Елена Шумилкина
Проект «Музыкально-театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Репка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Музыкально-театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Репка»
Актуальность данного проекта. Не секрет, что современные дети сегодня окружены кольцом зарубежных мультфильмов, различных компьютерных игр, которые далеки от наших национальных традиций. И именно вовлечение ребенка в театрализованную деятельность в ДОУ дает возможность приобщить детей к русской народной культуре, к фольклору через истоки их, через русскую народную сказку. Конечно, сама сказка знакома детям с более раннего возраста, а вот именно превращение ее в театральное представление так увлекло детей, что спектакль получился ярким, эмоционально насыщенным.
Публикация «Проект „Музыкально-театрализованное представление по мотивам русской народной сказки „Репка“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- «Репка»
- «Репка». Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Участники проекта : дети подготовительной группы, их родители старшие дети, воспитатели групп, музыкальный руководитель.
Вид проекта : социальный, творческий, внутригрупповой, среднесрочный.
Цель проекта : Создание и постановка музыкально-театрализованного представления по мотивам русской народной сказки, приближенного к нашей действительности, к современной жизни.
На подготовительном этапе была проведена подготовительная работа. Подобраны методическая, научно-популярная, художественная литература; иллюстрации по данной теме; мелодии народных песен, игр для музыкального оформления, песни и танцы в соответствии с возрастом детей; просмотрены мультфильмы по русским народным сказкам совместно с воспитателями и родителями.
Реализация проекта.
Педагоги изучили методическую литературу по организации театрализованной деятельности в ДОУ, подготовили декорации, костюмы, реквизит.
Дети совместно с педагогами прочитали русскую народную сказку «Репка», определили ее главную идею : дружба и взаимопомощь помогут преодолеть любые препятствия и трудности. Дети рисовали, лепили персонажей сказки. Каждый видел по -своему того или иного героя. В подготовительной группе был создан мини-музей прикладного народного искусства. Там дети увидели, как выглядит русская печка, предметы старинной утвари.
С родителями дети смотрели мультфильмы по сказкам о животных, рассматривали народные костюмы, рисовали эскизы костюмов персонажей сказки. Родители принимали активное участие в изготовлении костюмов, атрибутов, декораций сказки.
Музыкальным руководителем было подобрано музыкальное оформление к представлению, с педагогами были проведены консультации по вопросам организации театрализованной деятельности. Мы с детьми вместе обсуждали, кто какого персонажа лучше может представить, какой костюм должен быть у каждого из героев сказки. А так как представление сказки было задумано как музыкальное, то каждый персонаж был представлен еще и музыкальным образом, будь то песня, или небольшой танец или просто характерный
выход под музыку.
А так как сказка все-таки поставлена в современных условиях, мы украсили ее некоторыми музыкальными номерами, которые несмотря на то, именно их не было в русской народной сказке, органично вписались в сценарий представления, украсили ее, сделали более эмоционально насыщенным.
Начинается представление костюмированным выходом детей под русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». Все дети были одеты в народные костюмы и костюмы героев сказки.
Открыл праздничное представление «Праздничный хоровод», в котором использованы народные танцевальные элементы, такие как притопы, кружение, хлопки в ладоши. После того, как все дети были представлены, начинается сказка. Вперед выходят дети-Огородники и дети-Овощи.
Для детей Овощей были изготовлены шапочки, изображающие тот или иной овощ. А для Репки, главной героини сказки, родителями был сшит костюм в желтом цвете, украшен зеленой тканью. Под музыку «Полька» Чичкова, Огородники с лейками в руках имитировали посадку Овощей. И здесь всеми детьми исполняется песня «Репка», в которой девочка-Репка солировала, а все дети пели хором припев песни.
Приход Чучела был встречен весело и восторженно. Эту роль исполнила дочка – школьница одной из воспитателей этой группы.
Чучело появилось под русскую народную музыку «Ах, вы сени». Чучело пугает детей, и они разбегаются. Бабка и Дед вместе с овощами остаются на огороде, рассказывают детям, что «овощи сами по себе не растут, уход нужен за ними и великий труд!» Вновь звучит народная мелодия. Дети под нее исполняют характерный танец – пропалывают и поливают огород. Выходит ведущая и напоминает детям, что урожай поспевает к осени. Звучат красивые стихи про осеннюю пору, и все дети выходят и исполняют песню С. Коротаевой «Осень –невидимка». После каждого куплета звучит проигрыш, и в соответствии с текстом куплета в проигрыше звучали различные музыкальные инструменты, на которых играли дети. Это и самодельные мини-маракасы, изготовленные из наполненных разными крупами пластиковыми емкостями из-под киндер шоколадок. Маракасы передавали своим звучанием шелест осенних листьев. Эти мини-маракасы воспитатели изготовили совместно с родителями и детьми накануне постановки сказки. Прощальное курлыканье птиц было передано с помощью детских свистулек и, которые я купила на ярмарке в Курской области в Коренной пустыне. Падение красно-желтых листьев и их кружение раскрыли в музыкально-танцевальной импровизации девочки с газовыми шарфами красного и желтого цветов. Капельки дождя прозвучали в исполнении детей на музыкальных инструментах – треугольниках.
Ну а время бежит, и вот уж огород поспевает. Помидор, огурцы, лук, картошка, баклажан, морковь, капуста…. Все дети заводят хоровод и исполняют песню «Есть у нас огород».
Ведущая снова создает для детей вопросительную ситуацию, спрашивает, а что же нужно, чтобы огород хорошо рос и овощи поспевали? Дети отвечают, что для этого нужны и солнце, и тепло, и вода, которую принесет дождь. Звучит «гром»…. Конечно, в народной сказке не было такого развития сюжета, но девочкам так нравится танцевать с зонтиками, и я включила этот танец в представление. Песня звучала современная, но в исполнении детей, и этот номер так же органично вписался в общий сценарий, раскрасил другими музыкальными красками общий ход сказки.
Вот и Чучело подобрело, глядя какой порядок на огороде, теперь можно и поиграть, собрать урожай!
Приглашаем помочь родителей. В детском саду был еще ранее закуплен инвентарь для игры, и сейчас он как раз и пригодился. Игра заключается в том, кто быстрее посадит морковь на грядки и быстрее ее соберет. Для этого родители держали «грядки», а дети сажали и убирали бутафорские морковки. Игра носила соревновательный характер, это игра-эстафета. Звучит веселая музыка, все вовлечены в соревнование. В соревновании мы дали возможность поучаствовать тем детям, которые по причине болезни были не так активно вовлечены в театрализованную деятельность.
обедила конечно, дружба.
Неожиданно появляются персонажи собачка Жучка, Кошка и Мышка. Ну и какой же детский праздник без игры. И здесь я включила в сценарий музыку английской народной игры «Кот и мыши». Музыка так ярко передавала образы и Мышки, и Кошки, была двухчастной, размеренная для хоровода, и быстрая, стремительная для побега Мышки от Кошки. Детям очень понравилась эта игра еще на занятиях, и на праздничном представлении мы несколько раз играли в нее. А веселье продолжается. Кошка и Мышка приглашают танцевать.
Пять пар исполняют танец под русскую народную музыку «Сударушка».
И вновь звучит лейтмотив Репки. «Репка быстро подрастала, выше Деда с Бабкой стала». Пора Репку тянуть. По очереди каждый персонаж выходит под свою музыкальную тему, исполняя характерные движения под музыку.
евочка –Репка сидит посреди зала, в красивом желтом платье, с пышной юбкой. Ну чем не настоящая. Играю глиссандо на фортепиано, и вот Репка вытянута! Можно и праздновать ее день рождения! Дети встают в хоровод, исполняют песню «Каравай». Репка внутри круга идет противоходом, и выбирает мальчика-Повара. Повар берет кастрюлю. «Для ребят наших из репы сварим мы кашу, станут от каши дети сильнее и краше!». Вот и еще одна народная мудрость. Из репки варится вкусная и полезная для здоровья каша! Дети рассказывают стихи, угощают всех кашей. Вот и сказке конец. Ну а какой же финал без чаепития. Еще одна народная традиция. «И я там был, чай с медом пил», кому неизвестны эти слова из русских народных сказок! Ну а к чаю, конечно и малиновое варенье! Для здоровья, от всех недуг! Исполняется песня «По малину в сад пойдем», музыка А. Филиппенко.
«Овощи поспели, листья пожелтели,
Веселится детвора, осень в гости к нам пришла»
Традиционный, так любимый детьми танец с осенними листьями, красными, желтыми, оранжевыми звучит заключительным аккордом всей музыкальной постановке.
Чучело говорит прощальные слова:
«Кашу ели мы, играли, песни пели, танцевали.
Сказке нашей конец, все, кто слушал, - молодец!»
Под русскую народную мелодию песни «Во саду ли, в огороде» дети уходят из зала.
Наш мини-проект «Музыкально-театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Репка» завершен. Он получился ярким, динамичным, поучительным, увлекательным и конечно добрым!
Итоги проекта.
Цель достигнута, поставленные задачи выполнены. Итоги реализации проекта :
- созданы условия для дальнейшей театрализованной деятельности в детском саду (появились новые костюмы, театральный реквизит, декорации);
- дети получили навыки театрализованной деятельности, продолжили знакомство с народными танцами и музыкой, продолжено формирование навыков художественного исполнения различных образов. Все это содействовало проявлению активности и самостоятельной художественной деятельности детей, их желании продолжать заниматься этой деятельностью в дальнейшем;
- «Дети поняли, что сказку сочинил русский народ», но сказка близка нам и сегодня, ей есть и должно быть место в нашей жизни;
- приобщение к фольклорному искусству детей дошкольного возраста есть неотъемлимая часть нравственно-патриотического воспитания.
Презентация проекта.
1. Отчет о реализации проекта на педагогическом совете.
2. Выступление с презентацией проекта как обмен опытом работы по воспитанию нравственно-патриотического воспитания через приобщение к фольклорному искусству детей дошкольного возраста на методическом объединении музыкальных руководителей г. Лобни, Московской области
3. Показ музыкально-театрализованного представления всем воспитанникам ДОУ, их родителям и сотрудникам ДОУ.
4. Выступления на родительских собраниях воспитателей с темами «Играем вместе с детьми», «В гостях у сказки».
5. Организация выставки рисунков по сюжетам русских народных сказок.