Информационно-практико-ориентированный долгосрочный проект «Моя семья»

Нина Ростовцева
Информационно-практико-ориентированный долгосрочный проект «Моя семья»

Проект “Моя семья”

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Патриотическое воспитание дошкольников приоритетное направление деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный (6 месяцев).

Участники: родители, дети, воспитатель.

Цель проекта: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Задачи:

• установить тесный контакт с семьей в вопросах нравственно-патриотического воспитания, опора на ее традиции и опыт, поиск новых форм работы с родителями;

• ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье, сделать родителей непосредственными участниками работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей;

• уточнить представление о понятиях: “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”;

• дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей; продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;

• расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь; укреплять детско-родительские отношения.

Чтобы систематизировать работу с детьми по теме “Моя семья” мы провели первичную диагностику.

При анализе результатов выявилась проблема: не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем, а некоторые дети называют родителей “тетя Света”, “дядя Саша”. Кем работают их родители, они тоже не знают, не могут назвать свой домашний адрес. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Мало кто из детей знает свое родословное, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как “род”, “родословная”, “предки”.

Виды деятельности.

1. Воспитатель вместе с детьми.

Чтение художественной литературы по теме “Моя семья”.

Просмотр видеофильмов о семье (В. Катаев “Цветик-семицветик”, р. н. с. “Снегурочка”, “Морозко” и другие).

Викторины по сказкам.

Дигры «Кто старше?», «У кого сегодня день рожденья?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?», «Огорчится ли мама, если…».

Беседы “Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг” и др.

Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.

Изготовление подарков для родителей.

Сюжетно-ролевые игры “Семья”, “Дочки-матери”.

Выставка рисунков “Моя мама – самая лучшая”, “Наша дружная семья”.

Занятия: “Дружная семья”, “Вместе весело шагать”.

Знакомство с русским музыкальными инструментами, с русским песенным фольклором.

2. Родители – дети.

Беседы с детьми о своей семье, родственниках.

Рассказы о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии.

Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье:

О. Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”,

З. Александрова “Посидим в тишине” и др.

Составление таблиц-схем “Моя родословная”.

Выставка творческих работ с привлечением детей “Добрых рук мастера”.

Семейный отдых “Всей семьей на стадион!”.

3. Воспитатель – родитель.

Анкетирование.

Организация родительских встреч: “Защитим детей от…”, “Какой хороший папа!” (с участием детей).

Консультация для родителей: “Родословная – старинная русская традиция”, “Памятка по составлению родословной” (с эскизами по ее оформлению).

Индивидуальные беседы-консультации.

Акция “Пусть прогулка станет интересней!” (благоустройство участка детского сада).

Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

4. Воспитатели – родители – дети.

Воспитателю провести беседы на темы: «Моя семья», «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьей», «Семейные фотографии», «Младшие члены семьи», «Хозяйство семьи».

Провести праздники «День защитника Отечества», «Вместе с мамой»

Фотовыставка “Наши семейные традиции”, “Отдыхаем всей семьей!”.

5. Деятельность педагога.

Изучить историю составления родословной.

Подготовить художественную литературу по данной теме.

Выпустить “Газету для родителей” по теме “Роль отца в воспитании детей”, “Отцовская любовь”.

Поместить в папку раскладушку «Памятку для бабушек по воспитанию внуков», советы родителям «Как воспитать патриота»

План реализации проекта.

Декабрь 1 - 2 недели

Тема "Я и мое имя"

Содержание занятий по развитию речи.

Для чего человеку имя? (беседа).

"Полное" и "неполное" имя (игра).

Этюд "Назови ласково".

Связь с другими видами деятельности

Изготовление именных карточек.

Рисование на тему "Мой лучший друг".

Интегрированное занятие "Друг в беде не бросит".

Декабрь 3 — 4 недели

Тема "Новый год у ворот"

Содержание занятия по развитию речи

Загадки о зиме.

Беседа о встрече Нового года в других странах.

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

Составление письма Деду Морозу

Связь с другими видами деятельности

Рисование на тему "Новогоднее представление".

Аппликация "Елка".

Проведение конкурса "Лучшая новогодняя игрушка" (вместе с родителями).

Акция "Подкормим птиц".

Январь

Тема "Наша Родина – Россия"

Содержание занятия по развитию речи

Рассматривание репродукций с картин о родной природе.

Чтение стихотворения М. Матусовского "С чего начинается Родина?"

Объяснение значения пословиц о Родине.

Рассказ о Российском флаге, гербе, гимне (раскрашивание нарисованного герба аппликация флага).

Связь с другими видами деятельности

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Рисование на тему "Моя Родина".

Пение русских народных песен, частушек, калядок.

Народные игры.

Февраль 1 – 2 недели

Тема "Москва – главный город нашей Родины"

Содержание занятия по развитию речи

Сюжетно-ролевая игра "Пароход по Москве-реке".

"Экскурсия по Красной площади" (по иллюстрациям).

"Экскурсия по Кремлю" (по иллюстрациям).

Февраль 3 – 4 недели

Тема "Наши защитники" (ко Дню Защитника Отечества)

Содержание занятия по развитию речи

Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.

Просмотр видеофильма "Защитники Отечества".

Пение песен, чтение стихов об армии.

Связь с другими видами деятельности

Оформление газеты «Наши славные защитники»

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Спортивное развлечение "Вместе с папой".

Март

Тема "Очень я люблю маму милую мою"

Содержание занятия по развитию речи

Беседа о мамах.

Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".

Пение песен о маме, чтение стихов.

Связь с другими видами деятельности

Рисование портрета "Моя мама".

Изготовление подарка маме.

Семейные посиделки "Вместе с мамой".

Апрель

Тема "Наши космонавты"

Содержание занятия по развитию речи

Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).

Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

Игра "Космонавты".

Связь с другими видами деятельности

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры "Космонавты".

Рисование на данную тему.

Конструирование космического корабля.

Май

Тема "Этот День Победы"

Содержание занятия по развитию речи

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Слушание и пение фронтовых песен.

Игры (соревновательного характера)

Связь с другими видами деятельности

Экскурсия к Вечному огню.

Изготовление праздничных открыток.

Высаживание цветов на аллею детского сада.

Оформление стенда.

Презентация: представление и защита проекта на педагогическом совете патриотической направленности.

Итоги реализации проекта.

Результативность.

За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. Это можно увидеть в итоговой таблице.

Сводная информационно-диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье.

Эффективность.

Каждая семья оформила схему родословной “Моя семья”. (Приложение 4.)

Многие семьи придумали и оформили герб своей семьи

Многие родители проявили творчество при выполнении задания.

Готовясь к праздничному утреннику “Новая волна” дети вместе с родителями выучили песни, стихи, пляски, хороводы. (Приложение 5.)

Отдыхая на стадионе, семьи сделали фото на память детям в фотоальбом «Отдыхаем всей семьей. (Приложение 2.)

Вывод.

Особенность нашего проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

Таким образом, заложив фундамент развития гражданских качеств и основ гуманистического отношения к окружающей действительности, знакомства с традициями своей социокультурной среды с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою семью, а значит и свою Родину.

Презентация: представление и защита проекта на педагогическом совете патриотической направленности.

Итоги реализации проекта.

Результативность.

За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. Это можно увидеть в итоговой таблице.

1. Дети лучше знают свои корни, они хорошо представляют, что такое род, родословная, семья.

2. В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как “уютный дом”, “родной дом”, “мои родственники” и др.

3. В процессе работы над проектом мы вместе с детьми более подробно изучили семьи воспитанников, познакомились с их семейными традициями. Особенностями семейного воспитания.

4. По ходу проекта появились некоторые затруднения:

В группе есть неполные семьи.

У некоторых детей уже нет бабушек и дедушек, они о них ничего не знают.

Эффективность.

Каждая семья оформила схему родословной “Моя семья”.

Многие семьи придумали и оформили герб своей семьи

Многие родители проявили творчество при выполнении задания.

Готовясь к празднику “Вместе с мамой” дети вместе с родителями выучили песни, пляски, хороводы.

Отдыхая на стадионе, семьи сделали фото на память детям в фотоальбом «Отдыхаем всей семьей.

Новизна.

Особенность нашего проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

Постановка новой проблемы.

У детей появился особый интерес к семейным традициям и реликвиям. Вместе с родителями мы решили создать “Мини-музей”, но это требует детальной разработки.

Сводная информационно-диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье.

Высокий уровень-

Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.

Средний уровень-

Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень-

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки

ПАМЯТКА

С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ВОСПИТАНИЮ ВНУКОВ

• Слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте в интересующие детей вопросы и проблемы.

• Помогайте всем, чем только можно. Деньги-наименьшее, что можно дать близким, но иногда они очень важны.

• Интересуйтесь друзьями, подругами внуков. Попытайтесь понять, чем они привлекательны, отметьте их лучшие качества.

• Выполняйте свои обещания, не откладывайте их в долгий ящик и не надеясь, что внуки забудут о них.

• Помните: главные воспитатели-родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса.

• Обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше.

• Умейте планировать радость. Помните: нет ничего лучше искреннего детского смеха, детской непосредственности, детской любви.

Рекомендации для родителей

«Как воспитать патриота»

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

• Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

• Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

• Расширяйте собственный кругозор

• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

• Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Анкета для родителей

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Спасибо за сотрудничество!

Публикации по теме:

Долгосрочный информационно-творческий проект «Моя семья» Долгосрочный информационно – творческий проект «Моя семья» Проблема: У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья»,.

Игровой практико-ориентированный проект «Очень любим мы играть»Игровой практико-ориентированный проект «Очень любим мы играть» ВВЕДЕНИЕ Игра-ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события,.

Информационно-практико-ориентированный проект для детей подготовительной группы детского сада «Космос»Информационно-практико-ориентированный проект для детей подготовительной группы детского сада «Космос» Информационно-практико-ориентированный проект для детей подготовительной группы детского сада «Космос». Вид проекта: групповой Тип проекта:.

Информационно-практико-ориентированный проект «Незнайка выбирает профессию»Информационно-практико-ориентированный проект «Незнайка выбирает профессию» Информационно-практико-ориентированный проект:«Незнайка выбирает профессию»Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). Тип проекта:.

Информационно-практико-ориентированный проект в старшей группе «Этот загадочный космос»Информационно-практико-ориентированный проект в старшей группе «Этот загадочный космос» Информационно-практико-ориентированный проект в старшей группе «Этот загадочный космос» Воспитатель: Распопова Ю. М. Паспорт проекта Вид.

Информационно-речевой практико-ориентированный проект «Зимующие птицы»Информационно-речевой практико-ориентированный проект «Зимующие птицы» Информационно-речевой, практико-ориентированный проект «Зимующие птицы»Продолжительность проекта: 1 неделя Тип проекта: краткосрочный, информационно.

Практико-ориентированный проект «Детскому саду — спортивную площадку» Структура проекта: Тема проекта: " Детскому саду – спортивную площадку". Тип проекта: Практико-ориентированный Длительность проекта: долгосрочный.

Практико ориентированный проект с родителями и детьми младшей группы «Мама, папа, я — здоровая семья!» .

Практико-ориентированный краткосрочный проект «Мы любим сказки» Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой, то его осудить, Ну а слабый – его защитить! Дети учатся думать, мечтать,.

Практико-ориентированный проект «Зимушка-зима» Срок: краткосрочный (13.02.17 – 17.02.17). Участники проекта: педагог, дети младшей группы «Звездочка», родители. Руководитель: Панченко.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Информационно-практико-ориентированный долгосрочный проект «Моя семья»
Опубликовано: 17 ноября 2017 в 22:50
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра своими руками в младшей группе
Дидактическая игра своими руками в младшей группе. "Дидактическая игра - это специально созданная игра, выполняющая определённую дидактическую задачу,...
Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные палочки» для детей дошкольного...
Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные палочки» для детей дошкольного возраста. Автор: Внукова Евгения Владимировна, воспитатель МБДОУ «ЦРР...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Любимые сказки»
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Любимые сказки» Цель: воспитывать интерес и любовь к народным сказкам. Задачи: -...
Конспект занятия по ОБЖ для детей подготовительной группы «Незнайка в городе...
Конспект занятия по ОБЖ для детей подготовительной группы. Незнайка в городе «Безопасность» Цель: Развитие у детей понятия о необходимости соблюдать...
Конспект аппликации «Подарок для мамочки» подготовительная группа
Цель: изготовить подарок для мамы из цветной бумаги. Развитие художественно-творческих способностей детей средствами ручного труда. Задачи: - развивать...