Проект «Масленица»

Татьяна Спружевник
Проект «Масленица»

«Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну нам принесла!»

Паспорт проекта:

Тип проекта - информационно-творческий;

По количеству детей – групповой;

По продолжительности – краткосрочный;

Участники проекта – дети средней группы «Солнышко», их родители, воспитатель.

Цель проекта:

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, а именно, знакомство с русским обрядовым праздником "Масленица". Развитие у детей творческих способностей, интереса к совместной деятельности. Воспитание любви к своей Родине и ее традициям.

Задачи проекта:

— познакомить детей с русскими народными традициями;

— расширять представления о Масленице, как об одном из русских народных праздников;

— активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, пословицами и поговорками;

— актуализировать представления детей о названиях и назначении предметов быта в старинной русской избе;

—  познакомить детей с названиями и последовательностью дней недели;

— обогатить духовный мир детей;

— формировать навыки творческого взаимодействия детей, родителей и педагогов.

Образовательная область: познавательная, физическая, художественно-эстетическая, речевая, социально-коммуникативная.

Актуальность проекта:

Тема данного проекта является актуальной на сегодняшний день, так как современные дети и их родители мало знакомы с обрядовыми русскими праздниками, их обычаями. Как известно, Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.  

Мир русской культуры поражает поэтическим откровением своей красоты, восхищает тем, как грамотно и гармонично все в нем устроено по законам добра и мудрости. Основной путь восхождения общества к духовным ценностям видится в сохранении и возрождении культуры своего народа. В работах российских философов, педагогов, филологов (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, Н. К. Рерих, В. В. Розин и др.) культура рассматривается доминирующим средством изменения общества и развития личности. Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, музыке, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности. Именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиции. Именно поэтому возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» в детском саду.

Мотивация деятельности по реализации проекта:

В ходе беседы о русских народных праздниках и рассматривания этнокалендаря возник вопрос: «А почему у праздника такое „съедобное“ название — Масленица, как его празднуют?». При объяснении детям происхождение названия праздника появилось и много других вопросов, касающихся этой темы. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития детей, было принято решение расширить представления детей об этом празднике, как об одной из составляющих общей культуры русского народа. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ и страну, чувство патриотизма.

Предполагаемый результат:

расширение представлений детей о русских народных традициях;

повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве;

установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами;

пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми среднего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный;

I I этап – основной;

I I I этап – заключительный.

I этап – подготовительный

Цель: постановка мотивации, цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.

Содержание

Создание условий для формирования интереса к празднику;

Составление плана работы;

Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определенный отрезок времени;

Подбор информации и материала для реализации проектных мероприятий (подвижные игры, дидактические игры, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями и плясками);

Привлечь родителей на участие в конкурсе «Лучший рецепт блинов».

I I этап - основной

Цель: Формирование знаний дошкольников о русской национальной традиции встречи весны

Содержание:А)Познание:

НОД «Масленица»;

просмотр иллюстраций;

фотографий о праздновании Масленицы;

обследование материалов, применяемых в русских народных промыслах (разные виды посуды, игрушек-самоделок, деталей праздничной одежды и головных уборов);

знакомство с происхождением звука из разных народных музыкальных инструментов: дудочка, гармошка;

д/и «Попади снежком в ледяную крепость», словесно д/и «Какие бывают блины».

Б)Речевое развитие: Заучивание потешек, закличек, поговорок о Масленице;

Чтение сказок: «Как звери справляли Масленицу», «Как весна зиму поборола», «Соломенная Масленица», «Масленица», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Солнце и блины», «Снегурочка».

В)Социализация:

сюжетно-ролевые игры «Семья» (сюжет «готовим угощение», «Ждём гостей», «Мы идём в гости».

Г)Художественно-эстетическое:аппликация «Солнышко»;

рисование «Испеки блин на сковороде»;

лепка «Солнышко-ведрышко»;

слушание аудиозаписей и разучивание русских народных песен: «Ой, блины, блины, блины», П. Чайковского «Времена года», «Февраль», частушек и закличек.

Д)Безопасность: беседы — «Нам огонь не друг», «Правила обращения с острыми инструментами».

Е)Физическая культура:комплекс общеразвивающих упражнений «Хоть зима и хороша, в дверь стучит уже весна»;

хороводные игры: «Карусель», «Ручеек»;подвижные игры: «Горелки», «Ручеек», «Горячо-холодно», «Попади снежком в цель».

Ж) Формы взаимодействия с родителями:

информационное сообщение «Широкая масленица»;

 памятка «Масленичная неделя»;

мастер- класс мамочек «Печь блины я мастерица».

I I Iэтап - заключительный Цель:

Обобщение знаний детей о Масленице, закрепление умения различать и называть традиционные обряды народного гуляния, формирование устойчивого интереса к национальной культуре.

Содержание

проведение развлекательного досуга «Проводы масленицы»;

создание итоговой ИКТ-презентации «МАСЛЕНИЦА»;

Дегустация блинов.

результат:Дети: получили знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; познакомились с предметами быта старинной русской избы; пополнили словарный запас народными словами и выражениями, познакомились с последовательностью дней недели и их название в масленичной неделе.

Педагоги: подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» НОД, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, подвижных игр; наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.

Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; приняли активное участие в подготовке к проведению развлекательного мероприятия «Проводы Масленицы».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Ай да Масленица! Обманщица! До поста довела — сама удрала! Масленица, воротись! Масленица, покажись!Ай да Масленица! Обманщица! До поста довела — сама удрала! Масленица, воротись! Масленица, покажись! Все! Все! Все на праздник. Весну встречаем, зиму провожаем. Начало праздника. Все приготовились. Предлагаем состязание. Кто сильный, кто.

Краткосрочный проект в старшей группе «Масленица широкая»Краткосрочный проект в старшей группе «Масленица широкая» Тема: «Широкая масленица» Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Сроки.

Мини-проект «Масленица»Мини-проект «Масленица» Традиции и обычаи народов России Мини проект Тема: «Масленица» Цели: познакомить детей с праздником Масленицы; расширять знания и представления.

Педагогический проект «Ах, какая Масленица» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основной общеобразовательной школы пос. Верхняя Подстепновка.

Проект «Масленица»Проект «Масленица» Технологичность: Проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ, и родителями. Условия реализации: Детский сад, семья. Вид проекта:.

Проект «Масленица, масленица! Словно солнце катится» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар ПРОЕКТ «Масленица,.

Проект «Широкая масленица» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №176 г. Владикавказ ПРОЕКТ «Ш и р о к а я М а с л е н и.

Проект «Широкая Масленица» для детей старшей и подготовительной группПроект «Широкая Масленица» для детей старшей и подготовительной групп Паспорт проекта. Тип проекта: творческий. Вид проекта: познавательно-игровой, краткосрочный. Участники проекта: воспитатель, дети, родители,.

Проект в младшей группе «Масленица широкая!» Календарный план реализации проекта. № п/п Дата проведения Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие.

Проект в подготовительной группе «Широкая масленица» ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Широкая масленица» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла! Актуальность:.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Грибы
Автор публикации:
Проект «Масленица»
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 12:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 августа. Международный день светофора

Светофор так важен для дорожной безопасности, что ему даже посвятили международный праздник. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой и закрепите с детьми их знания о светофоре в ходе интересных игр и...

5 августа. День глины на МААМ

Глина – мягкий и податливый материал, хорошо размягчаемый водой, активизирующий тактильные ощущения ребёнка. Очередной тематический день посвятим этому замечательному природному материалу и работе с ним.

Изготовление своими руками предметов «Атрибуты к сюжетно-ролевым играм» для игровой...
Дошкольный возраст – это возраст игр. Игра - одна из характерных закономерностей развития ребенка, такой же естественный процесс, как прием пищи, сон. А...
Конспект занятия по коллективной аппликации «Веселые лягушата» во второй младшей группе
Коллективная аппликация во второй младшей группе: «Веселые лягушата». Цель: обучение умению изготавливать объемную аппликацию из кругов. Задачи : учить...
Подвижная игра «По следам невиданных зверей»
Что может быть лучше полезней игры для ребенка? Только подвижная игра на свежем воздухе! У детей при этом вырабатываются двигательные умения и навыки,...