Проект «Моя малая Родина»

лариса багина
Проект «Моя малая Родина»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнушка»

Проект "Моя малая Родина"

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников

через ознакомление с малой Родиной - с. Усть -Чарышская Пристань.

Подготовила: старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Алёнушка»

Л. Г. Багина

с. Усть –Чарышская Пристань

2018г

Содержание

I. Введение---3

2. Актуальность проекта---3

3. Цели и задачи---4

4. Результативность реализации проекта---6

5. Участники проекта---6

6. Этапы реализации проекта ---6

7. План мероприятий---8

8. Выводы---10

9. Приложение___12

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

I. Введение

Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с селом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному селу, краю, к Родине.

2. Актуальность проекта

Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с формированием у детей патриотических чувств невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения.

Работа по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с малой Родиной должна носить комплексный характер. Формирование патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.

Актуальность проблемы связана еще и с тем, что по данным статистики известно, процент молодежи, покидающий Россию, растет из года в год. Согласно выкладке главы Счетной палаты, за последние годы из России в эмиграцию уехали 1 млн. 250 тысяч человек. Поэтому необходимо наполнить сердца детей любовью и гордостью к тем местам, где они родились.

В Федеральных государственных образовательных стандартах к основной общеобразовательной программе дошкольного образования выделена область «Познание», которая включает в себя задачу по формированию целостной картины мира, расширение кругозора детей. Образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» включает в себя региональный компонент, который реализуется через программу «Ознакомление с родным краем» разработанную старшим воспитателем ДОУ Л. Г. Багиной.

Для достижения поставленной задачи, главная роль отводится педагогам, потому что именно в дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания, любовь к Родине.

В процессе работы над реализацией программы «Ознакомление с родным краем» были выявлены следующие противоречия:

- между необходимостью патриотического воспитания детей и недостаточностью уровня знаний воспитанников;

- между понимаем родителями важности патриотического воспитания и неумением преподнести знания детям;

- между необходимостью освоить определённые знания, умения и навыки и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, полученных в дошкольном учреждении.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта: Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой родиной.

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Основной целью педагогического опыта является формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой родиной.

Цель: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной. Продолжать знакомить детей с родным селом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить её чистой и красивой.

Задачи:

• Формирование представлений о селе Усть –Чарышская Пристань на основе ознакомления с ближайшим окружением.

• Воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок.

• Развитие эмоционально-ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице, селу.

• Формирование желания сохранять чистоту, порядок в своем селе. Воспитание у детей чувства гордости, восхищения красотой родного села.

• Формирование любви к родному селу и интерес к прошлому и настоящему Усть –Чарышской Пристани.

• Знакомство детей с географическим расположением села, природными ресурсами.

• Ознакомление детей с трудом жителей села, с основными профессиями.

• Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили своё село, Алтайский край.

• Организация общественно полезной деятельности ребенка на благо своей семьи, своего села.

• Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем Усть –Чарышской Пристани на материалах экспонатов музея, научной литературы.

• Знакомство детей с культурным наследием села.

• Развитие бережного и созидательного отношения к селу (достопримечательности, культура, природа).

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Проблема: формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой родиной.

Предварительная работа:

• Разучивание стихов и песен о России, Родине, Алтайском крае, селе.

• Беседы о России, о главном городе нашей страны, традициях, достопримечательностях.

• Рассмотреть иллюстрации с изображением природы Алтайского края.

• Показать детям герб, флаг России и рассказать где их можно встретить.

Методы и приемы: игры, рисунки, обыгрывание различных ситуаций по данной теме.

Результативность реализации проекта:

• дети могут знать и называть место проживания: село, край, страну; некоторые предприятия родного села и их значимость; символику края, достопримечательности; флору и фауну села;

• дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;

• дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.

4. Участники проекта:

• дети подготовительной группы,

• воспитатели,

• музыкальный руководитель,

родители воспитанников.

5. Этапы реализации проекта.

1 – этап: Выбор темы: постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

• Рассмотреть иллюстрации достопримечательностей родного села, края.

• Вопросы к детям:

Как называется наше село, край?

Как называется улица на которой вы живете?

Что больше всего нравится в селе?

Что изображено на флаге и гербе Алтайского края? Почему?

2 – этап: Разработка проекта.

Цель: довести до участников проекта важность данной темы.

• Совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта.

• Использование модели трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы это хотим сделать?

• Подобрать литературу и иллюстрации по теме.

• Собрать коллекцию фотографий о достопримечательностях села

• Составить план мероприятий.

• Работа с родителями: Оформление информационного уголка, фоторепортажи, индивидуальные консультации.

3 – этап: Реализация проекта.

Познавательное развитие.

Цель: Дать научно – достоверные знания об истории села, о жителях, о достопримечательностях, о предприятиях, о культурных центрах. Учить наблюдать, анализировать, сопоставлять с ранее полученными.

Формы работы:

• Просмотр фото, видеоматериалов о селе Усть –Чарышская Пристань.

• Экскурсия в детскую библиотеку.

• Знакомство с разными профессиями жителей села.

• Посещение Районного Краеведческого музея

• Пригласить в группу людей разных профессий.

Речевое развитие.

Цель: Обогащать словарь детей, развивать связную речь, развивать творчество и фантазию, воображение, речевую активность.

Формы работы:

• Разучивание стихов и песен о родине, знакомство с пословицами и поговорками о родине.

• Пальчиковые игры:

• Составление творческих рассказов.

• Чтение стихов и рассказов жителей нашего села.

• Составление описательных рассказов о достопримечательностях родного села

Продуктивная деятельность

Цель: Способствовать отражению впечатлений об увиденном. и услышанном в изобразительной деятельности, развивать творческие способности детей.

Формы работы:

• Рисование по теме «Мой дом», «Моя семья», «Улицы моего села».

• Коллективная работа «Наш детский сад».

• Конструирование из строительного материала.

• Изготовление аппликации «Село будущего».

• Выставка поделок, рисунков, фотографий.

Игровая деятельность.

Цель: Закрепить образные обороты речи.

Формы работы:

• Дидактические и настольные игры: «Найди флаг».

• Сюжетно ролевые игры: «Библиотека», «Парикмахерская», «Магазин».

Музыкально – театрализованная деятельность.

Цель: Развивать творческие способности детей.

Формы работы:

• Слушанье песни «Родина – это Алтай». «О дружбе».

• Прослушивание авторских песен о нашем селе.

• Передача образов людей разных профессий.

• Игра – драматизация «Все мы жители села»

Работа с родителями.

Цель: Привлечь родителей к мероприятиям проводимым в группе.

Формы работы:

• Познакомить родителей с проектом «Моя малая родина»

• Попросить родителей посетить вместе с детьми районный краеведческий музей.

• Подбор интересных сведений о селе Усть –Чарышская Пристань

• Оформление фотовыставки «Мой любимый уголок в селе»

• Оформление фотоальбома «Родители, бабушки, дедушки на предприятиях нашего села»

• Выполнение домашних творческих работ.

4 – этап: Анализ

• Обработка и оформление материалов.

• Оценка результатов работы всех участников проекта.

5 – этап: Презентация проекта.

• Итоговое мероприятие «Моя малая родина».

• Выставка работ по теме «Моя малая родина»

План-схема осуществления проекта.

Разделы программы. Виды детской деятельности.

1. Игровая деятельность.

«Плетень», «Гуси-лебеди», «Как у наших у ворот», «Бубенчики».

2. Развитие речи.

Беседы с детьми по содержанию просмотренных иллюстраций.

Заучивание стихов из книги В. Степанова «Моя Родина – Россия».

Сочинение детьми историй – продолжений предыдущего рассказа.

Заучивание русских народных потешек.

Сочинение слов гимна детского сада.

3. ИЗО. Рисование на темы:

«Дом, в котором мы живём», «Русская берёзка», «Гжельская посуда», «Золотая хохлома», «Моя любимая сказка», «Моя Родина – Россия»,

рассматривание картин Алтайских художников.

4. Музыка.

Песня» Праздник победы», «Гармошка», «Песня о родном селе», «То берёзка, то рябинка».

Приложение:

Приложение №1 – Конспект НОД в образовательной области «Познание»

для подготовительной к школе группы «Путешествие в прошлое»

Приложение №2 - Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Приложение №3 - Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота».

Приложение № 4 - Викторина для дошкольников «Моя малая Родина».

Публикации по теме:

Проект «Моя малая Родина — Арзамас» Аннотация. Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Дети в силу возраста интересуются.

Проект «Красногвардейское — моя малая Родина»Проект «Красногвардейское — моя малая Родина» Тема: Информационно - творческий проект по развитию нравственно – патриотического воспитания «Красногвардейское – моя малая Родина» для.

Проект «Моя малая Родина» МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №16» Проект «Моя малая Родина» для воспитанников старшей-подготовительной группы Подготовила: воспитатель Догадкина.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Детские писатели
Автор публикации:
Проект «Моя малая Родина»
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 05:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Подарок папам на 23 февраля
Вот какие замечательные открытки сделали мои ребята из средней группы. Мы старались, мы старались, Может быть не получалось, Мы ревели и...
Наш фотоотчёт об экоуроке
В рамках проведения Всероссийских экологических уроков и с целью повышения уровня экологической культуры дошкольников, в подготовительной группе «Солнышко»...
«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства
Здравствуйте дорогие друзья и гости моей странички! В прошлой публикации я рассказала о прогулке в терем и резиденцию Снегурочки в г. Костроме . Это была...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для средней группы
Конспект занятия по экологии в средней группе на тему «Рыбка зовет на помощь». Цель: Формировать у детей представления о правилах экологической культуры,...
Экскурсия в Центральную детскую библиотеку на тематическое мероприятие «Детям о...
24 января 2019 года дети подготовительных групп МДОБУ детского сада № 43 МО Кореновский район побывали с экскурсией в Центральной детской библиотеке города...