Проект «Мини-экосистема Байкала»

Анна Яковлева
Проект «Мини-экосистема Байкала»

Где было пустое место, где не было ничего,

Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.

В. Берестов.

Проект разработан в рамках направления: «Экологическое развитие в ДОУ»

Тема проекта: «Мини-экосистема Бурятии»

Пояснительная записка

Экологическое воспитание - это непрерывный процесс учебы, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и специальных знаний, относительно сохранения окружающей среды и природопользования, реализованных в экологически грамотной деятельности.

Тип проекта: проектно – исследовательский

Характер проекта: творческо - исследовательский

По характеру контактов: дети, педагоги, родители

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: долгосрочный

Цель проекта:.Создать на территории образовательного учреждения опытно – экспериментальную, доступную детям, комфортную мини-экосистему Бурятии.

Задачи:

1. Благоустроить и озелененить участок на территории детского сада,

2. Создать комфортную ландшафтную зону для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников и осознанного отношения к природе;

3. Развивать у детей трудовые навыки и умения по уходу за растениями;

4. Организовать сотрудничество детей, родителей для создания мини - экосистемы на территории ДОУ;

5. Вовлечение родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

6. Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие, развитие интереса к миру природы Бурятии.

Система показателей по достижению целей проекта

• Доля воспитателей, участвующих в проекте.

• Доля родителей, участвующих в проекте.

• Доля воспитателей, использующих современные образовательные технологии в образовательном процессе.

• Доля воспитанников, участвующих в проектно-исследовательской деятельности.

• Доля мероприятий, проведенных на уровне ДОУ.

• Доля мероприятий, проведенных на базе ДОУ

• Место в рейтинге дошкольных учреждений г. Улан-Удэ.

• Доля родителей, полностью удовлетворенных рабочим процессом ДОУ.

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.

Ожидаемые результаты: создание мини - экосистемы природы Бурятии для воспитанников ДОУ приведет к изменениям показателей в развитии детей:

- Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

- Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.

- Развитие у детей эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы Бурятии, восхититься ею, желания сохранить ее);

- Непосредственное участие детей и родителей в посильной для них деятельности по посадке и уходу за растениями, по охране и защите природы.

В рамках эксперимента предусмотрены возможные риски:

Гибель растений их плохая приживаемость;

• Появление дополнительных обязанностей и видов деятельности, перегрузок воспитателей;

• Нерациональное использование воспитателями рабочего времени в ущерб основной деятельности;

• Неготовность родителей помогать в создании мини - экосистемы;

• Недостаточное материально-техническое оснащение ДОУ, что может ограничивать возможности получения максимального результата;

• Недостаточное финансирование проекта.

Описание основной проблемы и обоснование ее актуальности.

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительным живым существом - природой. Состояние природы, ее внешний облик отражают экологическую обстановку. Мы привыкли к соседству с природой, что редко задумываемся о том, насколько она важна для жизни людей и всего живого на Земле. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства природы, но и необходимо научиться сохранять то, что она нам дает.

Растительный мир окружает нас повседневно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на это внимание. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к различного вида гаджитам, и отсутствует интерес к природе родного края. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день.

Растения - прекрасные объекты для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет растение, которое будет радовать нас!

Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Постановка проблемы.

Известно, что дошкольники не имеют достаточного самостоятельного житейского опыта ознакомления с живой и неживой природой. Поэтому необходимо разработать специальную среду для формирования представлений о живой природе. Так как основным способом повышения уровня экологической грамотности воспитанников ДОУ является непосредственное вовлечение их в опытно-экспериментальную деятельность по наблюдению за растительным миром.

Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем ли мы создать маленький островок природы Бурятии на территории детского сада?»

Все это позволяет сделать вывод о том, что в ДОУ существует объективная необходимость в создании мини-экосистемы природы Бурятии, которая:

• позволит детям напрямую соприкоснуться с природой родного края, увидеть рост и развитие деревьев, разнообразие цветов и трав.

• имеет возможность обмениваться опытом с родителями воспитанников, педагогами ДОУ.

• сормирует у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев родного края, их взаимосвязи с окружающей средой, знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие, развитие интереса к миру природы Бурятии;

• разовьет у детей трудовые навыки и умения по уходу за растениями.

• воспитает у детей любовь к природе и необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества.

5. Сроки и этапы реализации проекта

Для успешной реализации проекта необходимо:

1. Составить паспорт экосистемы территории ДОУ

2. Создать макет озера Байкал.

3. Составить перечень зеленых насаждений.

4. Организовать зону отдыха.

5. Составить план образовательной деятельности детей по циклу природа Бурятии.

Для решения указанных вопросов по озеленению территории был разработан проект «Мини-экосистема Бурятии», этапы которого были представлены в таблице.

Этапы реализации проекта.

Табл. 1

№ Название этапа Срок реализации Участники реализации

1. Подготовительный Февраль 2017 Воспитатели ДОУ

2. Проектировочный Март, апрель 2017 Воспитатели, родители

3 Практический Май-октябрь 2017 Воспитатели ДОУ, родители, воспитанники.

4. Заключительный Ноябрь –декабрь 2017 Воспитатель.

План мероприятий проектировочного этапа

№ Мероприятия Участники реализации.

1 Подведение итогов выбора места на территории ДОУ Все работники ДОУ

2 Выбор стиля оформления ландшафта Воспитатели

3 Создание плана места для реализации проекта Воспитатели

4. Составление сметы Администрация ДОУ

План мероприятий практического этапа

№ Мероприятия Участники реализации

1. Увеличить площадь озеленения территории ДОУ за счет создания новой микрозоны и элементов дизайна: миксбордеров из однолетников и многолетников, аптекарского огорода, питомника из хвойных и лиственных пород растущих на территории Бурятии. Воспитатели, родители, воспитанники.

2. Расширить зону отдыха, создать макет озера Байкал, игровую площадку. Воспитатели ДОУ, родители.

3. Увеличить видовое разнообразие цветочных, культурных и дикорастущих культур. Воспитатели ДОУ, родители.

4. Поэтапное выполнение всех видов работ Воспитатели ДОУ, родители, воспитанники.

Озеленение и благоустройство территории.

Хвойные и лиственные породы деревьев - на территории планируется посадка деревьев: кедр сибирский, сосна, ель, осина, береза.

Аптекарский огород - на территории будут разбиты клумбы с многолетними растениями растущими в лесах Бурятии, имеющие лечебные свойства.

Цветочно-декоративное озеленение – на территории образовательного учреждения будут разбиты клумбы различной конфигурации из однолетних и многолетних культур.

Уже имеющиеся на территории миксбордеры будут составлены ежегодно из имеющихся цветочно-декоративных культур.

Зона отдыха будет оформлена из пеньков.

Макет озера Байкал - при создании макета особое значение играют материалы, из которых он изготовлен. В качестве основных материалов используют полиэтилен, стеклопластик, пленку из ПВХ, резину, песок и камни с берегов Байкала.

Финансовое обеспечение проекта, необходимое ресурсное обеспечение

№ Мероприятия Затраты

1. Закупка саженцев, цветочных культур. 50 000,0

2. Монтаж системы для полива растений. 10 000,0

3. Материал для устройства зоны отдыха 15 000,0

4 Почвогрунт 15 000,0

5 Семена цветочных культур 5 000,0

6 Транспортные расходы 5 000,0

итого: 100 000,0

План-карта действий по реализации проекта для детей 5-6 лет.

Месяц Образовательная деятельность Участники

Февраль «Знакомство детей с природой Бурятии»- расширить и закрепить знания детей о природе Бурятии;

«Деревья и кусты Бурятии» -закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки; -учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам; -систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; -воспитывать бережное отношение к природе.

Опытно-экспериментальная деятельность «Вырастим саженцы кедра»

Выставка творческих работ детей «Деревья нашего региона»

Дети, воспитатель

Март «Зеленая аптека» - расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях; - развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни; - учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.

«Цветник» -уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста. -учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. - многолетние и однолетние цветущие растения Бурятии.

Посадка рассады для цветника.

Конкурс творческих работ среди родителей ДОУ «Миксбордеры на территории ДОУ» Дети, родители,

Воспитатель

Апрель Акция «Мой дом - моя планета» -формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.

Конкурс творческих работ детей «Экологические знаки»

Конкурс для родителей «Экологическая газета»

Уборка территории ДОУ Дети, родители, воспитатель

май «Золотой луг» -побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, -учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев; - воспитывать чувство прекрасного. - мать-и-мачеха; - одуванчики.

Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе»

Дети, родители, воспитатель

Июнь-август Высадка рассады цветов в клумбы, миксбордеры, ведение дневников наблюдения за растениями «Мини-экосистемы природы Бурятии», полив и уход за растениями.

Конкурс среди воспитанников и родителей «Имена для нашего дерева» Дети, родители, воспитатель

Сентябрь «Что у нас под ногами?»- обучение детей основам поддержания чистоты в на природе, подготовка растений к зиме.

Субботник «Уборка осенней листвы».

Выставка творческих работ детей поделки из природного материала «Осенние фантазии»

Ярмарка «Осень припасиха, зима подбериха» Дети, родители, воспитатель

Октябрь-ноябрь Наблюдение за растениями мини-экосистемы Бурятии

«Птицы наши друзья» - воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.

Конкурс для родителей «Столовая для птиц», изготовление кормушек.

Присыпание снега к корням деревьев. Дети, родители, воспитатель

Декабрь «Ёлочка-красавица», обучение общению с природой, бережному отношению к елям.

Акция «Выбери искусственную ель к празднику»

Изготовление и расклеивание листовок в районе детского сада «Берегите ель»

Презентация проекта «Мини-экосистема Бурятии» Дети, родители, воспитатели

Заключительный этап

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения. В результате реализации проекта: повысится уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста; улучшится состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снижает уровень тревожности и позитивно повлияет на эмоциональное самочувствие детей; повысится уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах экологического воспитания дошкольников. На территории ДОУ появится мини-экосистема природы Бурятии, благодаря которой можно проводить экскурсии, наблюдения и практическое овладение знаниями о природе Бурятии.

6Ресурсное обеспечение.

Рис. 1 Необходимое ресурсное обеспечение.

7. Адрес размещения инновационного проекта в сети Интернет с целью его общественного обсуждения

Указание адреса размещения инновационного проекта в сети интернет с целью его общественного обсуждения:

7. Адрес размещения инновационного проекта в сети Интернет с целью его общественного обсуждения

Указание адреса размещения инновационного проекта в сети интернет с целью его общественного обсуждения:

Публикации по теме:

Детский сад как экосистема Сегодня мы можем говорить о том, что на современного ребенка и возможности его развития оказывают влияние множество факторов. Среди них.

Доклад из опыта работы «Экосистема дошкольного образования» 2017 год в России объявлен годом экологии. Президент России В. В. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных.

Экосистема дошкольного образования «Стандарт дошкольного образования – это стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка. Стандарт дошкольного.

Фотоотчет «Макеты озера Байкала»Фотоотчет «Макеты озера Байкала» В нашей старшей группе «Капитошки» постоянно присутствует проектная деятельность. И вот совсем недавно мы закончили проект «Байкал – жемчужина.

Конспект интегрированного мероприятия с детьми 6–7 лет «Нерпа — сокровище Байкала» ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ «НЕРПА – СОКРОВИЩЕ БАЙКАЛА» Степанчук Татьяна Викторовна, воспитатель Федеральный государственный.

Интерактивное путешествие «По волнам Байкала» Тема: интерактивное путешествие "По волнам Байкала" Разновозрастная группа для глухих детей 2-8 лет Оборудование для детей: силуэтные.

Конспект занятия на тему «Рыбы Байкала» Конспект занятия на тему «Рыбы Байкала» Цель: Создать условия для проведения занятия, познавательной деятельности (аппликация с элементами.

Конспект занятия по окружающему миру «Экосистема леса. Деревья» Конспект занятия по окружающему миру Тема урока: «Экосистема леса. Деревья» Класс: 3 Тип урока: объяснение нового материала Цель урока:.

Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников «Экосистема «Лес» Форма проведения: занятие – путешествие. Цель: - обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений.

Конспект занятия по развивающей образовательной ситуации на игровой основе «Удивительное животное Байкала» ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №232» ОАО «РЖД» Развивающая.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • День Победы, 9 мая
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Проект «Мини-экосистема Байкала»
Опубликовано: 12 марта 2018 в 16:17
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Фотозарисовка «Осенняя пора…» Часть 1
Фотозарисовка «Осенняя пора… ». Часть 1. Доброе время суток уважаемые друзья, коллеги и гости! Осенняя пора… Яркая, красочная, живая, богатая....
Конспект занятия по лепке «Грибочки для белочек» с детьми 4–5 лет
ЦЕЛЬ: формировать у детей эмоциональный отклик на просьбу о помощи. Задачи: продолжать учить детей формировать определенный предмет из пластилина, разными...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с...
Уважаемые родители! С древних времен людей манило все недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос....