Чудакова Ольга
Проект «Метод пескотерапии в работе по развитию речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект :«Метод пескотерапии в работе по развитию речи детей»
I. Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности : исследовательский,творческий, игровой.
По содержанию:естественно-научный, психолого-педагогический.
По числу участников проекта : группа (22 ребёнка).
По времени проведения: продолжительный.
Публикация «Проект „Метод пескотерапии в работе по развитию речи детей“» размещена в разделах
- Песочная терапия
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
II. Актуальность проблемы
Характерологическими особенностями детей с нарушениями речи являются быстрая утомляемость,рассеянность, возбудимость или вялость,безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы.
Метод песочной пескотерапии обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода :
• в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка;
• перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;
• игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию; игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;
• следствием решения проблем в социально-эмоциональной сфере является развитие монологической и диалогической речи;
• игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности.
III. Цель проекта :
Обоснование эффективности использования метода пескотерапии в педагогической практике для развития речи детей.
Теоретически обосновать метод пескотерапии как технологию обучения развитию речи, коммуникативным умениям, развития тактильно-кинестетических ощущений, мелкой моторики и познания мира в целом.
• Приобрести знания и умения, выявить стиль ситуативной коммуникации как отражение общего характера взаимодействия «вокруг песочницы».
• Проследить динамику формирования коммуникативных навыков и развития социально-волевой сферы у воспитанников, в обучении которых применяется метод песочной пескотерапии.
• Разработать перспективное планировать по песочной терапии для всех возрастных групп.
V. Обеспечение проектной деятельности
1. Методическое
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные. Развивающие и адаптирующие игры. СПб., 2002.
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб. ,2002.
Школьный психолог. 2002. №33; 2003. №14.47; 2005. №14.
Дошкольная педагогика. 2005. Май, июнь.
Материалы Интернет.
Перспективное планирование.
2. Материально-техническое
Два деревянных ящика размером 50*70*15 см с бортиком 5 см,окрашенные внутри голубой краской. Журнальные столики, на которой ставятся песочницы.
Чистый,просеянный, прокаленный в духовом шкафу песок.
«Коллекция»миниатюрных фигурок, отражающий мир. ( Серии фигурок: куклы-человечки; домашние,дикие животные и птицы; животные жарких стран; пресмыкающиеся; транспорт; орудие труда – песочные наборы; объекты среды обитания – дома, заборы, деревья, детали для строительства; герои анимационных фильмов; сказочные персонажи; оружии –наборы солдатиков; естественные природные объекты – камни, ракушки, веточки;бросовые материалы – флаконы из-под духов, проволока; аксессуары – пуговицы,бусинки, брелки; пластмассовые буквы и цифры, различные геометрические фигуры).
Кувшин с водой для увлажнения песка. Опрыскиватель.
3. Диагностико – дидактическое
Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников.
Конспект занятия по песочной сказкотерапии «В сетях удачи».
Конспект занятия «Знакомство с Песочным человеком».
Игры,направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Игры,направленные на развитие фонематического слуха и коррекции звукопроизношения.
Диагностическая методика по определению уровня формирования коммуникативных умений и развития социально-волевой сферы.
VI. Предполагаемый результат
-Сформированные коммуникативные навыки общения,эмоционально-волевая сфера.
-Повышение уровня мотивации к занятиям.
-Развитость тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики.
-Получение первого опыта рефлексии (самооценки).
-Творческое самовыражение воспитанников.
VII. Предмет экспериментального исследования: педагогическое условия, необходимые для эффективного использования песочной игротерапии для развития коррекционно-развивающих навыков и социально-волевой сферы у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.
VIII. Гипотеза проекта : если реализовать многогранные возможности песочной игротерапии, то возможна более качественная речевое развитие детей.
IX. Методы проекта : наблюдение; совместные игры; мониторинговые процедуры; обучающие, проективные игры; познавательные игровые занятия; игры-сказки; песочные спектакли.
X. Стратегия осуществления проектной деятельности. Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы детского сада: с детьми – в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребенка, самостоятельной детской деятельности; с педагогами – в условиях проведения активной методической работы.
XI. Этапы управления проектом
1. Концептуальный Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.
2. Исходно-диагностический Разработка диагностического инструментария для отслеживания уровня коммуникативности и эмоционального состояния детей.
Организация и проведение диагностического исследования.
3. Коррекционно-технологический Формирующий этап. Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
4. Технологический Промежуточная диагностика.
5. Уточняющий Коррекция индивидуальных программ сопровождающей деятельности воспитанников в соответствии с их потенциальными возможностями.
6. Итогово-диагностический Заключительная оценка уровня сформированости коммуникативных умений и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
7. Катамнестический Сбор данных по результатам эксперимента.
Заключение.
За межаттестационный период с 2010 по 2013 год мною были созданы благоприятные условия для речевого развития детей : предметно-развивающая среда пополнена разнообразным нестандартным оборудованием. Количественные и качественные показатели развития воспитанников свидетельствуют об эффективности использования нетрадиционных методик в речевом развитии детей. О целесообразности экспериментальной работы свидетельствуют развитие речи детей, познавательного интереса, опыта поисковой деятельности, навыков речевого общения,коммуникативных качеств.
Созданная система работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей, их заинтересованность в решении образовательно-воспитательных задач была продуктивной.
Взаимодействие со специалистами детского сада через реализацию технологии «Дидактический синквейн» способствовало положительной динамике в речевом развитии. Значит данное взаимодействие было эффективным.
Проектирование среды развития, рабочей программы педагога, тематического планирования,диагностических материалов способствовало повышению уровня аналитических и прогностических умений.
Таким образом педагогическая деятельность в межаттестационный период была эффективной и продуктивной. Опыт по реализации инновационных технологий в образовательномпроцессе может быть использован в работе других детских садов.