Папки-передвижки

Проект «Мир вокруг нас» — ознакомление детей с задержкой психического развития с окружающим миром в проектной деятельности

Евгения Матвеева
Проект «Мир вокруг нас» — ознакомление детей с задержкой психического развития с окружающим миром в проектной деятельности

Матвеева Евгения Александровна

Воспитатель (Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Умка" г. Надыма")

Научный руководитель: Васильева Виктория Сергеевна

декан факультета инклюзивного и коррекционного образования

(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент.

Аннотация: в статье представлено описание проекта «Мир вокруг нас», разработанного для ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития. Дано обоснование направлений проектной деятельности, психолого-педагогических условий, основных форм и методов работы с детьми с задержкой психического развития.

Публикация «Проект „Мир вокруг нас“ — ознакомление детей с задержкой психического развития с окружающим миром в проектной деятельности» размещена в разделах

Ключевые слова: задержка психического развития, ознакомление с окружающим миром, проектная деятельность.

The project "the World around us" - familiarizing children with mental retardation with the world around them in project activities

Matveeva Evgeniya Alexandrovna

Scientific adviser :

Vasileva Viktoriya Sergeevna candidate of pedagogic Sciences

Abstract : the article describes the project "the World around us", designed to familiarize children with mental retardation with the world around them. The author substantiates the directions of project activities, psychological and pedagogical conditions, and the main forms and methods of working with children with mental retardation.

Keywords : mental retardation, familiarization with the surrounding world, project activities.

В современных условиях актуальной проблемой образования является оказание психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям с задержкой психического развития.

У детей дошкольного возраста задержка психического развития, как специфический вид дизонтогенеза, характеризуется разнообразными по степени выраженности и тяжести своеобразиями эмоционально-личностного, волевого и интеллектуального развития [1, с. 204-206, 2, с. 268-272].

В законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития должны быть созданы соответствующие условия, позволяющие освоить содержание образования с учетом особенностей их развития [3, с. 787].

При этом важно отметить, что большая роль принадлежит уровню сформированности профессиональной компетентности в целом и коммуникативной компетенции педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития и принимающих участие в реализации проекта, в частности [4, с. 619-627, 5, с. 13]. Владение педагогами специальными коммуникативными технологиями значительно расширяет возможности взаимодействия с детьми, вовлечение их в проектную деятельность, расширение эффективности проведения коррекционно-развивающих мероприятий.

Одним из направлений работы является познавательное развитие через формирование познавательных интересов и ознакомление с окружающим миром в различных видах деятельности (ФГОС ДО) [6, с. 4-18]. Одним из таких видов деятельности является проектная деятельность.

В основе проектной деятельности лежит работа по формированию представлений об окружающем мире, развитию умений поиска информации, самостоятельного применения своих знаний в процессе создания определенного продукта. Проектная деятельность также ценна тем, что предоставляет возможность для совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса – детей, педагогов и родителей. Организация проектной деятельности как средства ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития требует учета следующих психолого-педагогических условий :

– учет возрастных особенностей детей с задержкой психического развития, уровня их познавательного и личностного развития;

– учет регионального компонента при ознакомлении детей задержкой психического развития с окружающим миром;

– создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для реализации проектной деятельности;

– организация сотрудничества с родителями в процессе проектной деятельности.

Для ознакомления детей с задержкой психического развития с окружающим миром разработан проект на тему «Мир вокруг нас». Изучение данной темы предполагало следующие направления работы: предметное и социальное окружение, живая и неживая природа. Проект «Мир вокруг нас» направлен на решение следующих задач:

– расширение и закрепление представлений об окружающем мире по направлению «Предметное и социальное окружение» : представления о транспорте, свойствах материалов, профессиях, родах войск, родном крае и стране, правилах дорожного движения;

– расширение и закрепление представлений об окружающем мире по направлению «Живая и неживая природа» : представления о разнообразии растительного и животного мира, роли человека в сохранении природы, влиянии состояния окружающей природной среды на здоровье человека.

Этапы работы над проектом включают подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап включает обогащение развивающей предметно-пространственной среды, разработку плана основных мероприятий в рамках проекта. Основной этап направлен на реализацию плана мероприятий в рамках проекта «Мир вокруг нас» совместно с родителями. Заключительный этап – это подведение итогов проекта, формулировка выводов, проведение мероприятий совместно с родителями по презентации и защите проектов.

В основе работы лежит принцип реализации регионального компонента. Это означает, что формирование представлений об окружающем мире осуществляется на примере родного края – города Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ. Дети знакомятся с родным городом, изучают растения и животные, обитающие в родном крае, читают Красную книгу Ямала. По итогам проектной деятельности дети совместно с родителями создают определенный продукт. Например, по направлению «Предметное и социальное окружение» дети и родители изготавливают книжки-малышки «Виды транспорта на Севере», «Профессии Севера», раскраски «Наша армия», поделки из различных материалов «Мой город Надым», «Моя страна Россия»; презентация «Ветераны в моей семье» и другие. По направлению «Живая и неживая природа» продукты проектной деятельности включают книжки-малышки, раскраски о растениях и животных, поделки в технике «оригами», альбом «Красная книга Ямала», энциклопедию животных и растений Ямала.

В содержание проектной деятельности включены различные формы и методы воспитания и обучения детей с ЗПР : непосредственно образовательная деятельность, игры и упражнения, беседы, экскурсии и т. д. Взаимодействие с родителями осуществляется в следующих формах: родительские собрания, консультирование, оформление уголка для родителей по каждой теме, помощь в выполнении проекта, организация совместного досуга по итогам завершения проекта.

Таким образом, проект «Мир вокруг нас» является оптимальной формой работы по ознакомлению детей с задержкой психического развития с окружающим миром. В ходе проектной деятельности используются различные формы и методы воспитания и обучения с учетом возрастных особенностей детей, уровня их познавательного и личностного развития на основе регионального компонента и в тесном сотрудничестве с родителями.

Список литературы:

1. Особенности внимания детей с задержкой психического развития

Ковригина Ю. П., Васильева В. С.

В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС. материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2017. С. 204-206.

2. Театральная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Родина З. Г., Васильева В. С.

В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС. материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2017. С. 268-272.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. – М., 2018. – 787 с.

4. Case of teachers communicative competence development within the system of methodological work in the context of preschool educational establishments

Vasilyeva V.S., Nikitina E.Y.

International Journal of Engineering and Technology(UAE). 2018. Т. 7. № 4.38. С. 619-627.

5. Methodological bases of pedagogical concept of development of communicative competence of teachers of preschool educational establishments

Vasilyeva V.S.,

International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 2. С. 13.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития мелкой моторики, сенсорных способностей, знакомства с окружающим миромДидактическая игра для развития мелкой моторики, сенсорных способностей, знакомства с окружающим миром Доброе время суток уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами новой игрой,которая помогает развивать мелкую моторику,сенсорные способности.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Наш цветник»Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Наш цветник» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида№ 29» Конспект непосредственной образовательной.

Конспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группыКонспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группы НОД «Познание: ознакомление с окружающим миром» во 2 мл группе. Подготовил: Глазкова О. А. Тема: «Живое - неживое». Цель: Сформировать.

Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природыОбразовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы «Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши»Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши» Занятие "Домашние животные, домашние птицы. Их детеныши". Задачи: Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать реалистические.

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возрастаОзнакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи продолжаем знакомство с природными.

Перспективное планирование «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе 1. «Я – человек» Цели: Обогащать представление детей о себе и своих сверстниках; - Учить различать людей по полу, возрасту, индивидуальным.

Проект «Синица» по ознакомлению детей средней группы с окружающим миром Тема проекта: «Синица». Тип проекта: познавательно - исследовательский. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный. Участники.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мир вокруг нас» — ознакомление детей с задержкой психического развития с окружающим миром в проектной деятельности
Опубликовано: 2 апреля 2020 в 08:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД