Любовь Глушкова
Проект «Музыкально-ритмическая гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект
«Музыкально-ритмическая гимнастика»
Музыкальный руководитель Глушкова Любовь Валентиновна
Проект «Музыкально-ритмическая гимнастика» предполагается реализовать с детьми подготовительной группы в совместной деятельности в утренние и вечерние часы, на музыкально –ритмической гимнастике 2 раза в неделю, в индивидуальной работе с детьми, на праздниках и развлечениях.
Публикация «Проект „Музыкально-ритмическая гимнастика“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Краткое изложение идеи проекта.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных- это музыкально-ритмическая гимнастика. Движения помогают ребёнку полнее понимать музыкальный образ произведения. Дети вначале слушают музыку, у них возникают определённые эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер. Конкретные построения, темповые и динамические изменения, ладовая окрашенность, повторность, несложные ритмы, акценты, чередование фраз- всё это может передаваться в движении. Детям очень нравится двигаться под музыку, а для этого их нужно научить выполнять различные танцевальные движения. Это возможно сделать с помощью различных нетрадиционных видов упражнений музыкально- ритмической гимнастики, таких, как игропластика, игроритмика, игрогимнастика,, игровой самомассаж, креативная гимнастика, игротанец.
…Танец в первую очередь, бунтующая сила духа, воли, нервной энергии, которую можно выразить, отдать. высказать в разного рода телодвижениях, и тело в моменты этих духовных вспышек подчиняется жажде душевного откровения. (Л. А. Авдеева)
Искусство танца- великолепное средство воспитания и развития маленького человека, Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.
Танцевать- это красиво! Танцевать- это полезно!
Цель и эффективность
Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей посредством разновидности танцевально – ритмической гимнастики с учетом возрастных и индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка и формировать основы музыкальной культуры.
Танцевально – ритмическая гимнастика является одним из более доступных, эффективных и эмоциональных ритмопластических направлений в настоящее время. Эффективность – в её разностороннем воздействии на опорно – двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально –ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Актуальной становится проблема разработки проекта с использованием нетрадиционных, эффективных разнообразных форм, средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей
Задачи:
1. Проанализировать степень развития двигательных умений детей старшего дошкольного возраста.
2. Создание условий для осуществления мероприятий по обучению двигательным умениям дете старшего дошкольного возраста в соответствии с характером, строением музыкальных произведений.
3. Развить музыкально-ритмическое чувство, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движения с музыкой.
4. Развить умение двигаться выразительно, грациозно и изящно.
5. Развить творческие и созидательные способности: мышление, воображение.
6. Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности, творчества в движениях.
7. Создать картотеку музыкально-ритмических композиций для детей старшего дошкольного возраста.
Характеристика объекта инновации.
С каждым годом растёт количество детей, страдающих сердечно- сосудистыми заболеваниями, нарушением осанки, ожирением, нарушением координации движений, деятельности органов дыхания и. т. д. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека. Танцевально-ритмическая гимнастика является одним из видов оздоровительной гимнастики и она направлена на оздоровление организма ребёнка.
Проект по танцевально- ритмической гимнастике направлен на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитан на один год обучения от 6 до 7 лет. Все разделы объединяет игровой метод проведения занятий. Он придаёт учебно- воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Проект состоит из нескольких разделов:
1. Раздел «Пальчиковая гимнастика»
2. Раздел «Игровой самомассаж»
3. Раздел «Музыкально-подвижные игры»
4. Раздел «Игры- путешествия»
5. Раздел «Креативная гимнастика»
6. Раздел «Игроритмика»
7. Раздел «Игрогимнастика»
8. Раздел «Игротанцы»
Для достижения поставленной цели используются общепринятые педагогические принципы.
1. Принцип воспитывающего обучения. В процессе развития и обучения воспитывать любовь к прекрасному в жизни, в искусстве, выработать отрицательное отношение к дурному. Обогатить духовный мир ребёнка. Развивать внимание, воображение, мышление, культуру взаимодействия.
2. Принцип доступности. Необходимо следить за тем, чтобы объём и содержание знаний, приёмы обучения и усвоения материала детьми соответствовали возрасту и уровню индивидуального развития детей каждой возрастной группы. Отбирать доступный репертуар, который на протяжении многих лет любим детьми и появившийся в последнее время.
3. Принцип постепенности. Последовательности и систематичности, Применяется как для планирования, так и практических занятий с дошкольниками, От простого к сложному, от хорошо усвоенного к новому и интересному.
4. Принцип наглядности, Зрительную наглядность: картины, цветные карточки и. т. д. применять для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Более эффективно использование наглядности в сочетании с проблемным характером заданий, это повышает интерес детей к занятиям.
5. Принцип прочности. Повторение наиболее полюбившегося, Систематичные упражнения в различных вариантах сочетания и в условиях игры способствуют более прочному усвоению знаний и умений. Дети дольше всех помнят то, что поразило их внимание, вызвало болнее сильный эмоциональный отклик.
6. Принцип активного обучения, личностно- ориентированного подхода к каждому ребёнку. Данный принцип позволяет обеспечить эмоционально положительный климат в работе с детьми и общение с каждым ребёнком, создать полноценные условия для развития и обучения детей, их творческих способностей, организовать обстановку психологической раскрепощённости, эмоциональной тзащищённости дошкольников.
7. Принцип практической направленности. Любая работа должна иметь практическое применение. Иначе она бессмысленна.
9. Раздел «Игропластика»
10. Раздел «Танцевально-ритмическая гимнастика»
Цель проекта : развивать музыкальные и творческие способности детей посредством разновидностей танцевально-ритмической гимнастики с учётом возрастных и индивидуальных способностей и возможностей каждого ребёнка и формировать основы музыкальной культуры.
Для решения этой цели предусматривается ряд задач для детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Укрепление здоровья детей: способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку.
2. Обучить движению в соответствии с характером, строением музыкального произведения средствами музыкальной выразительности.
3. Развить музыкально-ритмическое чувство, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движение с музыкой.
4. Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и
изящества танцевальных движений.
5. Развить творческие и созидательные способности: мышление, воображение; формировать навыки самостоятельного движения под музыку.
6. Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях.
С детьми ежедневно проводится музыкально-ритмическая гимнастика.
К формам организации относится : досуговые (игры- путешествия, интегративная деятельность,индивидуальная работа, коллективные (совместная деятельность)
Для проведения деятельности используются различные методы:
1. Наглядный метод.
Все его разновидности: а) наглядно- слуховой, т. е. исполнение музыки. На занятиях широко используются фонограммы, магнитофонные записи.
б) наглядно- зрительный : показ иллюстраций, картин, карточек, пособий.
в) наглядно- практический (эмпирический), показ движений, положений рук, ног, способов движения, Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение, поэтому использую этот метод только для того, чтобы усилить впечатления детей, вызвать в их воображении зрительные образы, проиллюстрировать незнакомые явления и образы.
2. Словесный метод.
3. Практический метод.
Исполнение детьми упражнений, танцевальных композиций, танцев.
4. Репродуктивный метод.
Включает в себя повторение движений за педагогом.
5. Эвристический исследовательский.
Педагог использует только словесное объяснение без показа действий.
В работе используются различные приёмы.
Приё мы:
1. Игровой
2. Введение сюрпризного момента.
3. Художественное слово.
4. Приём детской компетентности. (педагог специально допускает ошибки в показе, а дети исправляют)
5. Творческие задания.
6. Создание проблемных ситуаций.
7. Слуховой раздражитель.
8. Приём- копилка.
Критерии эффективности
Техника выполнения (игроритмика)
Координация движений (игротанцы, игрогимнастика)
Ориентировка в зале (игрогимнастика)
Музыкально – ритмический слух (музыкально-дидактические, музыкально-подвижные игры)
Пластичность (игропластика)
Музыкально ритмическое творчество. (креативная гимнастика)
Этапы реализации.
1. Подготовительный (обследование детей подготовительной группы)
2 .Практический
Основывается на разучивании движений, танцевальных композиций, различных нетрадиционных упражнений на ритмической гимнастике, которая проводится 2 раза в неделю и в совместной деятельности 2 раза в неделю.
3. Обобщающий.
Совершенствование двигательных умений на развлечениях, концертах для детей и родителей.