Проект «Масленица»

Татьяна Спружевник
Проект «Масленица»

«Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну нам принесла!»

Паспорт проекта:

Тип проекта - информационно-творческий;

По количеству детей – групповой;

По продолжительности – краткосрочный;

Участники проекта – дети средней группы «Солнышко», их родители, воспитатель.

Цель проекта:

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, а именно, знакомство с русским обрядовым праздником "Масленица". Развитие у детей творческих способностей, интереса к совместной деятельности. Воспитание любви к своей Родине и ее традициям.

Задачи проекта:

— познакомить детей с русскими народными традициями;

— расширять представления о Масленице, как об одном из русских народных праздников;

— активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, пословицами и поговорками;

— актуализировать представления детей о названиях и назначении предметов быта в старинной русской избе;

—  познакомить детей с названиями и последовательностью дней недели;

— обогатить духовный мир детей;

— формировать навыки творческого взаимодействия детей, родителей и педагогов.

Образовательная область: познавательная, физическая, художественно-эстетическая, речевая, социально-коммуникативная.

Актуальность проекта:

Тема данного проекта является актуальной на сегодняшний день, так как современные дети и их родители мало знакомы с обрядовыми русскими праздниками, их обычаями. Как известно, Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.  

Мир русской культуры поражает поэтическим откровением своей красоты, восхищает тем, как грамотно и гармонично все в нем устроено по законам добра и мудрости. Основной путь восхождения общества к духовным ценностям видится в сохранении и возрождении культуры своего народа. В работах российских философов, педагогов, филологов (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, Н. К. Рерих, В. В. Розин и др.) культура рассматривается доминирующим средством изменения общества и развития личности. Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, музыке, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности. Именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиции. Именно поэтому возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» в детском саду.

Мотивация деятельности по реализации проекта:

В ходе беседы о русских народных праздниках и рассматривания этнокалендаря возник вопрос: «А почему у праздника такое „съедобное“ название — Масленица, как его празднуют?». При объяснении детям происхождение названия праздника появилось и много других вопросов, касающихся этой темы. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития детей, было принято решение расширить представления детей об этом празднике, как об одной из составляющих общей культуры русского народа. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ и страну, чувство патриотизма.

Предполагаемый результат:

расширение представлений детей о русских народных традициях;

повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве;

установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами;

пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми среднего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный;

I I этап – основной;

I I I этап – заключительный.

I этап – подготовительный

Цель: постановка мотивации, цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.

Содержание

Создание условий для формирования интереса к празднику;

Составление плана работы;

Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определенный отрезок времени;

Подбор информации и материала для реализации проектных мероприятий (подвижные игры, дидактические игры, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями и плясками);

Привлечь родителей на участие в конкурсе «Лучший рецепт блинов».

I I этап - основной

Цель: Формирование знаний дошкольников о русской национальной традиции встречи весны

Содержание:А) Познание:

НОД «Масленица»;

просмотр иллюстраций;

фотографий о праздновании Масленицы;

обследование материалов, применяемых в русских народных промыслах (разные виды посуды, игрушек-самоделок, деталей праздничной одежды и головных уборов);

знакомство с происхождением звука из разных народных музыкальных инструментов: дудочка, гармошка;

д/и «Попади снежком в ледяную крепость», словесно д/и «Какие бывают блины».

Б) Речевое развитие: Заучивание потешек, закличек, поговорок о Масленице;

Чтение сказок: «Как звери справляли Масленицу», «Как весна зиму поборола», «Соломенная Масленица», «Масленица», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Солнце и блины», «Снегурочка».

В) Социализация:

сюжетно-ролевые игры «Семья» (сюжет «готовим угощение», «Ждём гостей», «Мы идём в гости».

Г)Художественно-эстетическое:аппликация «Солнышко»;

рисование «Испеки блин на сковороде»;

лепка «Солнышко-ведрышко»;

слушание аудиозаписей и разучивание русских народных песен: «Ой, блины, блины, блины», П. Чайковского «Времена года», «Февраль», частушек и закличек.

Д) Безопасность: беседы — «Нам огонь не друг», «Правила обращения с острыми инструментами».

Е) Физическая культура:комплекс общеразвивающих упражнений «Хоть зима и хороша, в дверь стучит уже весна»;

хороводные игры: «Карусель», «Ручеек»; подвижные игры: «Горелки», «Ручеек», «Горячо-холодно», «Попади снежком в цель».

Ж) Формы взаимодействия с родителями:

информационное сообщение «Широкая масленица»;

 памятка «Масленичная неделя»;

мастер- класс мамочек «Печь блины я мастерица».

I I I этап - заключительный Цель:

Обобщение знаний детей о Масленице, закрепление умения различать и называть традиционные обряды народного гуляния, формирование устойчивого интереса к национальной культуре.

Содержание

проведение развлекательного досуга «Проводы масленицы»;

создание итоговой ИКТ-презентации «МАСЛЕНИЦА»;

Дегустация блинов.

результат:Дети: получили знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; познакомились с предметами быта старинной русской избы; пополнили словарный запас народными словами и выражениями, познакомились с последовательностью дней недели и их название в масленичной неделе.

Педагоги: подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» НОД, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, подвижных игр; наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.

Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; приняли активное участие в подготовке к проведению развлекательного мероприятия «Проводы Масленицы».

Прикреплённые файлы:

prezentatsia-maslenitsa_r7mp0.pptx | 2725,51 Кб | Скачан: 44
 
Публикации по теме:

Ай да Масленица! Обманщица! До поста довела — сама удрала! Масленица, воротись! Масленица, покажись!Ай да Масленица! Обманщица! До поста довела — сама удрала! Масленица, воротись! Масленица, покажись! Все! Все! Все на праздник. Весну встречаем, зиму провожаем. Начало праздника. Все приготовились. Предлагаем состязание. Кто сильный, кто.

Краткосрочный проект в старшей группе «Масленица широкая»Краткосрочный проект в старшей группе «Масленица широкая» Тема: «Широкая масленица» Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Сроки.

Мини-проект «Масленица»Мини-проект «Масленица» Традиции и обычаи народов России Мини проект Тема: «Масленица» Цели: познакомить детей с праздником Масленицы; расширять знания и представления.

Педагогический проект «Ах, какая Масленица» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основной общеобразовательной школы пос. Верхняя Подстепновка.

Проект «Масленица»Проект «Масленица» Технологичность: Проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ, и родителями. Условия реализации: Детский сад, семья. Вид проекта:.

Проект «Масленица, масленица! Словно солнце катится» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар ПРОЕКТ «Масленица,.

Проект «Широкая масленица» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №176 г. Владикавказ ПРОЕКТ «Ш и р о к а я М а с л е н и.

Проект «Широкая Масленица» для детей старшей и подготовительной группПроект «Широкая Масленица» для детей старшей и подготовительной групп Паспорт проекта. Тип проекта: творческий. Вид проекта: познавательно-игровой, краткосрочный. Участники проекта: воспитатель, дети, родители,.

Проект в младшей группе «Масленица широкая!» Календарный план реализации проекта. № п/п Дата проведения Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие.

Проект в подготовительной группе «Широкая масленица» ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Широкая масленица» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла! Актуальность:.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Грибы
Автор публикации:
Проект «Масленица»
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 12:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Однажды на прогулке»
Здравствуйте дорогие коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня я хочу рассказать вам о случае, который произошёл с нами на прогулке. Мы живём в...
Фотоотчет «Встречаем Новый год»
Новый год - самый таинственный и чудесный праздник, любимый не только для детей, но и для взрослых. Это то волшебное время, когда искристый снег превращает...
Конспект ООД по лепке для детей первой младшей группы «Угощение для мишки»
Программные задачи: - воспитывать чувства сопереживания и желание помочь, - воспитывать интерес к процессу лепки - закреплять умение раскатывать...
Фотоотчёт о досуге совместно с родителями ДОУ «Рождественские колядки»
Наша цель возрождать русские традиции совместно с родителями. У нас в ДОУ прошли Рождественские колядки. В досуге принимали участие родители всех возрастных...
Справка по результатам персонального контроля воспитателя ДОУ «Речевое развитие...
План-задание Тема: «Речевое развитие дошкольников» Цель: построение эффективной работы с дошкольниками по развитию речи. Основание проверки: план работы...