Эльмира Муллануровна Накиева
Проект «Мы считаем и играем»
«Математика всегда …остается для учеников трудной работой» - так утверждал два столетия назад русский писатель Д. И. Писарев. Б. Паскаль также подчёркивал, что предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, чтобы сделать его занимательным.
Развитие количественных отношений – это процесс сложный, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Часто дети не понимают, зачем нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно. Не осознавая значения совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что приводит к формальному усвоению знаний. Процесс формирования количественных представлений предполагает также планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два. ; первый, второй. и др., а также совершенствование грамматического строя и связной речи в целом. Одна из основных проблем при формировании количественных отношений у детей дошкольного возраста – развитие понятия числа. При значительной разработанности она до сих пор остается весьма актуальной, что обусловлено рядом причин:
Публикация «Проект „Мы считаем и играем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
- потенциальные возрастные возможности современного ребенка дают основание полагать, что данное понятие можно сформировать не в старшем дошкольном возрасте (как это предлагалось в исследовании Г. А. Корнеевой, а на более раннем этапе (у детей пятого года жизни);
- по мнению Е. В. Родиной, целесообразно “восстановить логику” в отборе содержания и методике формирования понятия числа на разных этапах дошкольного возраста. Так, осуществление перехода к числовому периоду необходимо осуществлять с четырех лет через сравнение предметных групп по признаку количества и определение этого количества словом-числительным. Затем следует формировать понятие числа, основанное на обучении выполнению действий с величинами (дискретными и непрерывными, где число выступает как отношение измеряемого предмета к его условной мерке, что доступно для детей старшего дошкольного возраста.
Также, в методическом руководстве к программе «Радуга» утверждается: «Тенденция чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранным языкам, шахматам, музыке, работе на дисплее, игре со сложными электронными устройствами опасна потому, что при этом происходит ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому – образному, творческому. А до 6 лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы цифры, ноты, схемы вытесняют образы и подавляют развитие воображения. Обилие абстрактного материала ведет к «шизоидной интоксикации». Гасится и искажается эмоциональность».
Доказано, что в основе формирования детских представлений лежит предметно-чувственная деятельность, посредством которой проще освоить математические навыки. Основной вид предметно-чувственной деятельности ребёнка – игра. Игра открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, призванных формировать ребенка, как инициативного и самостоятельного субъекта деятельности. Опыт показывает, что гармоничное сочетание обучения и игры дают возможность детям лучше познать мир.
Исходя из всего вышесказанного, с целью развития количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста разработала проект «Мы считаем и играем».
Проект педагогический, долгосрочный (в течение учебного года).
Участники проекта : воспитатели, дети средней группы, родители.
Цель: включение в воспитательно-образовательный процесс сюжетно-дидактических игр при обучении детей среднего дошкольного возраста счетным навыкам и количественным представлениям. Исходя из поставленной цели, определила следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу,
2. Составить перспективный план сюжетно-дидактических игр в соответствии с программными задачами для детей среднего возраста, комплексно-тематическим планированием.
3. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы игрушками, атрибутами для развития сюжета.
4. Развивать игровые умения и счетные навыки в процессе сюжетно-дидактических игр.
5. Вовлекать родителей в воспитателно - образовтельный процесс по формированию количественных представлений у детей.
6. Организовывать самостоятельную игру детей.
Предполагаемый результат:
с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным.
На первом этапе - подготовительном в поиске путей достижения поставленной цели, изучила опыт известных педагогов - А. Н. Леушиной, Т. В. Тарунтаевой и других. В ходе чего, убедилась, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой, легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета.
Составила перспективный план сюжетно-дидактических игр в соответствии с программными задачами для детей среднего возраста (обучение счету до 5, сравнение двух множеств, выраженных смежными числами, умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, комплексно-тематическим планированием. В плане предусмотрела последовательность в усложнении игр:
- вначале игра имеет сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль принадлежит воспитателю, который следит за арифметическими действиями детей и при необходимости может направить процесс в нужное направление;
- сюжетно-дидактическая игра перетекает в сюжетно - ролевую. Главенствующие роли начинают исполнять дети;
- происходит появление самостоятельной сюжетно-ролевой деятельности по инициативе детей, которые сами с большим интересом придумывают новые игры, используя приобретенные навыки счёта. Педагог на данном этапе лишь следит за ходом игровой деятельности. На каждом этапе продумала образовательные, воспитательные, развивающие задачи.
Пополнила развивающую предметно-пространственную среду группы игрушками, элементами костюмов, маркерами пространства, атрибутами, предназначенными для имитации взрослой жизни (кухонная мебель, посуда, «деньги», кассовый аппарат, машины, сумки и т. п.). В процессе работы по пополнению среды в группе функционирует Творческая мастерская для детей и родителей, результатами деятельности которой стали конфеты, баранки, сосиски из пластилина, глины и теста, нарисованные банки с компотом и вареньем, бумажные пакеты для продуктов и пр.
На втором – основном этапе организовала включение сюжетно-дидактических игр в воспитательно-образовательный процесс. К примеру, игра «Магазин» как наиболее близкая и знакомая детям тема, здесь взяла на себя ведущую роль продавца в магазине сладостей «Конфетка». Ценниками стали числовые карточки, деньгами - кружочки. Оформила игровое пространство: витрина с предлагаемым товаром, касса. Пригласила детей в магазин как покупателей, заранее обговорила и познакомила их с правилами игры: товар получит тот покупатель, кто отсчитает необходимое количество денег - фишек и назовет результат счета.
В ходе игры следила за арифметическими действиями детей, напоминала способы сравнения количества, упражняла в счете и отсчете заданного количества, предлагала отсчитать столько денег на приобретаемый продукт, сколько показано на ценнике. При необходимости помогала направить процесс в нужное (игровое) русло.
Далее предлагала главную роль ребенку, владеющему навыками счета. Дети-покупатели самостоятельно отчитывали деньги, соотносили стоимость товара и количество денег. Продавец отсчитывал товар, пересчитывал деньги. Спрашивала продавца сколько получилось, напоминала о необходимости называть конечный результат счета. Сама брала второстепенную роль – дочка, которая пришла в магазин с мамой. Стимулируя к счету, спрашивала: хватит ли денег на покупку, просила купить столько же конфет сколько у Маши. Постепенно сюжетно-дидактическая игра перетекает в сюжетно - ролевую. Для поддержания интереса предлагала поиграть в магазин другого типа: магазин овощей, магазин игрушек и другие. Когда дети освоили игру, предложила другие сюжеты – «Аптека», «Автозаправочная станция», «Кафе».
Сейчас, на третьем этапе - заключительном, происходит возникновение самостоятельной сюжетно-ролевой игры по инициативе детей, которые с большим интересом придумывают новые сюжеты, используя приобретенные количественные представления и навыки счёта. Я на данном этапе слежу за ходом игровой деятельности, включаюсь, когда требуется моя помощь, слежу за правильностью счета.
Таким образом, используя сюжетно-дидактические игры, я убеждаюсь в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал по математике: с удовольствием считают, сравнивают по количеству, устанавливают равенство предметов. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти и мышления у детей, развитию ребенка как личности, индивидуума. Планирую использовать сюжетно-дидактические игры в дальнейшем для развития математических представлений.
В конце учебного года планирую провести диагностическое наблюдение, внести коррективы и дополнения по организации игрового математического обучения воспитанников (чтобы сюжетно-дидактические игры имели длительный творческий характер, внесу усложнения в содержание игр, изготовим новые атрибуты, с которыми дошкольники будут выполнять счетные действия).