Приложение МААМ

Проект «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей»

Хоханова Олеся
Проект «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей»

Пояснительная записка

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста

является развитие речи, речевого общения.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников.

Публикация «Проект „Мнемотехника как средство развития связной речи у детей“» размещена в разделах

Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.

Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание информации у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи? Все ответы на эти вопросы я нашла в методике – мнемотехника.

Для того чтобы получить ответы на все поставленные вопросы был разработан проект «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

Проект «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей»

Паспорт проекта

Фамилия, имя, отчество: Хоханова Олеся Руслановна

Наименование ДОУ: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №9 «Росинка» г. Шадринска

Название проекта: «Развитие связной речи с использованием мнемотехники»

Возраст: Дети в возрасте от 6 до 7 лет

Участники : Дети, родители, воспитатель группы

Срок реализации проекта: Сентябрь 2018г. -май2019г.

Проблема: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое

Цель проекта: Развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники

Задачи:

Образовательные:

•закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений.

Развивающие:

•совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта;

•способствовать развитию образного и логического мышления;

Воспитательные:

•воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

•порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Актуальность проекта: Определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, так как связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.

Новизна проекта: Использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Педагогическая целесообразность проекта: При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Практическая ценность: Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со старшей группы детского сада

Ресурсное обеспечение программы:

Информационное: Мультимедийные презентации, интернет ресурсы

Методическое: Теоретическая и методическая литература, периодическая печать,

материалы по педагогическому опыту

Кадровое: В работе участвуют: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатель группы

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений;

- пополнение и активизация словарного запаса детей;

-развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;

- умение договариваться и работать слажено;

- обратиться к взрослому с вопросом;

- умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике.

Реализация проекта:

«Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету"

К. Д. Ушинский

I. Подготовительный

II. Основной

III. Заключительный

I. Подготовительный этап

1. Изучение научно – методической литературы по данной теме.

2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи

3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц)

4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.

5. Обсуждение проекта вместе с родителями.

6. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.

II. Основной этап:работа с детьми :

-Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками – символами;

- Учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами.

- Самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять схему – модель. Используя схему –модель как план

пересказа;

- Использовать мнетаблицу при закреплении материала по лексической теме.

- Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.

- Заучивание коротких текстов скороговорок, чистоговорок при автоматизации звука.

- Для закрепления полученных знаний изготовить с детьми альбомы по пройденным темам с рассказами и подбор материала к проекту с рисунками.

Заключительный этап: Создание презентации-отчета.

Таким образом, у детей появилось умение работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; у детей пополнился и активизировался словарный запас; у детей развилось логическое и образное мышление, совершенствовалась связная речь; дети научились договариваться и работать слажено. Цель проекта достигнута.

Список литературы:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М. : Мозайка-Синтез, 1999

2. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью

мнемотехники Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.

3. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В. К. – М., 2005 — 114с.

4. Выгодский Л. С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство

«Лабиринт», М. 1999 С. 352

3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В. П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с. 6

4. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми //

Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного

учреждения № 1, 2008, с. 16

5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л. Н. – М., 1985 — с. 92

6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с

нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с. 18

7. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т. И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51 -54.

8. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе. 2-е изд., доп., испр. - М. : ТЦ Сфера, 2017. – 128с. – (библиотека Логопеда).

9. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2-е изд., доп., испр. - М. : ТЦ Сфера, 2018. – 176с. – (библиотека Логопеда).

10 Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.

Публикации по теме:

Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста «Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней.

«Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными.

Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, Говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, Фантазировать,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников» Мастер-класс для педагогов ДОУ детский сад №15 «Мнемотехника- как средство развития связной речи дошкольников» Воспитатель: Пестрецова.

Мнемотехника, как средство для развития связной речи детей Использование мнемотехники для развития связной речи детей Образное изложение делает предмет речи видимым. Цицерон К сожалению, в настоящее.

Лэпбук «Мнемотехника как приём в обучении детей связной речи»Лэпбук «Мнемотехника как приём в обучении детей связной речи» Уверенность в своих силах, целеустремленность, нахождение своего места в обществе - все это напрямую связано с развитой речью, умением правильно.

Наглядное моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать.

Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Одной из основных задач формирования и развития личности дошкольника является освоение им духовного богатства народа, его культурного и.

Театрализованные игры как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период, когда ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать.

Консультация для педагогов ДОУ «ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка» Консультация для педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей»
Опубликовано: 13 марта 2019 в 15:45
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Хоханова Олеся (УИ 995991) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД