Лучший педагог года

Проект «Матушка капуста»

Зинаида Кюрджиева
Проект «Матушка капуста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район.

Педагогический проект «Матушка Капуста»

Автор проекта :

Горбачёва Лилия Михайловна,

Кюрджиева Зинаида Николаевна,

воспитатели муниципального

бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детский

сад общеразвивающего вида №11

«Светлячок» муниципального

образования Тимашевский район.

Тимашевск

2017

Содержание.

1. Актуальность проекта.

Публикация «Проект „Матушка капуста“» размещена в разделах

2. Задачи проекта.

3. Принципы проекта.

4. Этапы реализации проекта.

5. Ожидаемые результаты, реализация проекта.

6. План работы.

7. Итог работы.

8. Конспекты занятий.

9. Стихи, загадки, частушки, игры.

10. Памятка для родителей.

11. Литература.

12. Приложение (фотографии)

Проект «Матушка Капуста»

в старшей «А» группе.

Актуальность проекта : Человека окружает множество овощей, один из которых капуста. Этот овощ часто употребляется в повседневной жизни человека, и поэтому мы решили исследовать капусту. Дети в дошкольном возрасте по своей природе исследователи, они любят новые впечатления, постоянно стремятся экспериментировать, узнавать, что-то новое.

Задачи проекта :

Познавательное развитие: Создавать условие для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представление детей о растениях, разновидностях капусты, расширить знания детей о капусте : названиях, форме, цвете. сенсорные эталоны. Дать понять, какими лечебными, оздоровительными свойствами обладает капуста.

Социально-коммуникативное развитие: Учить бережно относиться к природе. Воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, учить ухаживать за растениями. Помочь детям полюбить капусту и понять, что капуста наиболее полезна и необходима любому человеку.

Речевое развитие: Обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей, развивать умение работать сообща.

Знакомить с художественными произведениями, связанные с огородом, овощами, фруктами.

Художественно-эстетическое развитие: Продолжать развивать моторику рук, различные приёмы лепки. Учить использовать в творческой деятельности, раннее приобретённые знания и навыки. Знакомить с музыкальными произведениями (хороводные игры, песни, стихи, загадки, частушки). Развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности.

Принципы:

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип активности, творчества.

Принцип гуманизации (ориентирован на любовь к природе).

Принцип интеграции.

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Вид проекта : групповой, участники дети старшей «А» группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта : апрель-октябрь.

Цель: способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми.

Этапы реализации проекта :

1 ЭТАП. Подготовительный

Подбор литературы для изучения видов и сортов капусты «Всё о капусте».

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций, изготовление дидактических игр.

Подбор материала для проведения опытов и экспериментов.

Постановка цели и задач.

Составление плана работы.

2 ЭТАП. Основной

• Посев семян

• Полив, уход за растениями

• Уход за капустой

• Рассматривание, наблюдения за растущими капустами

«Наш-урожай» - сбор капусты

• Проведение опытов, экспериментов с капустой.

3 ЭТАП. Заключительный

Обработка результатов по реализации проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

Будут созданы необходимые условия в МБДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни овощей, а именно разновидностей капусты и их пользе, развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Будут сформированы разносторонние знания о капусте её полезных свойствах.

Будут сформированы возрастные речевые компетенции.

Будут сравнивать разновидности капусты по нескольким признакам.

Отвечать на вопросы, делать выводы.

План работы

Апрель

1. Беседа «Матушка-Капуста»

2. Беседа «Разновидности капусты»

3. Трудовая деятельность «Посев семян капусты разных сортов»

4. Уход за посевами.

5. Рассматривание иллюстраций «Разновидности капусты»

Май

1. Уход за посевами.

2. Загадки о капусте.

3. Пальчиковая гимнастика «Капуста»

4. Хороводная игра «Капуста»

Июнь

1. Уход за посевами.

2. Стихи о капусте.

3. Беседа «Лечебные свойства капусты».

4. Рисование в нетрадиционной технике листами капусты.

Июль

1. Частушки о капусте.

2. Диско-марафон «Танцы с кочанами».

3. Коллективная аппликация «Матушка Капуста».

4. Пословицы о капусте.

5. Театр капусты.

Август

1. Беседа о происхождении капусты.

2. Поговорки о капусте.

3. Игра про капусту «Назови какая она».

4. Уход за посевами.

Сентябрь

1. Эксперимент с капустой, капуста в разных состояниях.

2. Беседа «Капуста как лекарство».

3. Лепка «Капуста».

4. Хороводная игра «Гости в огороде».

Октябрь

1. Сбор урожая.

2. Приготовление пирожков из капусты.

3. Эксперимент с капустными листами «Радужная капуста».

4. Альбом «Как мы потрудились».

Итог проекта

Дети получили знания, о разновидностях капусты, её пользе.

Научились различать разновидности капусты по сортам.

Приобрели новый опыт исследовательской деятельности, расширяли свой кругозор и мыслительную деятельность.

Сформировались навыки трудолюбия, бережное отношение к природе, умение работать в коллективе.

Приложение 1

Конспект занятия по лепке

В подготовительной «А» группе

Тема: «Капуста»

Программные задачи: развивать восприятие, умение замечать отличия от основной эталонной формы. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить передавать некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края круга, разные размеры и толщина круга.

Материал: дощечки, салфетки, пластилин зелённых оттенков, стек (на каждого ребенка, картинки с изображением капусты (или муляжи).

Картинки: различные сорта капусты.

Ход занятия: Предложить детям вспомнить, что нам принесло лето, какие овощи. Названные детьми овощи можно дополнить; спросить, кто из ребят с родителями летом ухаживал за капустой (поливал, окучивал, рыхлил землю). Спросить, какую капусту они видели, выращивали, какие сорта видели и знают. Показать детям картинки с изображением разных сортов капусты (или муляжи). Уточнить форму, цвет; обратить внимание детей на их характерные особенности. Спросить о различии одних и тех же частей капусты, сортов. Уточнить вместе с детьми приемы лепки. Показать, как нужно лепить листья (раскатать шар, сплющить его в диск, слегка вмять середину диска, сделать края листа не ровные). В процессе работы обращать внимание детей на действия обеими руками и пальцами. Вызвать у ребят желание добиваться получения характерной формы. По окончании занятия все работы рассмотреть, подчеркнуть разнообразие решений, передачу характерных особенностей формы капусты, ее листьев. Предложить детям выбрать наиболее интересные работы, отметить их выразительность.

Конспект занятия по аппликации.

В подготовительной «А» группе

Коллективная работа

Тема «Матушка Капуста»

Программные задачи: продолжать отрабатывать умение детей вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Учить детей делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей капусты. Развивать координацию движения обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения.

Материал: салфетки, клей, кисточки, ватман, ножницы, зелёная бумага разных оттенков, поделки капусты или свежая капуста.

Ход занятия: рассмотреть с детьми кочан капусты разных размеров, спросить о ее форме, цвете. Уточнить прием вырезания листков, предложить каждому ребенку вырезать несколько листов капусты. Каждому ребёнку раздаётся зелёные листы квадратной формы, все квадраты разных размеров (большие, маленькие, средние) из этих квадратиков ребята должны вырезать листья капусты. В процессе занятия следить за правильным использованием ножниц, добиваться плавной линии закругления. Обращать внимание детей на угловатые срезы: объяснить, что так получается потому, что ребенок поворачивает бумагу не плавно, а толчками, резко сжимает ножницы. Применять индивидуальный показ. Далее все вырезанные капустные листья собираются и выполняется коллективный сбор «Матушки капусты», дети по очереди приклеивают листья капусты, распределяют какой лист куда приклеить. После окончания работы показать собранную «Матушку капусту» и увидеть на ней все детали капусты, какие по цвету, какие по форме листья, обсудить.

Конспект занятия по рисованию.

В подготовительной «А» группе

Коллективная работа

Тема «Лесные просторы» Рисование в нетрадиционной технике - рисование капустным листом.

Программные задачи: познакомить с новой техникой рисования - рисования капустным листом. Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку. Развивать навыки общения и речь. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения капустным листом.

Материал: тарелочки, краски разного цвета, лист бумаги, листья пекинской капусты, баночки с водой, кисточки №7, салфетки.

Картинки: различных лесов в разное время года.

Ход занятия: звучит аудиозапись «Лесная мелодия». Под эту мелодию дети рассматривают картинки разнообразных лесов, представляя себя в нём. Дети внимательно рассматривают картины и замечают особенности деревьев и рассказывают о них. Далее ребятам предлагается создать свой лес, только необычным путём, каждому ребёнку раздаётся по листу пекинской капусты, которую они макают в мисочку с краской, далее наносят лист капусты на общий лист бумаги, распределяя деревья на разные горизонтальные линии и так несколько раз пока не получится картина «Лесные просторы»,деревья должны занимать большую часть бумаги. Далее получается красивая картина, дети её обсуждают.

Приложение 2

Стихи:

О. Шалимова

Бабушка Капуста

Кофт надела густо!

Кофта белая внутри,

Зеленее – штуки три,

Гуще зелень – три еще,

Только это же не все!

Листья нижние, что внешне,

Составляют край одежды,

Наклонились до земли,

Корень спрятали они,

Чтоб водичкою землица

С ним могла бы поделиться!

А. Осинкин

Обучались мы искусству

Квасить свежую капусту,

Оказалось в этом деле,

Многое мы не умели.

Качены почистив дружно,

Что с ней делать дальше нужно?

Как нарезать неизвестно,

Долго думали совместно.

И вопрос тот, если честно,

Мы решали безуспешно,

И комбайном в бак буквально

Нарубили моментально.

Дальше резали морковку,

Опыт был, справлялись ловко.

Ту капусту, что в начале

Мы порезали, помяли.

И закончив подготовку,

В бак добавили морковку,

В нём мы всё перемешали,

Очень долго мяли, мяли,

Подсолили и под пресс,

Всё, окончился процесс!

С. Прохоров

Про капусту в огороде

Я хочу вам рассказать,

Как известно всем в народе,

Ее просто собирать.

Но растить её труднее,

Много надо поливать,

Сорняки надо смелее

Без пощады выдирать.

Это ж наш продукт любимый!

Её варят и солят.

Компонент незаменимый

Для девчонок и ребят.

Пирожки, скажу, с капустой

Очень даже хороши!

Из капусты щи густые

Всем приятны для души.

Есть в капусте витамины

А, В, С и даже Е!

Они умные картины

Пробуждают в голове.

Д. Толстой

В огороде нашем пусто:

Собран урожай почти.

Но осталась вся капуста –

Ей положено расти.

Под широким, плотным листом,

Как под шубой, кочаны.

Им туман и холод мглистый,

и морозы – не страшны.

Белобокие, тугие.

Еле мне кочан поднять!

Не известно, как другие –

С нетерпеньем жду я дня,

Когда бабушка их будет

Шинковать, в засолку класть.

Мне же праздник среди буден –

Кочерыжек сочных сласть.

Приложение 3

Загадки.

Вот на грядке новая загадка:

Сто листов, а вовсе не тетрадка.

Капуста

Зеленая толстуха

Надела уйму юбок,

Стоит теперь на грядке

Как балерина в пачке.

Капуста

Был ребенком -

Не знал пеленок,

Стал стариком -

Сто пеленок на нем.

Капуста

Очень узкие «ворота»

Вова сделал для мня,

Не могу «проехать», что-то -

Растолстела очень я.

И разденусь я немного,

Сорок шуб с себя сниму,

Не останусь я голой,

Только сразу не пойму?

Почему сажают тесно

В грядках узких - бок о бок?

Всем, конечно, интересно:

Кто я, круглый «колобок»?

Капуста

Семьдесят пять на мне пальто,

И не застегнёт его никто.

Капуста

Растолстел совсем наш дед,

В сто шубеек он одет.

На дворе сентябрь идёт,

А дедок морозов ждёт,

Чтобы с грядки мог уйти

И в другой приют прийти.

Бочку, банку и стеллаж

Приглядел дедуля наш.

Кочан капусты

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я…

Капуста

Приложение 4

Частушки.

Про капусту вам частушки,

С Аней, мы споём сейчас,

В них задор и наши шутки,

Рассмешим по полной вас.

Нарастёт капуста мне

Белая, кочанная.

Для салатов на столе

Самая желанная.

Порублю капусту мелко,

Да заправлю чесночком,

Ко столу подам в тарелке

С золочёным ободком.

Из капусты снедь солидна :

На тарелке яркой

И подать её не стыдно,

И съедят – не жалко!

И совет бабулям нашим;

Есть капусту вы должны.

Прыгать будите, как козы,

И таблетки не нужны.

Говорят, что у соседки

Не едят капусту детки,

А моя капуста

По душе мангустам.

Говорят, у тети Зины

Вся капуста, как резина.

А моя капуста

Звонкая до хруста.

Говорят, на той неделе

Всю капусту зайцы съели.

А моя капуста

Прорастает густо.

Приложение 5

Хороводная игра «Капуста».

На земле чертится круг. Это огород. На его середину играющие складывают свои пояса, платки. Это «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из детей, выбранный хозяином, садится рядом с «капустой». Хозяин поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волк и лисица,

Бобер и куница,

Заинька усатый,

Медведь толстопятый.

Напевая, хозяин изображает свою работу соответствующими движениями. Музыкальное сопровождение - любая известная мелодия русской народной песни. Можно говорить нараспев.

Играющие пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода «капусты», объявляется победителем.

Подвижная игра «Заяц и капуста»

На расстоянии 10—15 шагов чертят две параллельные линии— это границы «огорода». Играющие делятся на две равные группы. Ребята каждой группы берутся за руки и выстраиваются вдоль линий, образуя «плетень».

Один из участников - Заяц выходит на середину «огорода» с «капустой» (мячом).

С ним переговариваются:

— Где ты, заинька, гулял?

— В огороде.

— Что ты, заинька, там делал?

— Я капустку рвал, во пучочки вязал.

— Куда ты, заинька, капустку подевал?

— За плетень покидал!

Все участники игры поют:

Бежит-скачет заинька,

Серый горностаинька,

Коротенькие ножки,

Сафьяновы сапожки.

В огород он прибегал,

Всю капустку поломал,

Во пучочки повязал,

За плетень покидал!

Заяц ногой сильно бьёт по мячу в сторону одной из групп. Если мяч пролетит «плетень», то Заяц бежит, стараясь пробиться через «плетень» (то есть сцепленные руки ребят, поднять мяч, принести и положить его на прежнее место.

Заяц, который выполнит все эти условия, продолжает игру. Тот, кто дольше продержится в роли Зайца, выходит победителем. Если зайчик не пробился через плетень, то его заменяет другой играющий.

Пальчиковая игра «Капуста»

(по Н. Пищевой)

Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили, перетерли, посолили.

И набили плотно в кадку, все теперь у нас в порядке.

(Ритмично ударяют ребрами ладоней по бедрам. Совершают хватательные движения обеими руками по бедрам. Указательный и средний пальцы трут о большой. Шлепают ладонями по бедрам. Встряхивают руками.

Приложение 6

Памятка для родителей.

О пользе капусты.

Все элементы, содержащиеся в капусте, а также целлюлоза (1-1,6% - благоприятно влияет на перистальтику кишечника, влияют на питательные и целебные эффекты этого овоща. Уже в древние времена был известен терапевтический эффект капусты. Римские врачи с помощью капусты лечили широкий круг болезней: начиная с болезней легких, печени, артритов, запоров, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, и заканчивая бессонницей. Римский врач Марк Катон написал трактаты, в которых с большим энтузиазмом отзывался о капусте и ее целебных свойствах.

Начнем с самого начала - листьев капусты, которые используются чаще всего для всех видов обертываний. При растяжении, артрите, ревматических болях, язвенной болезни или воспалении вен использовали припарки из свежих листьев капусты. Сок из свежей капусты, разбавленный водой, также имеет терапевтический эффект. В частности, он является прекрасным средством исцеления в случае язвы желудка и двенадцатиперстной кишки (в связи с наличием редкого витамина U, помогает в лечение болезней органов дыхания и голосовых связок, холецистита, заболеваний печени и селезенки, диабета, воспаления толстой кишки и гипотиреоза. Как сообщается в американском исследовании, пациенты с язвой желудка и двенадцатиперстной кишки перестают испытывать боль уже через пять дней «капустного лечения». С другой стороны, швейцарские врачи подтвердили положительные результаты лечения на основе капустного сока в случае воспаления слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки, и неспецифического язвенного колита. Противопоказанием к применению такого лечения является повышенная кислотность или расширенный гипертиреоз.

Целебные свойства также имеют семена капусты. Приготовленный из них отвар с добавлением сока капусты является прекрасным средством от бессонницы. Мякоть листьев с добавлением белка из куриных яиц используется при лечении гнойных ран и ожогов, т. к. содержащиеся в капусте фитонциды уничтожить золотистый стафилококк, микобактерии туберкулеза и другие бактерии.

Все преимущества капусты могут быть использованы человеком, если ее правильно приготовить. Капуста таких видов, как белокочанная, краснокочанная, савойская или брюссельская, приготовленная простыми способами, должна быть основой здорового питания. Негативные мнения об этих овощах (якобы капуста трудно переваривается, у нее низкое содержание белка, она излишне отягчает кишечник, происходят от невежества. Проведенные в последние годы исследования показали, что капуста теряет все богатство своих полезных элементов только в процессе слишком длительного приготовления, пересаливания, добавления воды, в которой мы готовим овощи. Что и приводит к проблемам с пищеварением, вздутию живота.

Приложение 7

Посадка семян капусты

Уход за посевами

Коллективная аппликация «Матушка Капуста»

Лепка «Капуста»

Наши работы

Рисование в нетрадиционной технике - рисование капустным листом. «Лесные просторы»

Эксперимент «Радужная капуста»

Игра про капусту «Назови какая она»

Сбор урожая.

Вот такой получился у нас урожай!

Вот так мы лепим пирожки.

Наши пирожки к употреблению готовы!

Очень вкусно! Приятного аппетита!

Литература.

1. Всё обо всём. Мир вокруг нас. Издательство «Астрель»

2. Дошкольное воспитание №12 2007г.

3. Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок»

4. О. С. Соломенникова «Формирование элементарных экологических представлений».

5. Природа вокруг нас. Л. Б. Поддубная. Издательство творческий дом «Корифей», 2008г.

6. Стихи и рассказы о растительном мире. О. Е. Громова Издательство «Творческий центр» 2007г.

7. Читаем, учимся, играем В. Г. Смелова Издательство ТЦ «Сфера», 20007г.

Наш адрес: г. Тимашевск, мкр. Сахарный завод,8

e-mail : 11mdou@inbox.ru

сайт:www.детский-сад-11. рф

Публикации по теме:

Детский проект «Обь-матушка» Тип проекта по характеру предметной области: Социализация. По составу: групповой. Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста.

Проект «Капуста — королева питания!» Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области "Ревдинский педагогический.

Конспект открытого занятия о рисованию в нетрадиционной технике «Как капуста помогла картину нарисовать» Ветрова А. Ю., Воспитатель ДОУ «Детский сад № 98 ОАО «РЖД» Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Конспект экологический праздник «Здравствуй, матушка Природа!» Тема: «Здравствуй, матушка Природа!» Цель: • Формировать экологическую культуры детей, формировать правила экологически грамотного взаимодействия.

Мастер-класс «Капуста»Мастер-класс «Капуста» Для пополнения атрибутами сюжетно-ролевой игры "Магазин" я изготовила различные овощи из материала фетр и предлагаю вашему вниманию мастер-класс.

Конспект НОД в рамках проекта по самообразованию «Здоровое питание» в старшей группе «Как капуста хороша»Конспект НОД в рамках проекта по самообразованию «Здоровое питание» в старшей группе «Как капуста хороша» Анна Скрябина Муниципальное автономное образовательное учреждение лицей «Синтон» Непосредственно образовательная деятельность в рамках.

Проект «Нет лучше дружка, чем родная матушка» Проект ко Дню матери. Творческое название: "НЕТ ЛУЧШЕ ДРУЖКА, ЧЕМ РОДНАЯ МАТУШКА". Автор проекта: Чмых Надежда Ивановна. Вид проекта: творческий,.

Сценарий музыкально-литературного вечера поэзии «Матушка-зима» Сценарий музыкально-литературного вечера поэзии «Матушка-зима». Цели: 1. Учить детей выразительно читать стихотворения. 2. Совершенствовать.

Сценарий праздника «Ты прости, прощай Зима-матушка» Ведущий: Вот смотрю я, на площадке, собрались вы здесь ребятки. Дети, велено для вас довести такой указ:(разворачивает и читает) «В этот.

Экологическое развлечение «Здравствуй, матушка природа». Старшая группа Цель: интеграция образовательных областей в процессе музыкально – художественной деятельности, таких как: «Физическая культура» - развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Матушка капуста»
Опубликовано: 12 ноября 2017 в 14:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД