Папки-передвижки

Проект «Ме кöсъя тöдны!» («Я хочу знать!»)

Татьяна Забалуева
Проект «Ме кöсъя тöдны!» («Я хочу знать!»)

Проект «Ме ксъя тдны!» («Я хочу знать) (традиционная культура народа коми) для средней группы.

Автор Забалуева Татьяна Владиславовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №5» г. Сыктывкара.

Описание материала: предлагаю вам проект для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Традиционная культура народа коми». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Этот проект направлен на повышение интереса к коми культуре, пополнение знаний о традициях, обычаях, быте коми народа у детей среднего дошкольного возраста.

Публикация «Проект „Ме кöсъя тöдны!“ („Я хочу знать!“)» размещена в разделах

Проект «Ме ксъя тдны!»

Актуальность:

Известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию Республики Коми необходимо начинать с детского сада. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Дошкольники воспринимают окружающую их действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному селу, городу, Республике у них проявляются в чувстве восхищения достопримечательностями, предметами народно-прикладного творчества, природой, людьми того места, где они живут. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях, культуре, истории и окружающей природе, ее богатствах. Ребенку необходимо соприкоснуться и увидеть всю красоту, неповторимость своей малой родины, Республики Коми. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. На основе вышеизложенного определилась тема проекта «Ме ксъя тдны!» - традиционная культура народа коми.

Проблема:

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.

Цель проекта :

Формировать представления у детей среднего дошкольного возраста об этнокультурных традициях коми народа.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное отношение к малой Родине.

2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коми народа.

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию коми.

4. Учить ценить сохранившиеся до нашего времени старинные предметы, созданные руками человека.

5. Активизировать участие родителей в создании мини-музея «Коми изба», повысить их заинтересованность, способствовать позитивному отношению, сотрудничеству.

Тип проекта : информационный, практико-ориентированный, творческий, групповой.

Продолжительность проекта : среднесрочный (октябрь-май). Участники проекта : дети средней группы «Звездочки», воспитатели, специалисты ДОУ, родители.

Продукт проекта :

1. Папки - передвижки:

- «Рецепты блюд коми кухни»;

«Люби и знай свой Коми край».

2. Создание презентации: «Достопримечательности Республики Коми»;

3. Картотека подвижных игр: «Ловля оленей», «Стой, олень!», «Невод», «Мышь и угол», «Воробей», «В медведя».

4. Раскраски «Герои Коми сказок» : (Пера Богатырь, Зарань, Крт - Айка, Баба Ёма).

5. Альбомы: «Национальный орнамент народа коми», «Музыкальные инструменты народа коми», «Национальная одежда народа коми», «Кухня коми народа», «Коми изба».

6. Организация выставки детского творчества: «Моя любимая коми сказка».

7. Создание мини-музея «Коми изба».

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

- Освоение проектного метода;

- Повышение уровня педагогической компетентности;

- Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

Для детей:

- Повышение интереса к коми культуре;

- Пополнение знаний о традициях, обычаях, быте коми народа.

Для родителей:

- Повышение компетентности родителей при совместном с ребёнком поиске, исследовании и изучении культуры родного края.

Новизна проекта и практическое значение:

Новизна и инновация выражается в создание в дошкольном образовательном учреждении системы работы по развитию интереса детей дошкольного возраста к истории родного края, в установлении тесного сотрудничества между социальными партнерами: национальным музеем, педагогами, родителями в вопросах воспитания у детей среднего дошкольного возраста интереса к истории, традициях, быте родного края.

Обеспечение проекта :

Оснащенность современной методической литературой, компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, наглядными, дидактическими пособиями по различным линиям развития детей, мультимедийным оборудованием.

Этапы работы:

I. Подготовительный этап (октябрь) :

1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата, подбор методической литературы.

2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

3. Подбор демонстрационного материала и художественной литературы, пополнение РППС дидактическими играми :«Найди пару», «Накроем на стол», «Современная и старинная одежда», «Современная и старинная посуда», «Город Сыктывкар в прошлом и настоящем».

4. Беседа с родителями по подборке иллюстраций и альбомов для рассматривания: «Национальный орнамент народа коми», «Музыкальные инструменты народа коми», «Национальная одежда народа коми», «Кухня коми народа», «Коми изба».

II. Основной этап реализации проекта (ноябрь-апрель) :

Работа с родителями:

1. Выпуск папок-передвижек«Рецепты блюд коми кухни», «Люби и знай свой Коми край».

2. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Оленеводы» (рога оленей, чум).

3. Привлечение родителей к сбору иллюстративного материала для альбомов, выставок, к пополнению музея «Коми изба» экспонатами.

4. Подготовка участников для участия в Коми национальном детском фестивале «шкамшка».

Содержание совместной образовательной деятельности с воспитанниками по реализации проекта :

1. Посещение выездных экскурсий Национального музея (на базе детского сада)

2. НОД по краеведению:

- «Игрушка коми детей». Цель: Познакомить детей со старинными игрушками, с материалами для их изготовления;

- «В гостях у коми охотника». Цель: Познакомить детей с одеждой коми-охотника, с его деятельностью и оборудованием;

- «Деревянных дел мастера». Цель: Познакомить детей с предметами быта, сделанными из дерева, со свойствами древесины, со способами ее обработки.

- «Беседа о коми орнаменте». Цель: Дать детям представление о коми орнаменте, знакомить с содержанием узоров, показать его связь с бытом народа, растительным и животным миром. Закрепить знания о знакомых элементах: чум, рога оленя, столб, следы, ель, пирог. Развивать воображение у детей.

- «Народный костюм Коми». Цель: Формировать знания об одежде, которую носили коми, отметить различия в качестве ткани, покрое ткани одежды.

- «Обустройство коми избы». Цель: Формировать представления детей об обустройстве коми дома, назначении, местоположении основных предметов быта.

3. Сюжетно-ролевая игра «Оленеводы». Цель: познакомить детей с профессией оленевода, закреплять знания об оленях, их образе жизни, о нужности и важности профессии оленевода.

4. Продуктивная деятельность:

«Художественно - эстетическое развитие»

Рисование:

Коми орнамент «Украсим рубаху Пере-богатырю», «Сарафан для Настук».

Цель: Закрепить знания детей об элементах коми узоров; формировать умение изображать элементы; побуждать использовать различные цвета в рисовании коми узоров;

Лепка:

«Предметы утвари коми народа» (чугунок, ухват)

Цель: вызвать желание изготовить утварь коми народа, создать положительные отношение, чувство радости от выполняемых действий, закрепить умения лепить пластилином.

Конструирование:

«Коми изба»

Цель: Уточнить представления детей о материалах, из которых строили дома, вызвать желание изготовить модель коми избы, закреплять умение скручивать трубочки из бумаги.

Игровая деятельность:

Дидактические игры:

«Подбери посуду» (современная и старинная посуда)

«Найди пару варежке» (коми орнамент)

«Собери картинку» (герои коми сказок)

«Современная и старинная одежда»

«Город Сыктывкар в прошлом и настоящем»;

Коми народные игры: «Ловля оленей», «Стой, олень!», «Невод», «Мышь и угол», «Воробей», «В медведя».

Речевое развитие

Чтение Коми сказок: «Пера – богатырь», «Три брата и сестра», «Яг-Морт», «Ёма и две сестры», «Охотник и Чукля», «Медвежьи няньки», «Лиса и заяц»

Просмотр презентации:

«Достопримечательности Республики Коми»,

Оформление и рассматривание альбомов:

«Национальный орнамент народа коми», «Музыкальные инструменты народа коми», «Национальная одежда народа коми», «Кухня коми народа», «Коми изба».

Театрализованная деятельность: Инсценировка сказки «Будь послушным, зайчонок Кч!»

Посещение фотогалереи детского сада с достопримечательностями Сыктывкара.

Участие в Коми национальном детском фестивале «шкамшка». Разучивание и чтение стихотворения «Ол-выл врын» (Результат — Захар С. лауреат фестиваля «шкамшка»)

III.Заключительный этап (май) :

1. Организация выставки детского творчества: «Моя любимая коми сказка»;

2. Проведение мероприятия для детей и родителей «Коми посиделки»;

3. Демонстрация презентации: «Достопримечательности Республики Коми»;

4. Открытие мини-музея «Коми изба».

Вывод по результатам проекта :

В рамках реализации проекта «Ме ксъя тдны!» (традиционная культура народа коми) мною был освоен проектный метод, повышено качество работы с детьми через использование различных видов деятельности. У детей произошло повышение интереса к коми культуре, пополнились знания о традициях, обычаях, быте коми народа. Родители повысили компетентность при совместном с детьми исследовании и изучении культуры коми края. Данный проект был защищен на базе МАДОУ «Детский сад №5 г. Сыктывкара», а так же на стажировочной площадке ресурсного центра «Этнокультурное развитие» на базе детского сада №110 г. Сыктывкара.

Список используемой литературы:

1. Потолицына Н. Б. «Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики» Сыктывкар, 2009.

2. Пантелеева Е. И. «Родник» Сыктывкар, 1998.

3. Программа «Парма» под редакцией С. С. Белых

4. Клейман Т. В. «Детям о культуре народа коми» (часть1, часть2).Сыктывкар,1994.

5. Вавилова Л. Д. «Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем.» Сыктывкар, 1993.

6. Вавилова Л. Д., Рочева О. И. «Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре»

7. Кудряшова В. М. «Коми народные загадки» Сыктывкар, 2008.

Публикации по теме:

Презентация предметно-развивающей среды в группе «Хочу всё знать» Как и все педагоги, мы работаем с учетом ФГОС. Развивающую среду в группе также строю с учетом ФГОС. делается это для успешного развития.

Фотоотчет о проведении научно-практической конференции дошкольников «Хочу все знать!»Фотоотчет о проведении научно-практической конференции дошкольников «Хочу все знать!» В марте месяце, у нас в детском саду прошла первая научно-практическая конференция дошкольников "Хочу все знать! Конференция проводилась.

Конспект итогового занятия по ФЦКМ «Хочу все знать!» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №140» Конспект итогового занятия по формированию целостной.

Консультация для родителей «Мама, хочу все знать…» Наши дети очень любознательны по своей сути. Ему так важно знать, почему снег тает и почему собака лает. Но бывает так, что вопросы детей.

Научно-практическая конференция дошкольников «Хочу всё знать!»Научно-практическая конференция дошкольников «Хочу всё знать!» Цель:Вовлечение воспитанников в научно познавательную,практическую,исследовательскую деятельность. Задачи: Расширять знания детей в области.

Открытое занятие по изодеятельности «Хочу всё знать» (старшая группа)Открытое занятие по изодеятельности «Хочу всё знать» (старшая группа) Цель: формировать знания детей о жанрах живописи: портрет, пейзаж, натюрморт; составить коллективную композицию - аппликацию в жанре натюрморт.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Хочу все знать» Продолжительность: долгосрочный (2 года - старшая и подготовительная группы) «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности.

Проект по созданию центра экспериментальной деятельности «Хочу все знать» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 60 «Золотой ключик» Проект по созданию центра экспериментальной.

Сценарий городского познавательного конкурса-игры «Хочу все знать!»Сценарий городского познавательного конкурса-игры «Хочу все знать!» СЦЕНАРИЙ ГОРОДСКОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОНКУРСА – ИГРЫ «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»Старший дошкольный и младший школьный возраст Тема: «Солнце – источник.

Уголок для экспериментирования «Хочу все знать!».Уголок для экспериментирования «Хочу все знать!». Экспериментированию в детском саду уделяется огромное значение. Для опытов мы в своей группе организовали уголок «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!» Собрали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Ме кöсъя тöдны!» («Я хочу знать!»)
Опубликовано: 4 октября 2017 в 21:33
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД