МААМ-картинки

Проект по развитию мелкой моторики «Пальчики помогают говорить»

Нина Попова
Проект по развитию мелкой моторики «Пальчики помогают говорить»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида «Детский сад№10 «Золотая рыбка»

ПРОЕКТ

«ПАЛЬЧИКИ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ»

(развитие мелкой моторики рук)

Г. Моршанск 2015г.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители

Тип проекта : творчески-ориентированный

Публикация «Проект по развитию мелкой моторики „Пальчики помогают говорить“» размещена в разделах

По предметно-содержательной области: познавательное развитие, речевое развитие (коммуникация, худ. литература)

По количеству участников: групповой

По времени проведения: долгосрочный

По степени охвата: в рамках образовательного учреждения.

Источники информации: методические рекомендации к созданию предметно-развивающей среды, интернет-ресурсы.

Актуальность проекта :

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова

способствуют развитию мозга»

И. П. Павлов

Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин.

Во-первых, родителей и педагогов детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Однако, большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации. Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики руки.

Во-вторых, давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Исходя из актуальности выбранной темы, нами определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики рук, и как следствие активизации речевого и психологического развития детей дошкольного возраста.

В связи с указанной проблемой нами были определены объект, предмет и гипотеза исследования.

Объект изучения: процесс развития мелкой моторики рук детей.

Предмет изучения: комплекс мер по организации процесса развития мелкой моторики. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики рук, и как следствие активизации речевого и психологического развития детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта : развитие высших психических процессов, главным образом речи, посредством развития мелкой моторики в работе всех специалистов группы.

Задачи:

Для детей:

Коррекционно-воспитательные: воспитание выдержки, ответственности; создание положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься.

Коррекционно-образовательные: стимулировать развитие речи через активизацию движений пальцев рук, овладеть приемами самомассажа и расслабления, тактильной чувствительностью и умением оперировать мелкими предметами, скоординировать движения обеих рук, сформировать переключаемость с одного вида движения на другое, повысить уровень зрительно-двигательной координации, моторной ловкости, учить выстраивать композиции на песке по образцу, формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук).

Коррекционно-развивающие : развитие познавательных процессов (речи, мышления, памяти, воображения, ощущения, зрительно-моторной координации.

Оздоровительные: профилактика зрения, правильной осанки детей, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Для педагогов и родителней:

• обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

• создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;

• пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по данной теме.

Описание проекта

Используемая система работы по развитию мелкой моторики включает в себя знакомство детей со строением рук, посредством пальчиковой гимнастики, массажа, игр, упражнений, развития графо-моторных навыков.

По мере реализации проекта совместно с родителями и детьми оформили уголок «Ловкие пальчики».

На входе и выходе из проекта для дошкольников предусмотрены диагностические задания, определяющие уровень ручной умелости у детей данного возраста.

Работа по развитию мелкой моторики ориентирована на дидактические принципы:

1. Принцип доступности, обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.

^ 2. Принцип гуманистичности – предлагает индивидуально – ориентированный подход и всесторонне развитие ребенка.

3. Принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности

^ 4. Принцип интеграции – необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

5. Принцип систематичности – решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках группы и семьи.

ПЛАН-ГРАФИК ПРОЕКТА

ЭТАПЫ ПРОЕКТА СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СРОК ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Подготовительный этап (сбор информации по теме) 1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики.

2. Обоснование путей реализации проекта.

3. Диагностика.

октябрь Учитель-логопед

Воспитатели группы

Основной (практический) 1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе тематического планирования с подбором материала:

*упражнения с элементами самомассажа;

*упражнения для кисти рук;

*игры и упражнения с различными предметами;

*статические упражнения;

*динамические упражнения;

*упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.

2. Работа с детьми:

Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности:

*игры с предметами;

*разного вида шнуровки;

*пластилинография;

*пальчиковый театр;

*картотека игр для пальчиков.

3. Работа с педагогами:

Семинар-практикум: «Пальцы помогают говорить»;

«Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи».

4. Работа с родителями:

Консультации

«Поиграйте с ребенком дома»;

«Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».

Конкурс на лучшее пособие

Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики.

октябрь

По ходу реализации проекта

Ноябрь-май

По ходу реализации проекта

Октябрь-май

Ноябрь-май

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

Учитель-логопед

Воспитатели

Учитель-логопед

воспитатели

музыкальный руководитель

Воспитатели, уч. лог.

Воспитатели, учитель-логопед

Воспитатели

Учитель-логопед

родители

Воспитатели

родители

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 1. Подведение итогов и анализ:

*Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей с речевым нарушением.

*Анкетирование родителей (для определения результативности работы).

2. Презентация проекта для педагогов и родителей.

МАЙ

Учитель-логопед

Воспитатели

ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

№п/п Виды деятельности Цели и задачи

1. Изучение тематики, формулировка проблемы. Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения.

2. Диагностика сформированности мелкой моторики детей в начале проекта. Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и выстроить систему работы.

3. Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для педагогов и родителей. Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований.

4. Включение педагогами речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.

5. Консультация на тему: «Пальчиковые игры», «Речь и пальчики». Уголок «Ловкие пальчики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

6. Семинар-практикум: «Пальцы помогают говорить» Познакомить воспитателей с различными видами речевых пальчиковых игр.

7. Консультация для воспитателей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи». Расширить знания педагогов о роли мелкой моторики в речевом развитии детей.

8. Конкурс на лучшее пособие по развитию мелкой моторики. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.

9. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.

10. Итоговая диагностика в конце учебного года. Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании психо-речевого развития детей.

11. Анализ проделанной работы по проекту «Умные пальчики» -форма отчета ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

*У детей возрастет интерес к двигательной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям);

*Отметится положительная динамика в развитии мелкой моторики, экспрессивной речи;

*Значительно повысятся внимание и память детей;

*Произойдет накапливание впечатлений, личного опыта, обогатится эмоциональная сфера;

*Активизируются познавательно-речевые и художественные способности детей.

*В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобретут навыки диалогического общения.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ВКЛЮЧАЕТ :

*Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук в старшей речевой группе на основе тематического планирования.

*Уголок «Ловкие пальчики»

*Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.

*Консультационный материал для родителей.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

*Выставка игр и пособий на педсовете ДОУ.

*Презентация проекта на педсовете ДОУ и родительском собрании ДОУ.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проделанной работе по развитию мелкой моторики «Наши ловкие пальчики»Фотоотчёт о проделанной работе по развитию мелкой моторики «Наши ловкие пальчики» Фотоотчёт о проделанной работе по развитию мелкой моторики «Наши ловкие пальчики».В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования.

Консультация для родителей о взаимосвязи развития мелкой моторики с развитием речевой функции «Пальчики «помогают» язычку» Консультируя родителей по вопросам речевого воспитания дошкольников, я интересуюсь, играет ли их ребёнок дома с пуговицами, косточками;.

«Умные пальчики». Развитие мелкой моторики Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности.

Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Веселые пальчики» ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской.

Проект по развитию мелкой моторики «Озорные пальчики» С сентября по ноябрь 2016 года с детьми средней группы был реализован проект по развитию мелкой моторики. Материально-технические ресурсы:.

Проект «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики (вторая группа раннего возраста) Актуальность Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности.

Проект «Умные пальчики». Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Цветик-семицветик» поселка Беркакит Нерюнгринского района ПРОЕКТ «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ».

Проектная работа «Пальчики помогают говорить» Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через.

Программа кружка по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» для детей 4–5 лет Актуальность. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев.

Весёлые пальчики. Методическая разработка для развития мелкой моторики детей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию мелкой моторики «Пальчики помогают говорить»
Опубликовано: 19 марта 2017 в 19:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД