Проект «Муравей»

Юлия Калениченко
Проект «Муравей»

Проект «Муравей»

Вид проекта: познавательно — исследовательский; групповой.

Продолжительность проекта: средне срочный; 3 месяца.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность.

Во время прогулки на участке около березы, были замечены муравьи. Некоторые дети заинтересовались ими, а другие посчитали, что муравьев нужно уничтожить. Между детьми разгорелся спор, что делать с муравьями. Я подвела их к мысли, что если мы не знаем, как поступить, нам нужно расширить знания о насекомых и на основе этих знаний принять соответствующее решение.

Участие детей в проекте позволит сформировать представления о муравьях, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность.

Предмет проекта: муравей.

Объект проекта: муравейник.

Цель: собрать и изучить сведения о муравьях; разгадать тайну муравейника.

Задачи:

- Узнать кто такие муравьи: как они выглядят, какое у них строение тела;

- проанализировать какую пользу приносят муравьи растениям и человеку:

- воспитывать бережное отношение к насекомым;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- изготовить макет муравейника.

Проблема: Нужны ли муравьи в природе?

Гипотеза: предположим, что муравьи приносят пользу природе.

Предполагаемый результат: вывод - муравьи приносят пользу растениям и человеку; изготовление макета муравейника.

Сотрудничество с семьей:

• Консультации «Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе», «Опасные насекомые».

• Изготовление родителями совместно с детьми и воспитателями макет муравейника.

Методы и формы работы:

v - наблюдения;

v - беседы;

v - рассматривание иллюстраций;

v - подвижные игры;

v - пальчиковые гимнастики;

v - дидактические игры;

v - заучивание стихотворений.

Этапы реализации проектной деятельности.

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми.

2- й - исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний; макет муравейника.

Продукт проектной деятельности:

• Итоговое занятие по проекту «Муравей».

• Макет муравейника

Подготовительный этап:

• Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых, их образе жизни.

• Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта.

• Подбор материала для продуктивной деятельности.

• Информирование родителей о реализации проекта.

Основной этап:

• Беседа: «Насекомые»

• Рассматривание иллюстраций по теме, насекомых в природе.

• Чтение: Н. И. Сладков «Пень-муравейник», М. Пришвин "О муравьях", Ю. Ярмоленко «Сказка о муравье Рашке и тле Тюпе», Леонардо Да Винчи «Муравей и пшеничное зерно», Алтайская народная сказка, В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

• Просмотр познавательного видеофильма о жизни муравьев.

• Просмотр мультфильма по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

• Чтение стихов о муравьях, отгадывание загадок.

• Целевая прогулка «Муравьи»

• Подвижные игры. «Муравьи и дождь». «Муравьи и слон».

• Опытно - исследовательская деятельность детей: рассматривание муравья под лупой, опыт «Муравьиные дорожки».

• Консультации для родителей «Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе», «Опасные насекомые».

• Раскраска рисунка «Муравей».

• Наблюдение за насекомыми.

• Изготовление макета муравейника.

Заключительный этап:

• Итоговое занятие по проекту «Муравей».

• Изготовление макета муравейника.

Вывод:

Там, где есть много муравейников, никогда не будет вспышек массового размножения большинства вредных насекомых. Поэтому, просто необходимо охранять муравейники. Так долго и трудно их строить муравьям и так легко некоторым людям его сломать. Подошел кто-нибудь, просто так пнул ногой муравейник или расковырял его палкой, чтобы посмотреть, как начнет бегать и сердится муравьиный народ. А какое горе для муравьиного народа, ведь гибнет целая их страна. В одном муравейнике живет несколько миллионов муравьев – санитаров леса.

Мы никогда не будем ломать муравейники и другим ребятам не позволим этого делать, ведь мы теперь знаем все о жизни муравьев, и знаем, какие они труженики и настоящие санитары живой природы!

Материалы к проекту

Подвижные игры.

«Муравьи и дождь».

Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.

Ход игры: Дети - «Муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».

«Муравьи и слон».

Цель: Развитие внимания,быстроты и ловкости.

Ход игры: Один водящий - слон, остальные муравьи.

Слон: "Пусть гуляют муравьи и танцуют от души".

Дети танцуют как хотят.

Слон: " Расшумелись муравьи,

Надоели мне они.

Слон пошел гулять,

Муравьев топтать!"

Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать - дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона-водящего.

Целевая прогулка «Муравьи»

Цель: расширять представления детей о муравьях – тружениках; пополнять словарный запас; воспитывать бережное отношение к насекомым;

Ход прогулки.

Вместе с детьми осторожно проследить путь муравьёв.

Воспитатель. Какие муравьи? (Ответы-предположения детей) Маленькие, крошечные, хорошие. Это муравей-папа или мама. Что они делают? (Ответы- предположения детей) Ползут по дорожке. Несут палочки, соринки. Зачем муравьям палочки? (Ответы - предположения детей) Строить домик. Чтобы маленькие муравьишки-детки переползали через палочки. Куда они ползут? (Ответы-предположения детей) К себе домой.

Обобщающее слово воспитателя. Муравьи дружные насекомые. Они живут большими семьями. Муравьи - труженики, которых все уважают и никто не обижает. Маленькие муравьишки сами строят себе домики-муравейники. Хотите и мы превратимся в муравьишек? (Ответ-предположение детей) Хотим.

Дети вместе с воспитателем хором рассказывают ранее выученное наизусть стихотворение о муравье.

Я – муравей – трудяга,

Со мной моя коряга.

Несу домой тяжелый груз.

Своим трудом всегда горжусь.

Можно предложить детям покормить муравьёв, дать кусок сахара или конфетку. Понаблюдать за их поведением.

Труд в природе.

Цель: учить детей собирать веточки в определенное место (в корзину)

Воспитатель. Муравьишки-девчонки и мальчишки, я знаю, что вам нравится, когда вокруг чистота, давайте собирать веточки на нашем участке в эту корзинку. (Дети собирают веточки, палочки на территории детского участка и кладут их в корзинку) .

Неугомонные ребята –

Вся жизнь их связана с трудом.

Мы – лесные жители,

Мудрые строители,

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью.

- Как мы можем определить погоду по поведению муравьев?

(Если в муравейнике все ходы открыты, а муравьи активно двигаются – к ясной погоде. А если муравьи прячутся в куче и закрывают входы в домик - жди сильного дождя и ветра.)

Превращение в муравьев (надеваем маски муравьев,

6. Подвижная игра «Солнышко и дождик».

7. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».

Воспитатель читает:

Насекомые проснулись,

Тоже к солнцу потянулись,

Трудятся они весь день,

Позабыв про сон и лень.

Загадки про насекомых (с демонстрацией изображения насекомых).

У кого вся спинка в точках?

Кто пасется на листочках?

Кого мы просим подняться в небо

И принести нам кусочек хлеба? (Божья коровка)

Два рога, а не бык,

Шесть ног без копыт.

Летит – воет,

Сядет – землю роет. (Жук)

Шевелится у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

У нее четыре крыла

Тело тонкое, словно стрела

И большие, большие глаза.

Называют ее (стрекоза)

Длинные ножки, как стебельки,

Оттого и делает высокие прыжки,

В траве он стрекочет,

Быть пойманным не хочет. (кузнечик)

8. Выставка поделок и рисунков.

Д/упр «Расставь картинки по порядку»

Воспитатель перемешивает картинки и предлагает детям выставить их последовательно. Можно предложить четырем детям взять в руки картинки и выстроиться в нужном порядке.

Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи»

Дети находят глазами картинку, соответствующую тексту. Картинки расположены в углах комнаты под потолком.

Матка в муравейнике яйца отложила,

Их заботою родня тут же окружила.

Ну а рост муравья дальше продолжается,

И личинки из яиц вскоре появляются.

Ждут с надеждой муравьи в каждом закоулке,

Что личинки муравьев превратятся в куколки

Вот из куколки своей

Вышел новый муравей.

леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.

Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного силуэта муравья, длиной 33 см).

Итог занятия:

- Почему муравьев назвали «народцем»?

- Почему муравьев считают самыми сильными?

- Что такое муравейник?

- Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?

- Почему муравьи заботятся о тлях?

- Как появляются на свет муравьи?

- Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?

- Зачем муравьям усики?

- Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности?

- Чем питаются муравьи?

- Назовите врагов муравьев.

- Почему муравьев называют «санитарами леса»?

Используемая литература:

Шоригина Т. А. Насекомые. Какие они?

Шоригина Т. А. Осторожные сказки.

Шоригина Т. А. Стихи и сказки о родной природе.

Агеева Д. И. Веселые загадки – складки и загадки обманки.

Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Коллективная аппликация «Просыпайся, муравей, наступил весенний день»Коллективная аппликация «Просыпайся, муравей, наступил весенний день» "Коллективная аппликация: «Просыпайся муравей, наступил весенний день". Подготовила и провела воспитатель ВКК Паршонкова В. Н. Программное.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Как Муравей увидел звездное небо» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Как Муравей увидел звёздное небо» Автор сказки: Куликовская Т. А. Автор.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Образовательная область.

Музыкальная сказка «Стрекоза и Муравей». ФотоотчетМузыкальная сказка «Стрекоза и Муравей». Фотоотчет Театрализованная деятельность является важным средством для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Я разработала программу.

Настольная игра «Собери пазлы «Муравей»Настольная игра «Собери пазлы «Муравей» Настольная игра предназначена для детей от 2 лет. Игра с пазлами, пожалуй, одна из самых распространённых игр, способствующая развитию.

Педагогический проект педагогический проект «Мой любимый город» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Проект «Муравей»
Опубликовано: 26 мая 2018 в 15:15
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Программа по развитию межличностного общения для обучающихся 5–6-х классов «Планета...
О. А. Смородина, педагог-психолог высшей категории МБОУ «СШ № 23 с углубленным изучением иностранных языков», г. Нижневартовск, ХМАО, Тюменская область,...
Фотоотчет «Велопробег в поддержку акции «Проведи день без автомобиля»
22 сентября отмечается всемирный день без автомобиля. В этот день в каждом уголке нашей планеты предлагается отказаться от автомобилей и других средств...
Фотоотчёт «Зарядка с полицией»
Фото отчёт «Зарядка с полицией» Наступило прекрасное летнее утро 7ого августа 2018 года. В этот день на стадионе МАДОУ «Детский сад «Капелька» прошло...
Лэпбук «Осень» для средней группы
Лэпбук "Осень" Лэпбук - сравнительно новое средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации...
Авторская дидактическая игра «Отгадай и назови» для детей 3–5 лет
Эта игра сделана своими руками. Картинки взяты из использованных раскрасок. Для прочности картинки заламинировать. Так с помощью этой игры, дети быстро...