Проект в средней группе «Масленица»

Солонина Светлана
Проект в средней группе «Масленица»

Проект «Масленица – белоножка, погости у нас немножко!»

Участники проекта:

Музыкальный руководитель.

Воспитатели средней группы.

Родители.

Дети – средняя группа.

Сроки реализации проекта – две недели.

Тип проекта:

по числу детей – групповой

по доминирующему методу - игровой, творческий;

по предметным областям - межпредметный (литература, музыка, изобразительное искусство

по продолжительности - средней продолжительности.

Интеграция с другими образовательными областями: Музыка, коммуникация, художественное творчество, познание.

Актуальность.

Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование систем государственной власти и настаёт время соответствующих изменений в сфере образования. Так повелось со времён Киевской Руси и сохранилось вплоть до наших дней. Однако сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.

При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят

Теоретическая значимость.

Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к этнокультурным традициям, повышению интереса к ценностям своего народа и участия родителей в совместных мероприятиях.

Новизна.

Заключается в разработке новых стратегических подходов по приобщению детей к этнокультурным ценностям, традициям, и взаимодействию с семьёй по художественному воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская и художественно-творческая деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории русского народа способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

Обогащать духовный мир детей.

Дать детям знания о празднике «Масленица».

Побуждать к изготовлению атрибутов для проведения праздника.

Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре - действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Материал и оборудование:

1.«Масленица» - наряженная кукла из соломы. Костюмы для детей: русские сарафаны, рубахи, косыночки, фуражки.

2.«Солнце» на палке, кукла Масленица изготовленная с детьми, электронная презентация «Широкая Масленица».

3. Техническое средство обучения: музыкальный центр, интерактивная доска.

4. Музыкальный репертуар: Песни и хороводы: «Едет Масленица» рус. нар. мел., «Вот уж зимушка проходит» рус. нар. мел, «Веснянка» рус. нар. мел., «масленичные» частушки, русские народные наигрыши.

5. Музыкальные народные игры: «Карусель», «Солнышко», «Горелки».

Ожидаемые результаты проекта:

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Планирование работы над проектом:

проведение в группе обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;

распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ:

выбор декораторов (помощь в оформлении);

выбор затейников (для организации игр).

выбор формы реализации проекта.

помощь в подборе музыкального сопровождения.

разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника.

организация места проведения праздника.

проведение инструктажа по технике безопасности.

Достигнутые результаты:

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны.

Дети ближе познакомились с традициями русского народа. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

План реализации:

С детьми:

1. НЕДЕЛЯ

Понедельник

• Беседа о зиме «Белоснежна, белокрыла наша зимушка – зима»;

• Народные подвижные игры «Два Мороза», «Лапти»;

• Загадки, пословицы, поговорки о весне и зиме.

Вторник

• Выставка рисунков на тему: «Вот уж зимушка проходит»;

• Игры со снегом, катание на санках, лепка снежных фигур.

Среда

• Оформление фотовыставки: «Поет Зима, аукает.»;

• Разучивание р. н. песни «Вот уж зимушка проходит».

Четверг

• Беседа на тему: «Скоро Масленица

• Изготовление куклы «Масленица»

• Совместные рисунки родителей и детей на тему: «Масленица – белоножка, погости у нас немножко!»

• Русские народные игры «Горелки», «Почта»;

• Заучивание запевок и закличек к масленице.

Пятница

• Изготовление масок ряженых;

• Рассматривание картины Кустодиева «Масленица»;

• Заучивание запевок и закличек к масленице.

2. НЕДЕЛЯ

Понедельник – «Встреча»

• Знакомство детей со значением и обычаями праздника с помощью электронной презентации «Широкая Масленица»;

• Пение масленичных закличек;

• Хоровод «Едет Масленица» р. н. мелодия

• Торжественная встреча Масленицы – развлечение «Масленица пришла»;

• Народные подвижные игры: «Малечина–калечина», «Карусель», «Заря»

• Кукольный театр «Петрушечные комедии»;

• Загадки о весне и зиме

Вторник – «Заигрыш»

• Русские народные игры «Горелки», «Почта»;

• Пение песни «Вот уж зимушка проходит»

• П/и: «Ручеек», «Перетягивание каната»;

• Катание на санях

• Конкурс частушек «Как на масляной неделе»

Среда – «Лакомка»

• Знакомство со значением и символикой блинов;

• Сладкий вечер. Чаепитие с блинами;

• Хороводная игра «Тень, тень, потетень» р. н. мелодия;

• Игры - состязания «Хитрый шарик», «Посади картошку», «Ловкие ребята»;

• Выставка рисунков «Зимний разгуляй»;

• Подражательные игры: «Почта», «Ровным кругом»

Четверг – «Разгуляй»

• Народные подвижные игры «Гори, гори, ясно», «Горшки»;

• Конкурс рисунков на снегу.

• Катание с ледяной горки

Пятница – «Тёщины вечерки»

• Беседа: «Что мы узнали о Масленице»;

• Игры - забавы: «С кочки на кочку», «Прокати мяч», «Такси»;

• Пение русских народных песен.

• Праздничное мероприятие с участием родителей: «Прощай, Масленица

С родителями:

1 НЕДЕЛЯ

Изготовление поделок совместно с детьми;

Выставка семейных рисунков на тему: «Масленица – белоножка, погости у нас немножко!»;

Изготовление папки – передвижки «Широкая масленица»;

Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций».

2 НЕДЕЛЯ

Конкурс рисунков на снегу;

Праздничное мероприятие с участием родителей: «Прощай, Масленица;

Сладкий вечер. Совместное чаепитие с блинами;

Консультация для родителей «Масленичная неделя».

С педагогами:

1 НЕДЕЛЯ

Консультация для педагогов: «Не забывайте народные игры!»;

Создан банк материалов «Народные праздники».

2 НЕДЕЛЯ

Семинар по теме: «Использование интегрирования образовательной деятельности в приобщении к русской народной культуре детей среднего дошкольного возраста».

Основной этап

Реализация проекта

В ходе реализации проекта:

С детьми

Проведены беседы: «Белоснежна, белокрыла наша зимушка – зима»; «Скоро Масленица; «Что мы узнали о Масленице»;

Заучены: загадки, пословицы, поговорки о весне и зиме; запевки и заклички к масленице; песни: «Вот уж зимушка проходит», «Здравствуй, масленица;

Проведены народные подвижные игры «Два Мороза», «Лапти», «Горелки», «Почта», «Ручеек», «Перетягивание каната», «Малечина–калечина», «Карусель», «Заря» и др. ;

Организованы игры - состязания «Хитрый шарик», «Посади картошку», «Ловкие ребята»;

Организована выставка рисунков на тему: «Вот уж зимушка проходит»; «Зимний разгуляй»; совместные рисунки родителей и детей на тему: «Масленица – белоножка, погости у нас немножко!»

Оформлена фотовыставка: «Поет Зима, аукает.»;

Торжественная встреча Масленицы;

Изготовлены и расписаны маски «ряженых», кукла «Масленица»;

Организован конкурс рисунков на снегу;

Катание с ледяной горки, игры со снегом, катание на санках, лепка снежных фигур;

Показан кукольный театр «Петрушечные комедии»;

Знакомство со значением и символикой блинов;

Сладкий вечер, чаепитие с блинами;

Праздничное мероприятие: «Прощай, Масленица.

Для родителей

Организована выставка семейных рисунков на тему: «Масленица – белоножка, погости у нас немножко!»;

Изготовление папки – передвижки «Широкая масленица»;

Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций»;

Конкурс рисунков на снегу;

Праздничное мероприятие с участием родителей: «Прощай, Масленица; Сладкий вечер. Совместное чаепитие с блинами;

Консультация для родителей «Масленичная неделя».

Для педагогов

Консультация для педагогов: «Не забывайте народные игры!»;

Семинар по теме: «Использование интегрирования образовательной деятельности в приобщении к русской народной культуре детей младшего дошкольного возраста».

Заключительный этап

Итоги реализации проекта

По итогам реализации проекта «Масленица – белоножка, погости у нас немножко!»:

У детей сформированы представления о празднике «Масленица», его роли в этнокультуре русского народа;

Развились внимание, память, связная речь, обогащен словарный запас.

Сформировано чувство патриотизма, интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям;

Расширился кругозор, эстетическую восприимчивость;

Познакомились с символами, традициями праздника;

Мероприятия проведенные в рамках проекта способствовали развитию у детей чёткой выразительной речи, мимики, движений;

Сформированы навыки творческой работы совместно с воспитателями и родителями;

Разработаны консультации для родителей, проведены праздники, досуговые мероприятия.

Таким образом, вышеописанная система работы по теме «Масленица – белоножка, погости у нас немножко!» позволила успешно и эффективно:

Сформировать у детей представления о традициях русского народа,

Воспитать чувство патриотизма у детей на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка, с учетом взаимодействия педагогов, родителей.

Сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.

Осуществлять деятельность детей по формированию этнокультурных ценностей систематически и планомерно.

Прикреплённые файлы:

maslenica-prezentacija_ej56v.pptx | 5690,22 Кб | Скачан: 10
 
Публикации по теме:

Познавательно-игровой проект «Ух-ты, Масленица»Познавательно-игровой проект «Ух-ты, Масленица» .

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Кукла Масленица»Конспект занятия по рисованию в средней группе «Кукла Масленица» Цель: учить детей создавать в рисунке образ куклы. Задачи: познакомить детей с народным праздником Масленицей. Формировать умение располагать.

Конспект развлечения «Широкая масленица» в средней группеКонспект развлечения «Широкая масленица» в средней группе Цель: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, развитие у них творческих способностей, интереса к совместной деятельности.

«Масленица». Познавательно-творческий проект Тема: "Масленичная неделя" Сроки реализации проекта – одна неделя. Тип проекта: познавательно-творческий. Цель: повышение интереса к традициям.

Проект «Масленица, здравствуй, веселись и властвуй!» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 17 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ.

Проект на тему «Масленица» Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в 1- младшей группе На тему : «Масленица дорогая – наша.

Проект «Широкая масленица» ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» Тип проекта: творческий Возрастная группа: подготовительная к школе группа Длительность: недельный Вид: итоговый.

«Широкая Масленица». Познавательно-творческий проект«Широкая Масленица». Познавательно-творческий проект Проект «Широкая Масленица» Подготовила старший воспитатель:Фомина С. А. Участники проекта: Воспитатели, музыкальный руководитель. Дети средних.

Проект в старшей группе «Масленица да широкая!» ТВОРЧЕСКО – ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА!» Для реализации с детьми старшей группы Актуальность Актуальность данного проекта обусловлена.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Грибы
Автор публикации:
Проект в средней группе «Масленица»
Опубликовано: 3 января 2019 в 13:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

Макет дорожного движения
Актуальность: Детский дорожно - транспортный травматизм является одной из самых важных проблем современного общества. Знание и соблюдение правил дорожного...
Ковробук «Кто в книжке живет?»
Наглядно-дидактическое игровое пособие ковробук "Кто в книжке живет? " - это продукт интеграции технологий "Сказочные лабиринты игры" Воскобовича В. В. и...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Осенние приметы» во...
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Осенние приметы». Цели: формирование представления о признаках осени, изменениях в природе,...