МААМ-картинки

Проект «Мир на кончиках пальцев» (для детей с нарушениями зрения)

Ольга Баракова
Проект «Мир на кончиках пальцев» (для детей с нарушениями зрения)

Проект «Мир на кончиках пальцев»

Младшая - средняя группа по коррекции зрения «Солнышко»

Тип проекта :

Фронтальный, краткосрочный, практико-ориентированный

Участники:

Тифлопедагог, воспитатели, родители, дети

Актуальность:

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что такие дети полностью полагаются на зрительную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными действиями с предметами, как это происходит у нормальновидящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на развитии детей. Вместе с тем в группе недостаточно оснащена предметно-развивающая среда по развитию тактильных ощущений (приоритет отдаётся развитию зрительного восприятия). Этой работой в большей степени занимается тифлопедагог на кружке «Умные пальчики».

Публикация «Проект „Мир на кончиках пальцев“ (для детей с нарушениями зрения)» размещена в разделах

Проблема:

Недостаточное количество дидактических игр, пособий для развития тактильных ощущений.

Цель:

Создание в группе предметно-развивающей среды, направленной на развитие тактильных ощущений.

Задачи:

• Продолжать учить детей обследованию предметов окружающего мира на полисенсорной основе;

• обогащать тактильный опыт детей при узнавании на ощупь различных предметов и материалов;

• совершенствовать мелкую моторику рук в процессе предметно-практической деятельности;

• стимулировать речевую активность детей в процессе совместной работы;

• воспитывать познавательный интерес при игре и работе с новыми дидактическими пособиями;

• привлекать родителей к выполнению совместной творческой деятельности со своими детьми.

Содержание проекта

1. Подготовительный этап.

Деятельность педагогов:

- Обследование уровня развития осязательного восприятия;

- Разработка проекта;

- Изучение информации по теме проекта;

- Поиск литературы по теме;

- Проведение родительского собрания «Роль осязательного восприятия в развитии ребёнка с нарушением зрения».

Деятельность детей :

- Участие в диагностике уровня развития осязательного восприятия.

Деятельность родителей:

- Участие в родительском собрании «Роль осязательного восприятия в развитии ребёнка с нарушением зрения».

2. Основной этап

Деятельность педагогов:

- Проведение НОД «Что умеют наши ручки»;

- Продуктивная деятельность: Аппликация из природных материалов – «Рыбка»;

Тестопластика; Рисование пальчиками (кружковая работа).

- Чтение художественной литературы: р. н. с. «Крылатый, мохнатый и масляный»,

С. Маршак «Тихая сказка» и др.

- Кружковая работа (в т. ч. работа по специальной серии книжек-игрушек)

- Проведение д/ игр: «Сенсорный сундучок»; «Занимательная шкатулка»; «Сосчитай на ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Помоги Золушке»; «Выложи предмет»;

- Проведение с/р игры «Магазин игрушек».

- Оформление уголка «Осязай-ка»;

- Изготовление альбомов «Виды ткани» и «Виды бумаги»;

- Изготовление коллекции картинок «Такие разные предметы»;

- Оформление стендовой консультации для родителей;

- Фотофиксация.

Деятельность детей :

- Выполнение аппликации, лепки; рисование;

- Посещение кружка;

- Участие в играх;

- Самостоятельная деятельность с различными материалами в уголке «Осязай-ка»;

- Совместное с родителями изготовление игр для развития тактильных ощущений.

Деятельность родителей:

- Подбор материалов для изготовления альбомов «Виды тканей», «Виды бумаги», «Такие разные предметы».

- Изготовление игр: «Найди пару»; «Волшебные шарики»; «Тактильные мешочки»;

«Пирожок»; «Домино»; «Лабиринт»; «Тактильный коврик»; «Змейка».

- Занятия дома с детьми по заданиям тифлопедагога.

- Фотофиксация.

3. Заключительный этап

Деятельность педагогов:

- Организация выставки д/игр и пособий «Умелые ручки».

- Оформление фотостенда по проекту.

Деятельность детей :

- Участие в выставке поделок.

- Апробация новых игр.

- Рассказ об их изготовлении.

Деятельность родителей:

- Просмотр выставки «Умелые ручки».

- Просмотр выставки детских работ, фотостенда.

Системная паутинка по проекту

Познавательное развитие:

-НОД «Что умеют наши ручки»»

-Д/игры, упражнения;

-Кружковая работа;

-Альбомы «Виды тканей», «Виды бумаги», «Такие разные предметы»;

-Выставка игр;

-Игры в уголке «Осязай-ка».

Речевое развитие:

-Чтение художественной литературы;

-Работа со специальными книжками-игрушками;

-Кружковая работа;

-Составление рассказов об изготовлении игр дома;

-Рассматривание альбомов;

-Д/игры и упражнения.

Художественно-эстетическое развитие:

-Совместное с родителями изготовление игр;

-Продуктивные виды деятельности: аппликация, тестопластика, рисование пальчиками (кружковая работа).

Физическое развитие:

-Пальчиковые игры с элементами самомассажа по системе О. Крупенчук;

-Оздоровительная ходьба после сна по дорожкам с различными видами поверхностей;

-Подвижные игры: «Пробеги под дождиком»; игры с мячом; «Пробеги и возьми

мягкий (колючий, твёрдый и т. д.) предмет»; «Ловишки на мячах».

Социально-коммуникативное развитие:

-С/р игра «Магазин игрушек»;

-Совместное с родителями изготовление игр;

-Выполнение с родителями коррекционно-развивающих упражнений по

рекомендациям тифлопедагога;

-Самостоятельные игры детей в уголке «Осязай-ка»;

-Совместные игры с педагогом на развитие тактильных ощущений.

Перспектива

Впоследствии планируется работа над подобными проектами по другим видам восприятия (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое). Это позволит в интересной и доступной форме научить детей с нарушениями зрения обследовать предметы и явления окружающего мира на полисенсорной основе.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающее пособие «Тактильные дощечки» для детей дошкольного возраста с нарушением зрения.Коррекционно-развивающее пособие «Тактильные дощечки» для детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мир на кончиках пальцев» (для детей с нарушениями зрения)
Опубликовано: 27 марта 2014 в 11:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД