Проект «Мордовский фольклор»

Наталья Ведерникова
Проект «Мордовский фольклор»

Актуальность проекта

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.

Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.

На рубеже 20-21 вв. в условиях нарастающей урбанизации общества проблема сохранения традиционных фольклорных ценностей ощущается все более остро. Одной из сторон процесса урбанизации является постепенное угасание традиций народного песенного творчества в современной среде. Уходит из жизни детей и «живой» фольклор; ребята не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь»; утрачиваются традиционные детские игры, песни прибаутки для полноценного развития личности ребенка.

Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.

Развивая ребенка в поликультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость национальной культуры. Анализируя и сравнивая произведения устного народного творчества, дети узнают, что мордва и русские одинаково оценивают моральные качества человека. Воспитывают доброту, честность, правдивость, смелость, отвагу, любовь к Родине, трудолюбие; бичуют трусость, ложь, жадность, лень.

И одной из актуальных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание чувства гордости и любви к Родине.

Выдающиеся исследователи и собиратели мордовского фольклора (М. Е. Евсевьев, П. И. Мельников-Печерский, А. Ф. Юртов, а также современные мордовские исследователи (А. И. Маскаев, М. Т. Маркелов, Л. С. Кавтаськин, К. Т. Самородов, А. Г. Борисов, Л. П. Кирюков и другие) обращались к изучению детского фольклора.

Цель проекта:

- ознакомить учащихся с мордовским фольклором, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения, и уважения к мордовской национальной культуре, к культуре народов, населяющих республику, развитие творческих способностей у детей, привлечение детей к творчеству.

Задачи:

образовательные:

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

- обеспечить знание традиционного мордовского поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

воспитательные:

- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

развивающие:

- развивать творческие способности ;

-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

-формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания устно-народного творчества мордовского народа.

Тип проекта:

-по доминирующей в проекте деятельности: познавательный,творческий.

-по времени проведения: краткосрочный (март-август).

Участники проекта:

-дети второй младшей группы, родители, воспитатели.

Методы и приемы:

- словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.

- наглядные: рассматривание произведений живописи и скульптуры, иллюстраций, картин, открыток, национальных костюмов, орнаментов по мотивам народного творчества.

практические: игры, игровые ситуации, экскурсия, имитация движений, драматизация, слушание аудио записи, продуктивная деятельность, выставки, конкурсы.

Формы работы:

- мордовские народные игры, хороводы;

-песенное творчество (колыбельные, частушки, припевки и т. д.) - -знакомство с предметами быта, одеждой;

- знакомство с мордовским народным орнаментом;

- художественное творчество (аппликация, рисование);

-знакомство с мордовскими словами;

- устный фольклор (потешки, загадки, пословицы, приговорки, прибаутки);

Материально-техническое обеспечение:

- специально оборудованные помещения (мини-музей, изба);

- игровые уголки (народного творчества, «Библиотека», «Детский сад и семья» и др.);

- музыкальные инструменты: бубен, трещетка, валек, люлямо и т. д. ;

- атрибуты для театрализованной деятельности (костюмы, маски, разнообразные виды театра).

- технические средства обучения: аудиоаппаратура, наборы СD- дисков.

- национальные костюмы;

- игрушки (кукла в национальном костюме, деревянные игрушки народных мастеров, игрушки-забавы);

- народное творчество (вышивки, росписи, резьба по дереву);

- художественная литература мордовских писателей и поэтов, мордовский национальный фольклор;

- демонстрационный и дидактический и материал;

-методическая литература.

Разработан план мероприятий по реализации проекта по следующим образовательным областям:

социально-коммуникативному развитию (использование фольклора в режимных моментах, игры – сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, игровые ситуации);

- познавательному развитию (знакомство с народной культурой, посещение мини-музея, непосредственно образовательная деятельность);

- речевому развитию (беседы, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, инсценировка и драматизация произведений, обсуждение пословиц, приговорок, сказок);

- художественно-эстетическому развитию (рассматривание произведений живописи и скульптуры для углубленного понимания содержания некоторых сказок и произведений малых фольклорных жанров, рисование, лепка, аппликация по произведениям малого фольклора мордовского народа, выставки и конкурсы рисунков, поделок)

- физическому развитию (мордовские народные подвижные игры, хороводные игры).

Работа по реализации проекта проходит в тесном сотрудничестве с семьей. Для родителей организованы:

- беседы, консультации о важности данной проблемы;

- родители принимают участие в конкурсах, выставках;

Предполагаемые результаты реализации проекта:

Дети должны знать и уметь: узнавать произведения мордовского устно- поэтического фольклора; воспроизводить короткие потешки и прибаутки;

с помощью взрослого отвечать на вопросы по тексту произведения.

Перспективный план по приобщению детей к мордовскому фольклору

Месяц Виды деятельности

Март-вводный этап

Занятия «Народная культура мордвы»;

«Мордовская народная игрушка».

Мордовская подвижная игра «В зайчиков», «В белочек».

Слушание мордовских народных песен.

Апрель Экскурсия в мини-музей «Мордовская изба».

Занятие по аппликации «Украшение полотенца» с использованием потешки «Ай,ацици,ацици.».

Занятие по лепке «Птичка» с использованием потешки «Сорока,сорока.».

Май Рассказывание сказок «Мышка», «Благодарный медведь».

Заучивание колыбельной песенки «А,баву,баву,баву.».

Занятие по рисованию «Вот весёлые матрёшки,ладушки,ладушки.» с использование мордовских песен.

Июнь Знакомство и заучивание потешки «Тьфу,тьфу,желудь.».

Чтение сказки «Кто виноват?».

Дидактическая игра «Подбери узор».

Июль Чтение сказок «Яраська», «Бойкие саночки».

Знакомство и заучивание наизусть прибаутки «Ай,козочка,козочка.».

Дидактическая игра «Собери бусы».

Август Чтение сказки «Пугливая мышь».

Драматизация сказки «Пугливая мышь».

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Мордовский костюм»Дидактическая игра «Мордовский костюм» Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и.

Фольклор Карелии Фольклор Карелии. Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание». Выполнила воспитатель МКДОУ.

Фольклор в жизни детей.Фольклор в жизни детей. Фольклорный кружок «Скворушки» существует в детском саду «Теремок» уже 20 лет. Главная цель - это приобщение дошкольников к народному, песенно.

Фото-отчет «У нас в гостях мордовский народный ансамбль Келу»Фото-отчет «У нас в гостях мордовский народный ансамбль Келу» Фото-отчет "У нас в гостях мордовский народный ансамбль Келу"[/i] 27 марта[/b] отмечается Всемирный день театра. К этому дню мы с детьми.

НОД детей подготовительной группы «Мой любимый мордовский край» Задачи: Обучающая: учить называть крупные реки Мордовии; учить составлять описательный рассказ на предложенную тему; учить называть животных,.

Проект «Игры по-русски» (фольклор) Актуальность. Чем увлечь ребенка, как не игрой? Знакомя детей с русскими народными играми, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному.

Сценарий праздника для детей средний группы «Приходи весна в наш Мордовский край» Сценарий праздника для детей средний группы «Приходи весна в наш Мордовский край». Цель: дать детям представление об особенностях культуры.

Творческий проект «Фольклор как средства физического развития детей младшего дошкольного возраста» Проблема: У детей младшего дошкольного возраста недостаточно сформированы двигательный опыт и физические качества (скорость, гибкость,.

Творческий проект «Гуленьки», «Русский фольклор и родное слово». Вторая младшая группа МДОУ «Детский сад № 4 «Родничок» Творческий проект «Гуленьки». Тема «Русский фольклор и родное слово». 2 младшая группа. Выполнил.

Выставка рисунков «Мой любимый мордовский край»Выставка рисунков «Мой любимый мордовский край» Мордовский край… Он не велик, но очень живописен. Луга с ромашками, васильками, колокольчиками, реки и озера, леса, которые сказочны и.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Проект «Мордовский фольклор»
Опубликовано: 13 мая 2017 в 13:58
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 августа. День географа

Русское Географическое общество, основанное 18 августа 1845 года, существует и сейчас. Почётным председателем этой организации является Сергей Шойгу, а главой её Попечительского совета – Владимир Путин....

18 августа. День поделок из семян на МААМ

«Все начинается с семени!» – это высказывание подходит не только для ботаники, но и для педагогики. Детский сад недаром называется садом. У воспитателя, как и у садовника, одна задача – обеспечить...

Как мы оформляли уголок сюжетно-ролевой игры: «Магазин»
Дети повзрослели . Нужно было придумать и заинтересовать детей , чтобы дети стали более уверенные в себе . Умели общаться с окружающим миром. Учить...
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей». последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества...
Готовим хрустящие огурчики в томатной заливке
Пора заготовок на зиму в полном разгаре! Сегодня мы приготовим замечательные хрустящие огурчики в томатной заливке. Нам понадобятся следующие продукты:...