Проект «Мир эмоций глазами детей»

Кристина Гагиева
Проект «Мир эмоций глазами детей»

Тема проекта: развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Решаемая проблема: Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками,сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

В настоящее время взрослые зачастую забывают о важности эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.

Отсюда следует, что актуальность данной проблемы очевидна.Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.

Цель проекта: Создание условий для знакомства детей с миром эмоций, развитие умений их различать и понимать, обучение способам адекватного выражения своего эмоционального состояния.

Задачи проекта:

Образовательные задачи

Закрепить у детей знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, испуг и др.

Учить распознавать эмоционального проявления (свои и других людей)по различным признакам: мимика, пантомимика, голос, жесты.

Обращать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции.

Воспитательные задачи

Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей;

Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими);

Помочь детям отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев, препятствующие полноценному личностному развитию;

Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;

Развитие чувства эмпатии, выразительности речи и движений.

Вид проекта – практико-ориентированный.

Краткая аннотация проекта: данный проект был реализован на базе структурного подразделения – «Детский сад №1 «Одуванчик». В процессе реализации проекта были рассмотрены основные эмоциональные состояния (Радость, грусть, гнев, печаль и др.) и для каждого из них были смоделированы социальные ситуации и способы поведения в них. Проект способствует активизации работы с родителями по изучению и закреплению знаний о развитии эмоциональной сферы ребенка. Структура проекта предполагает проведение ряда исследований по данному направлению в самостоятельной и совместной образовательной деятельности.

Результатами проекта стали:

- коллективная детская работа: коллаж «Эмоции глазами детей»(фото 1);

- выставка детских рисунков (фото 2);

- изготовление дидактической игры «Я и мое настроение» (фото 3);

- буклеты для родителей и воспитателей.

По продолжительности проведения – среднесрочный (продолжительность 3 недели)

По территории реализации: внутренний (так как проект был реализован внутри дошкольного образовательного учреждения)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, родители, педагоги.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Повышение уровня эмоционального развития детей;

Развитие способностей детей контролировать свои эмоции;

Расширение словаря детей эмоциональной лексикой;

Сформированное осознанное отношение к социальным нормам поведения.

Закрепление навыков доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов:

- теоретических (анализ педагогической и психологической литературы, программ и технологий развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста).

- практических (наблюдение, подвижные и эмоционально-экспрессивные игры, беседа, анализ жизненных ситуаций, тематическое рисование).

В основу системы работы легли следующие принципы,обеспечивающие развитие личности дошкольника: индивидуальный подход, безусловное принятие детей, учет направленности интересов дошкольников, принцип психологической комфортности, здоровьесберегающий принцип, принцип взаимодействия, принцип позитивности, ориентация на зону ближайшего развития каждого ребенка и др.

Направляющие проект вопросы

Проблемные вопросы:

Что влияет на мое настроение?

Как можно понять чувства другого человека?

Может ли игра помочь выразить чувства?

Учебные вопросы:

Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?

Как эмоции проявляются в поведении?

Может ли игра научить ребенка владеть своими чувствами?

Что влияет на наши чувства?

Основополагающий вопрос: Зачем детям игра?

План проведения проекта

Подготовительный этап включал в себя:

- формирование темы проекта, его цели и задач;

- подбор и анализ методической литературы;

- подбор наглядного материала (пиктограммы «Эмоции» (фото 4) и необходимого оборудования;

- разработка плана занятий с детьми;

- проведение первоначальной диагностики (методики «Дом-Дерево-Человек», «Рисунок семьи», «Рисунок человека»);

- формирование детской группы.

Основной этап включал в себя:

- организация совместной деятельности с детьми над проектом;

- проведение цикла занятий, психологических упражнений и игр;

- оформление результатов работы над проектом.

Завершающий этап включал в себя:

- презентация результатов проекта;

- выставка детских творческих работ;

- обсуждение и дополнение проекта.

Для решения поставленных задач и целей по развитию эмоциональной сферы дошкольников в качестве дополнения к разработанным занятиям использую тренинговые программы С. В.Крюковой:

1. Программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения «Давайте жить дружно!».Основная цель: адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.

2. Программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», которая направлена на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первой.

Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка в группе.

Вводная часть – это введение в тему, создание эмоционального настроя.

В рабочей части проводятся: игры, упражнения, психогимнастика, релаксация, ролевые диалоги, проблемные ситуации.

В завершающей части создаем у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляем положительные эмоции от работы. Проводится либо общая игра-забава или продуктивная коллективная деятельность, например, создание общего рисунка.

Проект «Мир эмоций глазами детей»
Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Развитие творческой активности детей посредством театрализованной деятельности Большое внимание я уделяла развитию эмоций, так как именно расширение эмоциональной сферы является одним из направлений работы по развитию.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Проект «Мир эмоций глазами детей»
Опубликовано: 5 апреля 2015 в 19:49
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 апреля. День нарциссов на МААМ

Красивому весеннему цветку посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про нарциссы и увлечь их полезным творчеством.

16 апреля. Международный день голоса

Всемирный день голоса – это не праздник, который учредили врачи-отоларингологи. В наш очередной тематический день у нас есть повод поговорить с детьми о голосе как о важном свойстве человека, позволяющем...

Конспект занятия по аппликации в первой-второй младшей группе «Скоро праздник придет»
Барчук А. В. Конспект занятия по аппликации в 1-2-й младшей группе «Скоро праздник придет» Цель: Учить детей составлять самостоятельную композицию из...
Фотоотчет «День здоровья — 7 апреля» в младшей разновозрастной группе
Всемирный день здоровья отмечается ежегодно, начиная с 1950 года. Этот День призван объяснить людям, насколько важно в жизни поддерживать свое здоровье....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Ласточка» в...
Милая певунья, Ласточка родная, К нам домой вернулась Из чужого края. Под окошком вьётся С песенкой живою: «Я весну и солнце Принесла с собою» К....