Лучший педагог года

Проект «Мы вместе» по реализации включения технологии дистанционного обучения в логокоррекционную деятельность

Жанна Цыганкова
Проект «Мы вместе» по реализации включения технологии дистанционного обучения в логокоррекционную деятельность

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАШИРСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «СЕМЬЯ»

ПРОЕКТ

«МЫ ВМЕСТЕ»

Разработка и реализация включения технологии дистанционного обучения в коррекционно-развивающую деятельность логопеда

Содержание:

Часть 1. Описание проекта….3

Тема проекта…3

Краткая аннотация проекта…3

Описание проблемы, решению которой посвящен проект…. 4 – 5

Публикация «Проект „Мы вместе“ по реализации включения технологии дистанционного обучения в логокоррекционную деятельность» размещена в разделах

Основные целевые группы, на которые направлен проект…. 5

Основные цели и задачи проекта…. 6

Принципы дистанционного обучения (ДО….7

Организация дистанционных занятий…. 8 – 9 Часть 2. Рабочий план реализации проекта…10

Сведения об основных исполнителях проекта…. 10

Материально-техническое обеспечение…. 10

План реализации проекта (поэтапный…. 11

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта; конкретные ожидаемые результаты и эффект проекта в долгосрочной перспективе…. 12

Механизм оценки результатов….12

Список литературы…13

Тема проекта : «Мы вместе».

Разработка и реализация включения технологии дистанционного обучения в коррекционно-развивающую деятельность логопеда с детьми с ОВЗ.

Краткая аннотация проекта «Мы вместе».

Заявителем проекта является Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Каширский специализированный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья».

Проект создан с целью комплексного, системного подхода к коррекции и социальной адаптации детей, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи) посредством применения дистанционных технологий в логопедической работе.

Цель: внедрить методы и средства дистанционного обучения в практику логопедического воздействия с дошкольниками, имеющими ТНР (общее недоразвитие речи).

Результаты реализации проекта : данный проект, в сложившейся чрезвычайной ситуации, обеспечит непрерывный процесс коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ, а также поможет выработать оптимальную модель учебных занятий с данной категорией детей.

Новизна проекта состоит в использовании инновационных подходов к коррекции речевых расстройств.

Место реализации проекта : ГКУ СО МО «Каширский ССРЦН «Семья» отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.

Описание проблемы, решению которой посвящен проект

Актуальность проекта. В связи с пандемией коронавирусной инфекции в России, традиционные методы контактного обучения стали не просто временно недоступны, они стали недопустимы в условиях карантина. Здоровье наших маленьких подопечных теперь напрямую зависит от соблюдения режима самоизоляции. Тем не менее, сложившаяся пауза в коррекционно-развивающих занятиях с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, может привести к необратимым последствиям – потере сформированных умений и навыков у детей с ОВЗ, таким образом, сведут все усилия специалистов на нет. В сегодняшних условиях, в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются также и родители детей с ОВЗ, многим из которых не хватает опыта и знаний в развитии своих детей.

Выход из сложившейся ситуации, на наш взгляд, заключается в поиске новых образовательных моделей. Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в РФ» предусмотрено «внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых образовательных моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий» [6].

Таким образом, одним из новых и перспективных направлений может стать дистанционная форма обучения.

Вопросами теории и практики дистанционного обучения (ДО) занимались следующие отечественные исследователи: Ю. Н. Афанасьев, А. А. Ахаян, А. М. Бурлаков, А. В. Хуторской и др. Внедрение их научных исследований в педагогическую практику показывает положительный опыт реализации систем ДО.

По мнению А. В. Хуторского дистанционное обучение – это обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения (ученики, педагоги, тьюторы и др., имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений субъектов образования.

Чем же так привлекательно дистанционное образование?

Во-первых, дистанционное обучение как любая система обучения опирается, прежде всего, на достижения педагогических наук (педагогики, дидактики, частных методик).

Во-вторых, оно привлекательно, конечно же, своей гибкостью. Участники дистанционной формы обучения, как правило, не посещают контактные регулярные занятия, а работают в удобном для себя месте, в удобное время и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для получения необходимых ему умений и навыков. Это является большим преимуществом для людей с ослабленным здоровьем и инвалидов.

В-третьих, дает возможность педагогу скорректировать коррекционно-развивающий процесс с учетом умственных и физических особенностей детей с ОВЗ, что обеспечивает индивидуализацию обучения.

Из вышеизложенного мы можем заключить, что в нынешний момент, именно дистанционное обучение должно обеспечить максимальное взаимодействие между обучающимся и педагогом. Применение дистанционных технологий в коррекционно-развивающем процессе будет способствовать непрерывности обучения, индивидуализации учебного процесса, преемственности в работе специалиста с семьей.

Это позволит осуществлять качественное педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также сделает учебный процесс доступным для получателей социальных услуг в сложившейся ситуации.

Основные целевые группы, на которые направлен проект

Дети дошкольного и младшего школьного возраста, зачисленные в отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, имеющие тяжелые нарушения речи (ТНР).

Основные цели и задачи проекта

Цель проекта : разработать модель логопедического сопровождения детей с ОВЗ на основе технологии дистанционного обучения.

Для достижения цели необходимо решение ряда задач:

• Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по организации дистанционного обучения.

• Выделить основные формы, методы и виды коррекционно-развивающей работы при обучении детей с ОВЗ на основе дистанционного обучения.

• Внедрить дистанционное обучение в практику логопедической работы.

• По завершении проекта провести анализ эффективности коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий обучения.

Принципы дистанционного обучения

Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса.

Принцип выбора содержания образования. Содержание коррекционно-развивающих занятий должно соответствовать перспективному планированию работы логопеда и нормативным требованиям ФГОС.

Принцип индивидуализации. Индивидуальная работа проводится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ОВЗ и направлена на развитие и проявление творческих особенностей детей с ОВЗ.

Принцип гуманизации. Направленность обучения и образовательного процесса на личность ребенка с ОВЗ; создание максимально благоприятных условий для его развития.

Принцип интерактивности. Возможность значительный объем учебной информации доводить доступными инструментами (обратная связь, обучающие игры, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами). Данный принцип позволяет поддерживать высокую мотивацию к занятиям у детей с ОВЗ.

Принцип регламентности обучения. Изучение опыта практического применения ДО показывает, что особенно для дошкольников и младших школьников должны быть обеспечены жесткий контроль и четкое планирование.

Организация дистанционных занятий

Основой построения дистанционного обучения являются дистанционные занятия, с помощью которых и осуществляется основное обучение. Дистанционные занятия в некоторой степени похожи на традиционные коррекционно-развивающие занятия. Ключевым отличием дистанционного занятия от традиционного является наличие инструментов, обеспечивающих развитие у детей с ОВЗ необходимых навыков и умений через дистанционные технологии.

Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая родителем (законным представителем) работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с педагогом по телефону: с помощью приложения WhatsApp, социальной сети «ВКонтакте; по электронной почте, а также в режиме онлайн занятий с помощью приложения Zoom.

Среда обучения характеризуется тем, что обучаемые дети с ОВЗ отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Система дистанционного образования (СДО) представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Средства и формы дистанционного обучения.

В образовательном процессе дистанционного обучения могут использоваться следующие средства обучения :

печатные издания;

электронные издания;

компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

учебно-информационные аудиоматериалы;

учебно-информационные видеоматериалы;

тренажеры;

дидактические материалы;

компьютерные сети.

По технологии передачи данных на расстояние можно выделить следующие формы дистанционного обучения :

рассылка печатных материалов занятий, видео транслируемых занятий, аудиоматериалов по электронной почте, по телефону через приложение WhatsApp, через социальные сети «ВКонтакте;

посредством проведения видеоконференций в системе Zoom.

При организации дистанционных занятий необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к проведению занятий с использованием компьютера (СанПиН 2.4.1.2660-10).

Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров проводят один раз в день и не чаще 3 раз в неделю. Продолжительность занятия не должна превышать нормы СанПиН и иметь гибкий индивидуальный подход.

Для снижения утомляемости через 5-7 мин после начала занятия на ПК детям предлагают выполнить упражнения, направленные на снятие психофизиологического напряжения. Может использоваться специальная гимнастика для глаз. Комплекс упражнений следует менять не реже 1 раза в месяц.

Занятия на ПК должны проводиться в присутствии родителей (законных представителей). Включение родителей в единое образовательное пространство через партнерские формы и методы взаимодействия приводит к развитию их педагогических компетенций, что способствует повышению качества образования детей с ОВЗ, уровню их социализации.

Часть 2. Рабочий план реализации проекта

Сведения об основных исполнителях проекта

Ребенок с ОВЗ. Является наиболее значимым участником среды, центральным элементом, на чье развитие и благополучие направлена деятельность всей системы информационно-образовательной среды (ИОС).

Логопед. Реализует дистанционную коррекционно-развивающую работу с ребенком с ОВЗ согласно индивидуальному образовательному маршруту, консультирует родителей (законных представителей) в рамках учебного процесса. В ходе обучения он использует печатные, электронные издания, дидактические материалы, аудио и видео материалы, в том числе, практические задания и др.

Родитель (законный представитель) ребенка с ОВЗ. Родитель – важный участник ИОС, являющийся значимыми в жизни и образовании ребенка с ОВЗ. Осуществляет сопровождение ребенка с ОВЗ, выполняет с ним работу в сфере дополнительной части индивидуальной образовательной траектории (практические задания, предложенные логопедом).

Материально-техническое обеспечение

Комплект учебного оборудования включает :

1. Системный блок с монитором, клавиатурой и мышью.

2. Комплект из двух акустических систем.

3. Принтер.

4. Сканер.

5. Веб-камеру.

6. Планшет или телефон.

7. Микрофон.

8. Методические и учебные материалы, диски с электронными обучающими играми издательства «Учитель».

План реализации проекта (поэтапный)

Мероприятия Сроки реализации Ответственные

Подготовительный этап

Сбор базы данных родителей (законных представителей). Подключение и проверка подключения к системе Zoom. С 27.04.2020 года по 30.04.2020 года Логопед

Ж. В. Цыганкова

Практический этап

Проведение коррекционно-развивающих занятий с применением дистанционных технологий согласно календарно-тематическому и индивидуальному планированию работы логопеда.

С 06.05.2020 года и по окончании срока самоизоляции, в связи с коронавирусной инфекцией Логопед

Ж. В. Цыганкова

Оказание родителям (законным представителям) консультативной помощи в инклюзивном сопровождении детей с ОВЗ С 06.05.2020 года и по окончании срока самоизоляции, в связи с коронавирусной инфекцией Логопед

Ж. В. Цыганкова

Завершающий этап

Подведение итогов проекта, оценка эффективности дистанционного обучения По окончании режима самоизоляции Логопед

Ж. В. Цыганкова

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта

Основным результатом проекта станет разработка эффективной рабочей модели деятельности учителя-логопеда в сложившейся эпидемиологической ситуации. Таким образом, будет достигнута цель проекта : внедрение дистанционных технологий в практику логопедического воздействия с детьми, имеющими ТНР (тяжелые нарушения речи).

Конкретные ожидаемые результаты:

непрерывность коррекционно-развивающего процесса;

положительная динамика в развитии речевых функций у детей с ТНР;

повышение компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в способах оказания помощи своему ребенку в процессе инклюзии;

обеспечение необходимого уровня социализации и самореализации детей с ОВЗ.

Эффект проекта в долгосрочной перспективе

Данный проект может послужить альтернативной моделью последующего обучения детей с ОВЗ при помощи дистанционных технологий, которые в силу удаленности или своих физических особенностей не могут посещать контактные занятия в нашем реабилитационном центре,

Механизм оценки результатов

Критериями качественной оценки проекта станут позитивные изменения в развитии речевой функции детей с ОВЗ, а также удовлетворительные отзывы родителей (законных представителей) детей с ОВЗ.

Критериями количественной оценки послужит контрольный мониторинг уровня речевого развития детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи.

Список литературы:

1. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения [Текст] : методическое пособие. - М. : РАО, 1999, - 120 с.

2. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование, 2011: [электронное научно-техническое издание] : https: // technomag.edu.ru/doc/172651

3. Применение дистанционных технологий в обучении детей, имеющих

ограниченные возможности здоровья [Текст] : Учебно-методическое пособие. – Кемерово, 2013. – 159 с.

4. СанПиН 2.4.1.2660-10 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях [электронный ресурс] : https://docs.cntd.ru/document/902227775

5. Теория и практика дистанционного обучения [Текст] : Учебное пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; под ред. Е. С. Полат. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года [электронный ресурс] : https://zakon-ob-obrazovanii.ru/

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения» разновозрастная группа ЗПР«Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения» разновозрастная группа ЗПР "Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения" разновозрастная группа ЗПР. (отчет из опыта работы в условиях дистанционного.

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

«Дневник путешественника» как форма включения детей в игровую и интеллектуально-познавательную деятельность«Дневник путешественника» как форма включения детей в игровую и интеллектуально-познавательную деятельность МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА «Дневник путешественника», как форма включения детей в игровую и интеллектуально - познавательную деятельность.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопедаОпыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Опыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. ВидеоОпыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. Видео Задачи: закрепить и расширить знания детей о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление, любознательность. Вызвать желание у родителей.

Пасхальные хлопоты в период дистанционного обучения во второй младшей группеПасхальные хлопоты в период дистанционного обучения во второй младшей группе Зачастую мы забываем объяснить своим детям про то, какой праздник мы празднуем, зачем и почему. Обязательно расскажите своим деткам про.

Положение об организации дистанционного обучения в ДОУ ПОЛОЖЕНИЕ об организации дистанционного обучения I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение об организации образовательной деятельности.

Рисование «Скворечник» — первый опыт дистанционного обученияРисование «Скворечник» — первый опыт дистанционного обучения Для меня, как и для многих моих коллег, организация образовательного процесса, с введением карантина по коронавирусу, стала приобретать.

Рекомендации родителям в период дистанционного обучения «Штриховка для дошкольников»Рекомендации родителям в период дистанционного обучения «Штриховка для дошкольников» Штриховка – это очень полезное упражнение для детей, которое развивает мелкую моторику руки, речь и наглядно - образное мышление. Для штриховки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мы вместе» по реализации включения технологии дистанционного обучения в логокоррекционную деятельность
Опубликовано: 9 мая 2021 в 16:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД