Наталья Ведерникова
Проект «Мордовский фольклор»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.
Публикация «Проект „Мордовский фольклор“» размещена в разделах
- Мордовия
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.
Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.
На рубеже 20-21 вв. в условиях нарастающей урбанизации общества проблема сохранения традиционных фольклорных ценностей ощущается все более остро. Одной из сторон процесса урбанизации является постепенное угасание традиций народного песенного творчества в современной среде. Уходит из жизни детей и «живой» фольклор; ребята не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь»; утрачиваются традиционные детские игры, песни прибаутки для полноценного развития личности ребенка.
Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.
Развивая ребенка в поликультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость национальной культуры. Анализируя и сравнивая произведения устного народного творчества, дети узнают, что мордва и русские одинаково оценивают моральные качества человека. Воспитывают доброту, честность, правдивость, смелость, отвагу, любовь к Родине, трудолюбие; бичуют трусость, ложь, жадность, лень.
И одной из актуальных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание чувства гордости и любви к Родине.
Выдающиеся исследователи и собиратели мордовского фольклора (М. Е. Евсевьев, П. И. Мельников-Печерский, А. Ф. Юртов, а также современные мордовские исследователи (А. И. Маскаев, М. Т. Маркелов, Л. С. Кавтаськин, К. Т. Самородов, А. Г. Борисов, Л. П. Кирюков и другие) обращались к изучению детского фольклора.
Цель проекта:
- ознакомить учащихся с мордовским фольклором, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения, и уважения к мордовской национальной культуре, к культуре народов, населяющих республику, развитие творческих способностей у детей, привлечение детей к творчеству.
Задачи:
образовательные:
- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- обеспечить знание традиционного мордовского поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
воспитательные:
- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;
- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;
развивающие:
- развивать творческие способности ;
-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
-формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания устно-народного творчества мордовского народа.
Тип проекта:
-по доминирующей в проекте деятельности: познавательный,творческий.
-по времени проведения: краткосрочный (март-август).
Участники проекта:
-дети второй младшей группы, родители, воспитатели.
Методы и приемы:
- словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.
- наглядные: рассматривание произведений живописи и скульптуры, иллюстраций, картин, открыток, национальных костюмов, орнаментов по мотивам народного творчества.
практические: игры, игровые ситуации, экскурсия, имитация движений, драматизация, слушание аудио записи, продуктивная деятельность, выставки, конкурсы.
Формы работы:
- мордовские народные игры, хороводы;
-песенное творчество (колыбельные, частушки, припевки и т. д.) - -знакомство с предметами быта, одеждой;
- знакомство с мордовским народным орнаментом;
- художественное творчество (аппликация, рисование);
-знакомство с мордовскими словами;
- устный фольклор (потешки, загадки, пословицы, приговорки, прибаутки);
Материально-техническое обеспечение:
- специально оборудованные помещения (мини-музей, изба);
- игровые уголки (народного творчества, «Библиотека», «Детский сад и семья» и др.);
- музыкальные инструменты: бубен, трещетка, валек, люлямо и т. д. ;
- атрибуты для театрализованной деятельности (костюмы, маски, разнообразные виды театра).
- технические средства обучения: аудиоаппаратура, наборы СD- дисков.
- национальные костюмы;
- игрушки (кукла в национальном костюме, деревянные игрушки народных мастеров, игрушки-забавы);
- народное творчество (вышивки, росписи, резьба по дереву);
- художественная литература мордовских писателей и поэтов, мордовский национальный фольклор;
- демонстрационный и дидактический и материал;
-методическая литература.
Разработан план мероприятий по реализации проекта по следующим образовательным областям:
социально-коммуникативному развитию (использование фольклора в режимных моментах, игры – сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, игровые ситуации);
- познавательному развитию (знакомство с народной культурой, посещение мини-музея, непосредственно образовательная деятельность);
- речевому развитию (беседы, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, инсценировка и драматизация произведений, обсуждение пословиц, приговорок, сказок);
- художественно-эстетическому развитию (рассматривание произведений живописи и скульптуры для углубленного понимания содержания некоторых сказок и произведений малых фольклорных жанров, рисование, лепка, аппликация по произведениям малого фольклора мордовского народа, выставки и конкурсы рисунков, поделок)
- физическому развитию (мордовские народные подвижные игры, хороводные игры).
Работа по реализации проекта проходит в тесном сотрудничестве с семьей. Для родителей организованы:
- беседы, консультации о важности данной проблемы;
- родители принимают участие в конкурсах, выставках;
Предполагаемые результаты реализации проекта:
Дети должны знать и уметь: узнавать произведения мордовского устно- поэтического фольклора; воспроизводить короткие потешки и прибаутки;
с помощью взрослого отвечать на вопросы по тексту произведения.
Перспективный план по приобщению детей к мордовскому фольклору
Месяц Виды деятельности
Март-вводный этап
Занятия «Народная культура мордвы»;
«Мордовская народная игрушка».
Мордовская подвижная игра «В зайчиков», «В белочек».
Слушание мордовских народных песен.
Апрель Экскурсия в мини-музей «Мордовская изба».
Занятие по аппликации «Украшение полотенца» с использованием потешки «Ай,ацици,ацици.».
Занятие по лепке «Птичка» с использованием потешки «Сорока,сорока.».
Май Рассказывание сказок «Мышка», «Благодарный медведь».
Заучивание колыбельной песенки «А,баву,баву,баву.».
Занятие по рисованию «Вот весёлые матрёшки,ладушки,ладушки.» с использование мордовских песен.
Июнь Знакомство и заучивание потешки «Тьфу,тьфу,желудь.».
Чтение сказки «Кто виноват?».
Дидактическая игра «Подбери узор».
Июль Чтение сказок «Яраська», «Бойкие саночки».
Знакомство и заучивание наизусть прибаутки «Ай,козочка,козочка.».
Дидактическая игра «Собери бусы».
Август Чтение сказки «Пугливая мышь».
Драматизация сказки «Пугливая мышь».