Елена Ситникова
Обеспечение эффективности работы по психолого-педагогической подготовке детей к школьному обучению. Проект «На пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Паспорт проекта
2. Актуальность проекта
3. Цель и задачи проекта
4. Принципы реализации проекта
5. Тип проекта
6. План реализации проекта
7. Направления реализации проекта
8. Этапы проекта
9. Оценка результатов деятельности
10. Взаимодействие с семьей
11. Заключение
12. Список литературы
Паспорт проекта
Тип проекта : информационно-творческий, долгосрочный, психолого-просветительский.
Публикация «Обеспечение эффективности работы по психолого-педагогической подготовке детей к школьному обучению, Проект „На пороге школы“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Возраст и состав участников: воспитанники старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги.
Срок реализации проекта : 8 месяцев.
База внедрения проекта : подготовительная группа МБДОУ №171.
Возраст дошкольников : 6-7 лет.
Проект разработала : педагог-психолог Ситникова Елена Викторовна.
Актуальность проекта.
Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматический переход на нее без предварительной подготовки ребенка просто не возможен.
Но подготовка нужна не только ребенку, а и его родителям, особенно тем, у кого первый ребенок идет в школу.
Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия.
Плохо подготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников, что способствует формированию сниженной самооценки и в дальнейшем приводит к устойчивой школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Цель: обеспечить эффективность работы по личностной готовности к школе детей подготовительной группы.
Задачи:
1. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
2. Создание условий для отреагирования негативных переживаний.
3. Создание условий для самовыражения ребенка.
4. Развитие личностной сферы.
5. Развитие эмоциональной сферы.
6. Развитие волевой сферы.
7. Развитие коммуникативных умений.
8. Развитие интеллектуальной сферы.
Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Основные формы, средства и методы реализации:
Форма организации – групповая
Форма проведения – игровая
Дискуссии
Беседы
Игры-коммуникации
Проективные игры
Познавательные игры
Игры на развитие воображения
Ролевые игры
Чтение психотерапевтических сказок
Импровизации
Тематическое рисование
Отгадывание загадок
Моделирование и анализ заданных ситуаций
Слушание музыки.
Взаимодействие (семья)
Этапы проекта :
Проект осуществлялся в несколько этапов:
Подготовительный
Основной
Заключительный.
Подговительный этап был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Составлен поэтапный план работы, анализ проблемы. Кроме того было подобрано необходимое оборудование и пособия для практического обогащения проекта.
Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта, проведение запланированных мероприятий.
На заключительном этапе было осуществлено подведение итогов и анализ результатов проекта. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результатов деятельности. Демонстрация опыта работы по данной теме для педагогов ДОУ.
Планируемые результаты проекта :
Дети:
Развитие творческих познавательных интересов детей.
Воспитание и развитие коммуникативных умений и навыков.
Развитие творческого воображения и мышления.
Развитие познавательных способностей.
Сформированность позитивного отношения к сверстникам.
Расширение представлений об эмоциях.
Осознание различий в позициях «дошкольник» и «школьник»
Развитие произвольности и самоконтроля.
Сформируется позитивная мотивация к обучению.
Разовьется адекватное отношение к результатам своей деятельности.
Сформируется адекватная самооценка, повысится уверенность к себе.
Разовьются коммуникативные навыки участников группы.
Закрепиться позитивное отношение к школе.
Благоприятное течение адаптационного школьного периода
Педагоги:
Повышение знаний по данному направлению:
Повышение уровня профессиональной компетентности по изучаемому вопросу.
Оптимизация ВОП (использование новых форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников).
Создание положительного психологического климата между психологом и воспитателями.
Вызвать заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
Родители:
Появление интереса к данному вопросу.
Активное участие в воспитательно-образовательном процессе.
Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;
Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
Грамотный выбор родителями образовательного учреждения, ориентируясь на способности, подготовленность и особенности своего ребенка.
Осознание родителями значения родительской позиции при формировании психологической готовности ребенка;
Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.
Взаимодействие с семьей
В ходе реализации проекта происходило тесное взаимодействие педагога-психолога и родителей на формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. Такая совместная работа создает благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности. В ходе сотрудничества родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса.
При работе с родителями использовались такие формы работы как :
Индивидуальные консультации.
Анкетирование, тестирование родителей.
Выступление на собраниях. Тема: «Скоро в школу»
Проведение занятий с элементами тренинга. Тема: «На пороге школьной жизни», «Сегодня дошкольник, завтра школьник»
Информирование родителей в уголках психолога.
Выпуск журнала «Предшкольный бум»
Знакомство с терапевтическими сказками для будущих первоклассников. Сказки для школьной адаптации «Лесная школа»
Семинар - практикум: «Семья на пороге школьной жизни ребенка», «От дошкольника к младшему школьнику : кризис семи лет»
Консультации: «Семья на пороге школы», «Возрастные нормы развития ребенка от 6 до 7 лет. Готовность к школе», «Что нужно знать ребенку о психологической готовности ребенка к школьному обучению», «Мотивационная готовность к школе», «Ребенок идет в школу», «Как помочь ребенку, если он боится идти в школу?»
Оформление выставки детских работ : «Школа глазами дошкольников»
Оформление фотовыставки «Наши родители – ученики».
Проведение вечера воспоминаний «Мы тоже были учениками».
Заключение
Подводя итоги работы по реализации проекта «На пороге школы», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей. Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности используемых в данном проекте методов, технологий, приемов и об эффективности проекта в целом.
Сравнение полученных результатов с началом учебного года и с его концом показывает, что в ходе реализации проекта наблюдается развитие самосознания, эмоционально-волевой сферы, личностной сферы, коммуникативной сферы личности.
Полученные положительные результаты позволяют говорить об успешном достижении целей и задач проекта.
В связи с тем, что в последнее время достаточно много уделяется внимания подготовки к школе детей, но это внимание направленно в основном только на интеллектуальную сферу. А мной разработан проект по психологическому сопровождению будущих первоклассников, в котором в первую очередь уделяется внимание личностной готовности к школе, мотивационной готовности, изучена теоретическая часть этой проблемы и эффективность работы подтвердилось выше, то теперь я с удовольствием буду работать в этом направлении с другими будущими первоклассниками.
Список литературы
1. Буре Р. С. Готовим детей к школе : Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1987
2. Губатова Л. Н. Психологическое сопровождение процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению. //Дошкольная педагогика – 2010, №1
3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М. :НПО «Образование», 1996
4. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
5. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб: Речь, 2007
6. Пазухина И. А. Идем в школу с радостью! //Дошкольная педагогика №4 2010
7. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе. – М. : Генезис, 2008
8. Ваш ребенок идет в школу : Тренинги и страхи детей и родителей/ Т. Б. Анисимова – Ростов н/ Д: Феникс, 2005
9. Громова Т. В. Сказочная подготовка к настоящей школе – М. : Генезис. 2003
10. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ Под ред. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. – М. : 2005
11. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих первоклассников. - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008
12. Павлов И. В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе. – СПб. : Речь, 2008
13. Панфилова М. А. Лесная школа. : Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2002