Лучший педагог года

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой Дагестан»

Магомедова Амина
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой Дагестан»

Актуальность

У каждой эпохи и каждого поколения свои ценности и кумиры. И это естественно, потому что ритм жизни и окружающий нас мир меняется каждое мгновение. «Все течет, все меняется» – гласит пословица.

Вот только любовь к родине у каждого человека, которая начинается с родного порога отчего дома, неизменна. Эту неугасимую любовь человек проносит через всю свою жизнь. Она его согревает, поддерживает, дает уверенность, рождает мужество, отвагу…

Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Мой Дагестан“» размещена в разделах

Тематические занятия о родине, ее природе, традициях и культуре в ДОУ позволяют познакомить детей с природой родного края, его культурными ценностями, народами и традициями, а также привить любовь к родине и воспитать бережное отношение к природе.

В современном мире нарастают экологические проблемы, проблемы сохранения многообразия видов в природе. В нынешнем ритме жизни теряют ценность традиционные ремесла народов, нарушена преемственность культурных ценностей в ряду поколений. Поэтому сегодня большое внимание уделяется экологии и культуре.

С раннего детства необходимо правильно направлять детей, уделяя особенное внимание вопросам их экологического и культурно-нравственного воспитания. Тем более, что мы живем в уникальной республике, где представлены многообразные природные условия, многонациональный народ и разные религиозные концессии.

Мы – взрослые, должны быть примером детям и «сеять разумное, доброе, вечное», - как сказал мудрец, содействовать воспитанию дружбы между детьми разных национальностей, языка, религии, воспитывать граждан страны и патриотов Родины.

Но необходимо помнить, что воспитать «здоровые ячейки общества» возможно только совместными усилиями родителей и образовательных учреждений.

Занятия такого рода реализуют пункты ст. 64 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» от 21 дек. 2012 года о дошкольном образовании, где говорится о формировании общей культуре воспитанников, развитии нравственных и эстетических качеств, а также разностороннего развития личности.

Вид проекта : групповой, информационно-творческий.

Срок проекта : краткосрочный (двухнедельный).

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф, родители.

Цель: реализовать задачи нравственно-эстетического, патриотического и экологического воспитания.

Задачи:

- выявить и укрепить знания детей о республике Дагестан,

- ознакомить детей с природными условиями республики, особенностями растительного и животного мира,

- расширить знания детей о дагестанских народах, их традиционной одежде,

- дать представление детям о народных промыслах и их исторических центрах,

- сформировать у детей любовь к родине и гордость за нее, интерес к ее культуре, бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты проекта :

- создание предметно-развивающей среды,

- повышение уровня знаний детей о родине, ее природе, народах, культуре,

- сформировать чувство гордости и любви к родному краю,

- привитие чувства эстетического наслаждения от окружающей красоты,

- использование полученных знаний на следующих занятиях, в том числе по ИЗО, а также на праздничных мероприятиях и утренниках,

- заинтересованность родителей воспитывать детей в традиционной дагестанской социокультуре,

- развитие дружественной и доброжелательной среды в групповом коллективе.

Этапы проекта

I. Подготовительный.

- Беседа с детьми об отдыхе в горных районах у родственников, их наблюдениях, о родном языке, традициях в семье и семейных праздниках.

- Чтение произведений дагестанских поэтов и писателей.

- Ознакомление с народными играми и фольклором.

- Прослушивание музыкальных произведений известных дагестанских композиторов.

- Подбор демонстрационного материала.

II. Основной.

Образовательная область. Речевое развитие.

- Беседа о родном языке.

- Чтение стихов детьми дагестанских авторов.

- Пересказ сказок дагестанских авторов.

- Составление небольших рассказов о поездке к родственникам в горные районы.

- Постановка дагестанской сказки «Ослик и теленок».

«Пословицы и поговорки народов Дагестана».

Образовательная область. Познавательное развитие.

Беседы:«Моя малая Родина», «Чем необычна наша республика», «Мастеровой Дагестан».

Цикл экскурсий по родному городу: школа, почта, детская поликлиника, спортивный комплекс, магазин.

Рассматривание альбомов: «Достопримечательности нашего города», «Достопримечательности столицы Дагестана».

НОД:«Поездка в Кубачи», «Творчество Расула Гамзатова», «Да здравствует дружба народов».

Дидактические игры: «Расскажи об игрушке», «Кто что делает», «Из чего и для чего?», «Найди ошибку и укрась силуэт», «Кто трудится в Дагестане», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Карта моего города», «Бабушкин сундучок», «Где находится памятник?», «Сложи герб из фрагментов».

Демонстрация фотоальбомов и видеоматериалов о природе Дагестана.

- Тематическое занятие «Традиционная одежда народов Дагестана».

-Демонстрация фотоальбомов, буклетов, кукол, национальных костюмов из гардероба детсада.

- Тематическое занятие «Промыслы Дагестана».

-Демонстрация изделий дагестанских умельцев, буклетов и фотоматериалов.

Образовательная область. Социально-коммуникативное развитие.

Сюжетно-ролевые игры:

«Путешествие по родному городу»,

«Путешествие по городам и районам республики»,

«Театр»,

«Мы идем в музей».

Постановка сказки «Жадный заказчик».

Организация мини-музея «Мой Дагестан».

Моделирование плана города.

Образовательная область. Художественно-эстетическое развитие.

Лепка: «Балхарские кувшины»

Рисование: «Моя Родина»,

Раскраска контуров куклы в национальной одежде.

Аппликация: «Дагестанский платок», «Цветы на лугу».

Разучивание песен: «Моя республика» муз. Шаулова, «Мой Кавказ» муз. В. Дагаева, «Дагестан - родина моя» муз. Ш. Шамхалова, «Дагестан» муз. М. Касумова.

Постановка танца «Горянки».

Образовательная область. Физическое развитие.

Дагестанские народные игры :

«Бег к реке»,

«Джигитовка»,

«Подними платок»,

«Достать шапку»,

«Выбей из круга»,

«Горный ручеек».

Показ демонстрации о дагестанских известных спортсменах.

Работа с родителями

- Анкетирования «Традиции и обычаи моего народа»

- Беседа: «Обычаи и праздники народов Дагестана»

- Совместная экскурсия в краеведческий музей

- Создание семейного фотоальбома.

III.Заключительный этап.

- Оформление выставки детских поделок «Маленькие умельцы Дагестана».

- Оформление уголка «Дагестан в миниатюре».

-Составление фотоальбомов «Пейзажи Дагестана», «Флора Дагестана», «Фауна Дагестана».

- Праздничное мероприятие «Урожай».

Заключение

Проектная деятельность является многофункциональной поэтапной программой, в которой реализуется основные цели и задачи воспитания дошкольника в ДОУ.

Проект на тему «Мой Дагестан» ставит перед собой не одну задачу. Его выполнение в ДОУ способствует развитию личности ребенка, его самоопределению, закладывает основы знаний об окружающей природе, особенностях родного края, его культуре и быте, учит ценить красоту и самому творить ее, быть толерантным, благоприятствует установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, прививает любовь к родине и бережливому отношению к живому. Данный проект построен таким образом, что каждый ребенок имеет возможность проявить свои способности, знания и умения.

Дагестанская тематика проекта соответствует Региональной образовательной программе ДО РД и решает все поставленные в ней задачи.

Список использованной литературы

Альбом-раскраска «Одежда народов Дагестана». - Махачкала, 2015.

Гусарова Л. Ф. Проектная деятельность в детском саду. – Махачкала, 2013. – 128 с.

Магомедов А. Новоселье у Ежа. – Махачкала, 2007.

Магомедов А. Сказка о хитром зайце. – Махачкала, 2007.

Очаг мой, Дагестан. Под. ред. Бейбутовой Г., Халимбековой М. – Махачкала, 2010.

Прикладное искусство Дагестана. Комплект открыток. – Москва, 1981.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под. ред. Вераксы Н. Е. и др. – М., 2014. -360

Шурпаева М. И., Байрамбеков М. М., Исмаилова У. А., Гришина А. В. и др. Региональная образовательная программа дошкольного образования республики Дагестан. – Махачкала, 2015. – 290 с.

Приложение

Конспект занятия

Тема: Дагестанская национальная одежда.

Цель занятия: Формирование патриотических чувств и толерантного отношения к людям других национальностей.

Программное содержание: Расширить знания детей о родном крае, о его народе, быте (традиционной дагестанской одежде). Учить детей видеть в окружающем красоту, с уважением относится к культуре своего народа.

Методические приемы: Предыдущее занятие, посвященное дагестанской теме – беседы, рассказы детей о том, как они гостили у родственников в горных районах Дагестана, что наблюдали, чем занимались и прочее. Подготовительная беседа о том, что занятие будет посвящено традиционной дагестанской одежде – мужской и женской. Рассказ воспитателя. Показ иллюстраций, бытовых сцен из жизни горцев, где они в национальном одеянии. Вопросы воспитателя, ответы детей; рассказы детей из личного опыта. Разъяснение новых слов, обозначающих предметы одежды. Предложить раскрасить контурные изображения кукол в мужской и женской национальной одежде на выбор (цветные карандаши).

Итог занятия: отметить активных детей, их ответы, яркие интересные рисунки.

Новые слова: бурка, къабалай, чохто, джурабы.

Материал: куклы в национальной одежде, иллюстрации, картинки, фотоальбом, показ танцевальных костюмов (гардероб детсада).

Ход занятия:

Воспитатель (В.) : Дети, сегодня мы продолжим наше увлекательное путешествие по горным районам Дагестана. Удобно рассаживаемся на ковре-самолете. Мы летим, летим и приземляемся на главной площади столицы. Дети, а как называется наш город?

Ребенок (Р.) : город Махачкала.

В. : Да, наш город Махачкала – столица Дагестана. А на площади праздник, сколько людей нарядных в традиционных национальных костюмах. По этим костюмам можно узнать с какого района они приехала, какой национальности. Отличия в одежде больше заметны в женских нарядах, нежели в мужском костюме. (Показываю 2 иллюстрации – горец в традиционной дагестанской одежде, на боку висит кинжал, на голове – папаха; второй горец на коне, но в бурке).

В. : Дети, посмотрите, перед вами двое мужчин. Как мы их можем назвать?

Р. : Они горцы.

Р. : Они дагестанцы.

Р. : Они джигиты.

В. : Правильно, все вы правы. А теперь дадим им имена.

Р. : Ахмед.

Р. : Магомед.

В. : Давайте посмотрим, как на праздник пришел Ахмед. Он одет в черкеску. Это повседневная одежда горца; сзади у него башлык - это мужской головной убор – капюшон. На голове папаха, а ноги обуты в сапоги. Черкеску украшают газыри и кинжал. В газырях хранится порох. Кинжал нужен был для защиты, резать скот и для других дел в хозяйстве. А теперь посмотрим на Магомеда. Видите, как он спешил на праздник? Прискакал на коне. Одет он в такую же одежду, как и Ахмед, но только у него еще и бурка. Это кавказский безрукавный плащ – накидка. Она укрывает джигита от холода, дождя, ветра, укутавшись в нее, даже спит в пути во время отдыха. Посмотрите на папаху и бурку. Кто скажет, из чего они сделаны. Кто знает?

Р. : Папахи – из бараньей шкуры.

Р. : Бурка – из овечьей шерсти.

В. : Правильно. Для изготовления папахи подготавливают, отделывают бараньи или овечьи шкуры. А для бурки особым способом готовят шерсть овец. Сапоги тоже изготовлены из обработанных шкур – кожи.

Физкультминутка:

Игра «Птички и орел». Дети бегают по ковру, имитируя полет птиц – машут руками. По команде «Орел!» - быстро приседают, закрывая голову руками. Повторить несколько раз.

Цель – для снятия усталости, развития внимательности, быстроты.

В. : А теперь посмотрим на подружек наших джигитов. Какими вы их видите?

Р. : Они красивые.

Р. : Они нарядные.

В. : Правильно. Наши гости такие красивые и нарядные, потому что приехали на праздник. Этих красавиц можно назвать одним словом. А чем отличаются эти горянки одна от другой?

Р. : Платья разные.

Р: Платки разноцветные.

Р. : Количеством украшений.

Р. : Цветом шаровар.

В. : Какие вы молодцы! – Все заприметили! Вот по этим предметам одежды и отличают горянок, с какого района они, кто по национальности, то есть на каком языке они говорят. (Демонстрирую несколько иллюстраций с изображением горянок в разных нарядах – аварка, лачка, кумычка, даргинка, табасаранка, ногайка, цахурка, рутулка, ругуджинка, арчинка, гапшиминка).

В. : Горцы носили удобную и практичную одежду. (Показываю наряд из гардероба детсада). Скажите мне, а в наше время, когда и кто наряжается в такие костюмы?

Р. : Люди в праздничные дни.

Р. : Артисты, когда они выступают.

Р. : Артисты, танцующие лезгинку.

В. : Какие мы молодцы! Вы назвали самый любимый горский танец. Так давайте на этом волшебном ковре мы этот танец все вместе и станцуем.

В конце занятия необходимо индивидуально и фронтально похвалить детей за участие на занятии.

Дагестанские подвижные игры.

«ХРАНИ ОЧАГ» - аварская народная игра.

Играют 4-6 человек.

ИНВЕНТАРЬ: мяч (один большой)

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

Для игры чертится круг диаметром 4-5м. в середине круга находится яма /очаг/ диаметром 50-60 см. все игроки произвольно располагаются за кругом, один из игроков бросает мяч в яму.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Защищающий очаг должен палкой отбить мяч за круг, не давая попасть в него. При выбивании мяча за круг игроки, находящиеся за его пределами, пытаются овладеть им и снова бросить в очаг. Игрок, которому удается это сделать, становится водящим /хозяином очага/.

«ЛОВИ МЯЧ» - даргинская народная игра.

Играют 5-10 человек.

ИНВЕНТАРЬ: мяч

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

Играющие образуют круг, в котором находится водящий. Водящий, подбросив мяч вверх, называет чье-нибудь имя. Игрок, имя которого было названо, стремится поймать мяч. Если это ему удастся, то он в свою очередь, вновь подбрасывает мяч и называет имя одного из играющих и т. д. если игрок, имя которого названо, не смог поймать мяч, то он становиться водящим.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Игроки не должны переступать линию круга до момента произнесения имени.

«ВЫБЕЙ ИЗ КРУГА» - дагестанская игра.

Играет вся группа.

ИНВЕНТАРЬ: мяч.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

Чертится круг диаметром 8-10 метров. Одна команда, согласно жребию, занимает место в круге. Игроки, находящиеся за кругом, пытаются выбить мячом игроков в круге. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут выбиты. В том случае, если в кругу остается один игрок, начинается отсчет до 10. если после 10 бросков игрока не выбили, то его команда возвращается в круг и игра возобновляется.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

1. Не разрешается держать руками игрока, находящегося в кругу.

2. Мяч, оставшийся в кругу, после выбивания игрока, выбрасывается выбитыми.

«ЗАЩИТИ ГОСТЯ» - дагестанская игра.

Играют 10-15 человек.

ИНВЕНТАРЬ: мяч.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

Эта игра ярко отображает горское гостеприимство и неприкосновенность гостя.

Для игры очерчивается круг, обозначающий дом. Величина круга зависит от количества играющих. Выбираются “хозяин дома” и “гость”. Взявшись за предмет, /палка, обруч/ “хозяин дома” и “гость” находятся в кругу. Остальные участники располагаются за его пределами, пытаются попасть мячом в “гостя”. “Хозяин дома” должен отразить все попытки атакующих и тем самым защитить честь “гостя”. Игра продолжается до тех пор, пока один из участников не попадет мячом в “гостя”.

Правила игры:

1. “Хозяину дома” и “гостю” выходить из круга запрещается.

2. Игрокам, находящимся вне круга, входить в него также запрещается.

Публикации по теме:

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой родной поселок» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: формирование знаний детей о родном поселке как о малой Родине, его истории, культуре, традициях, воспитаниелюбви к Родине. Задачи:.

Конспект занятия по нравственно — патриотическому воспитанию в средней группе Тема: «Мой город» Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу. Задачи: образовательные: • уточнить с детьми информацию о родном.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Люблю тебя, мой край родной» МБОУ «Старобачатская СОШ» Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Люблю тебя, мой край.

Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой дом» с детьми группы раннего возрастаОткрытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой дом» с детьми группы раннего возраста Конспект НОД на тему «Мой дом». О. Ц: Воспитывать чувство любви к дому, в котором живем. Задачи: -Решение познавательной активности; -Формирование.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Люблю тебя, мой край родной» МБДОУ «Детский сад №1 г. Малоархангельска» Презентация проекта по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников «Люблю тебя,.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Вместе дружная семья» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Вместе дружная семья» Вид проекта: информационно -практико-ориентированный Участники.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию. Тип проекта: творческий Участники проекта: воспитатели,воспитанники и родители второй младшей группы Срок реализации проекта: 15 марта.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Моя Родина» Проект по нравственно–патриотическому воспитанию " Россия - Моя Родина" Актуальность темы: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой город. Моя Республика. Мой народ» МАДОУ детский сад №161 «Ёлочка» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «МОЙ ГОРОД, МОЯ РЕСПУБЛИКА, МОЙ НАРОД». Мой город юный.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Папин праздник» Оглавление 1. Введение 2. Реферативная часть -Новизна 3. Проективная часть -методы реализации -анализ целевых групп -этапы реализации -график.

Автор публикации:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой Дагестан»
Опубликовано: 19 октября 2017 в 13:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД