Дьячкина Надежда Сергеевна
Проект «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект :
«Моя малая родина - Сормово».
Выполнила: Дьячкина Нажежда Сергеевна
Введение.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Публикация «Проект „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, в своём районе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного района СОРМОВО.
Знакомясь с родным районом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях. В этой связи успешность развития ребенка 5-6 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый уголок. Чаще всего любимым районом, городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. У каждого любовь к городу, к району проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, район, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается СОРМОВСКОМУ району, который является малой родиной для моих воспитанников, так же и для меня.
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным районом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш район.
Родители сами имеют недостаточно знаний о нашем районе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном районе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
«Знать — значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – сормовким районом в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой район, помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить опыт,знания, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, я сформулировала цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта :
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного района, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта :
Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике района.
Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием района.
Развивать бережное отношение к району, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к малой родине.
Участники проекта
Дети5-6 лет (старшая группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта : 1 год
Прогнозируемый результат.
Обогащенные и систематизированные знания детей об истории района и его культурных ценностях. Сформирован интерес к изучению данной проблемы.
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры СОРМОВСКОГО района, поможет сформировать заботливое отношение к району.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап — подготовительный, включает в себя:
1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном районе? Что хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
3. Планирование совместной взросло - детской деятельности, определение средств и способов реализации проекта.
II этап — основной, включает в себя:
1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом и планом по самообразованию.
2. Совместные мероприятия с семьями воспитанников (фото- выставки, рисунки)
3. Пополнение развивающей среды,
4. Показ презентаций,
III этап — итоговый, включает в себя:
Обсуждение результатов.
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях дошкольного учреждения. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о районе, знаменитых жителях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Перспективный план работы по проекту «Моя малая родина» в старшей группе:
Сентябрь
Тема. Вот моя улица, вот мой дом родной…
Викторина «Хорошо ли ты знаешь свой район?»
Выставка рисунков, изготовление альбома «Сормово. Улицы сормовского района».
Фотовыставка «Моя улица», «Я гуляю во дворе».
Октябрь
Тема. История возникновения сормовского района.
Развлечение «Осенняя ярмарка».
Фотовыстовка «Сторое и новое сормово».
Беседа «Были и предания о сормовском районе».
Целевые прогулки к памятникам: «Метеор» на площадь Буревестника,
на ул. Б. Юбилейный к памятнику Р. Е. Алексееву выдающемуся конструктору судов на подводных крыльях.
Ноябрь
Тема. Моя малая родина.
Беседа «Гордость нашего района»
Д/и «Опиши свою улицу», «Прогулка по Сормовским улицам»
Выставка рисунков «Прогулки с родителями по сормову»
Прослушивание песен о сормовском районе.
Создание альбома «Памятники», «Храмы».
Декабрь
Тема. Знакомство с гербом сормовского района.
Беседа «Символика нашего района».
Изготовление ёлочных игрушек и украшений «Украсим сормовскую ёлку».
Выставка рисунков «Сормовский герб».
Беседа «Безопасность на улицах района».
Январь
Тема. Папа, мама, я – спортивная семья
Физкультурный праздник на свежем воздухе «Мама, папа, я – спортивная семья».
Беседа «Зимние игры», «Спорт», «Сормово о спорте»
Выставка семейного фото «Мы любим спорт».
Февраль
Тема. Защитники Отечества.
Создание альбома «Герои нашего района»
Викторина с папами, посвящённая «Дню защитника Отечества».
Конкурс семейного рисунка «Придумай герб семьи», «Мой папа, самый лучший».
Развлечение «Ух ты, масленица!»
Март
Тема. Семья и семейные традиции.
Беседа «Семья».
Д/и «Дом, в котором я живу».
Выставка фотографий «Праздники мам и бабушек».
Изготовление всей семьёй макета дерева рода.
Конкурс рисунка вместе с папами «Наши любимые мамочки».
Апрель
Тема. Природа сормовского района.
Оформление альбома «Нет района краше, чем сормово наше»
Изготовление макета «Сормовский парк», «Наш любимый детский сад».
Субботник с родителями (уборка на участке, посадка деревьев и цветов в клумбы).
Просмотр слайдов «Природа родного района».
Май
Тема. Никто не забыт, ничто не забыто.
Беседы «Сормово в ВОВ», «Наши герои».
Изготовление открыток к празднику «9 МАЯ»
Выставка рисунков «День победы», «Мой дед», «Праздничный салют».
Прослушивание военных песен.
Создание альбома «Книга памяти».
Целевые прогулки: на площадь Свободы к памятнику первого сормовского танка «Т-34». К памятнику паровозостроению «Су-251-32» установленный на улице Баррикад.