведующий ДОУ Варкки Надежда Алексеевна
Зам. зав. по ВМР Семенова Ирина Алексеевна
Плохой хозяин растит сорняк,
Хороший - выращивает рис.
Умный - культивирует почву,
А дальновидный - воспитывает ребенка.
Актуальность проблемы.
В настоящее время от человечества требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому так актуальна проблема развития познавательной активности детей. Данная проблема рассматривается в работах таких известных ученых, как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и т. д. Развитие активности связано с овладением разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, общественными нормами и правилами поведения. Познавательная направленность, данная ребенку с рождения, постепенно переходит в познавательную активность. Быть активным, значит быть деятельным. И задача взрослых - не дать этому стремлению угаснуть. Как отмечает Кларина Л. М., помимо оперирования средствами и способами взаимодействия с миром («могу», у ребенка должно быть желание развиваться («хочу»). Как сделать, чтобы возникло это желание, и мир стал загадочным для ребенка? Универсальных рецептов развития познавательной активности нет. Актуальность вопроса и обусловила выбор направления работы педагогического коллектива детского сада, а именно, познавательно-речевое развитие воспитанников.
Публикация «Проект „Маленькая дверь в большой мир загадок“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Обоснование.
Познавательно-речевое развитие осуществляется в процессе различных видов детской деятельности, организуемых взрослыми, близкими по содержанию детям. Одним из важных направлений в развитии познавательной деятельности дошкольников выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы. Анализ воспитательно-образовательной работы и мониторинга освоения воспитанниками программного материала показал, что у детей еще недостаточный уровень развития познавательной активности, а познавательные интересы неустойчивы. Они не всегда проявляют самостоятельность в поиске решений к поставленным задачам и не задают вопросы. Почему это происходит? Потому что педагог не всегда правильно мотивирует деятельность поведения ребенка. Ребенок ничего не делает просто так. Любое его действие определяется потребностями, которые формируют мотивы. Так какие же основные потребности ребенка должен учитывать педагог при организации любых занятий в детском саду? Чтобы понять, как важна мотивация, можно привести следующий пример: во время выступления на педсовете, педагог приходит со стулом и кладет его на стол и начинает свое выступление. Закончив выступление, он берет стул и садится на свое место. Большинство коллег, с самого начала, пытались понять, какую смысловую нагрузку несет этот реквизит, а кто-то раздражался. Между тем, этот простой психологический прием позволил привлечь внимание коллег к своему выступлению, заставил строить предположения и делать выводы, и, наконец, все были пойманы на «педагогический крючок» так как любопытство коллег не было удовлетворено до последней минуты выступления. Таким образом, выступающий искусно мотивировал всех слушать его, пытаться понять и вникнуть в то, что происходит. Поэтому, искусство педагога заключается в том, чтобы на каждом его занятии незримо присутствовал такой «символический предмет», тогда ребенок будет всегда мотивирован. Понятно, что речь идет о доминирующей роли познавательной мотивации, об исследовательской творческой активности (обнаружение нового, постановка и решение проблем, о возможности достижения оригинальных решений, прогнозирования и предвосхищения. Проблемное обучение эффективно стимулирует поисковую деятельность воспитанников, позволяет формировать умение самостоятельно добывать и использовать полученные информацию и знания в различных ситуациях. Познавательная деятельность дошкольника напрямую связана с речью, обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений. Поэтому, перед коллективом высветились следующие направления работы:
1. Создание условий, способствующих проявлению познавательной активности каждого ребенка.
2. Обучение педагогов организации познавательной деятельности, в том числе самостоятельной, посредством внедрения технологии проблемного обучения.
3. Развитие мотивационной сферы, побуждающей ребенка к деятельности.
Цель проекта:
обеспечение развития компетентности у детей дошкольного возраста
в процессе познавательно-речевой деятельности.
Задачи:
1. Способствовать формированию у дошкольников интеллектуальной компетентности через развитие наблюдательности, познавательного интереса и активности.
2. Развивать языковую компетентность дошкольников в процессе поисковой деятельности.
3. Разработать технологию проблемного обучения дошкольников.
Реализация проекта позволит получить следующие результаты:
• Для воспитанников: формирование у дошкольников интеллектуальной и языковой компетентностей.
• Для педагогов: создание теоретической и практической базы для совершенствования педагогического мастерства; изменение роли воспитателя: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность воспитанника.
• Для ДОУ: введение в образовательный процесс современных педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность ребенка, направленную на достижение определенной цели.
• Для родителей: подготовка ребенка к осмысленному и реальному восприятию мира.