Нина Попова
Проект по развитию мелкой моторики «Пальчики помогают говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида «Детский сад№10 «Золотая рыбка»
ПРОЕКТ
(развитие мелкой моторики рук)
Г. Моршанск 2015г.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители
Тип проекта : творчески-ориентированный
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики „Пальчики помогают говорить“» размещена в разделах
По предметно-содержательной области: познавательное развитие, речевое развитие (коммуникация, худ. литература)
По количеству участников: групповой
По времени проведения: долгосрочный
По степени охвата: в рамках образовательного учреждения.
Источники информации: методические рекомендации к созданию предметно-развивающей среды, интернет-ресурсы.
Актуальность проекта :
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова
способствуют развитию мозга»
И. П. Павлов
Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин.
Во-первых, родителей и педагогов детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Однако, большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации. Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики руки.
Во-вторых, давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Исходя из актуальности выбранной темы, нами определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики рук, и как следствие активизации речевого и психологического развития детей дошкольного возраста.
В связи с указанной проблемой нами были определены объект, предмет и гипотеза исследования.
Объект изучения: процесс развития мелкой моторики рук детей.
Предмет изучения: комплекс мер по организации процесса развития мелкой моторики. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики рук, и как следствие активизации речевого и психологического развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта : развитие высших психических процессов, главным образом речи, посредством развития мелкой моторики в работе всех специалистов группы.
Задачи:
Для детей:
Коррекционно-воспитательные: воспитание выдержки, ответственности; создание положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься.
Коррекционно-образовательные: стимулировать развитие речи через активизацию движений пальцев рук, овладеть приемами самомассажа и расслабления, тактильной чувствительностью и умением оперировать мелкими предметами, скоординировать движения обеих рук, сформировать переключаемость с одного вида движения на другое, повысить уровень зрительно-двигательной координации, моторной ловкости, учить выстраивать композиции на песке по образцу, формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук).
Коррекционно-развивающие : развитие познавательных процессов (речи, мышления, памяти, воображения, ощущения, зрительно-моторной координации.
Оздоровительные: профилактика зрения, правильной осанки детей, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Для педагогов и родителней:
• обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
• создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
• пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по данной теме.
Описание проекта
Используемая система работы по развитию мелкой моторики включает в себя знакомство детей со строением рук, посредством пальчиковой гимнастики, массажа, игр, упражнений, развития графо-моторных навыков.
По мере реализации проекта совместно с родителями и детьми оформили уголок «Ловкие пальчики».
На входе и выходе из проекта для дошкольников предусмотрены диагностические задания, определяющие уровень ручной умелости у детей данного возраста.
Работа по развитию мелкой моторики ориентирована на дидактические принципы:
1. Принцип доступности, обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.
^ 2. Принцип гуманистичности – предлагает индивидуально – ориентированный подход и всесторонне развитие ребенка.
3. Принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности
^ 4. Принцип интеграции – необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
5. Принцип систематичности – решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках группы и семьи.
ПЛАН-ГРАФИК ПРОЕКТА
ЭТАПЫ ПРОЕКТА СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СРОК ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Подготовительный этап (сбор информации по теме) 1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики.
2. Обоснование путей реализации проекта.
3. Диагностика.
октябрь Учитель-логопед
Воспитатели группы
Основной (практический) 1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе тематического планирования с подбором материала:
*упражнения с элементами самомассажа;
*упражнения для кисти рук;
*игры и упражнения с различными предметами;
*статические упражнения;
*динамические упражнения;
*упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.
2. Работа с детьми:
Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности:
*игры с предметами;
*разного вида шнуровки;
*пластилинография;
*пальчиковый театр;
*картотека игр для пальчиков.
3. Работа с педагогами:
Семинар-практикум: «Пальцы помогают говорить»;
«Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи».
4. Работа с родителями:
Консультации
«Поиграйте с ребенком дома»;
«Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
Конкурс на лучшее пособие
Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики.
октябрь
По ходу реализации проекта
Ноябрь-май
По ходу реализации проекта
Октябрь-май
Ноябрь-май
В ходе реализации проекта
В ходе реализации проекта
Учитель-логопед
Воспитатели
Учитель-логопед
воспитатели
музыкальный руководитель
Воспитатели, уч. лог.
Воспитатели, учитель-логопед
Воспитатели
Учитель-логопед
родители
Воспитатели
родители
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 1. Подведение итогов и анализ:
*Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей с речевым нарушением.
*Анкетирование родителей (для определения результативности работы).
2. Презентация проекта для педагогов и родителей.
МАЙ
Учитель-логопед
Воспитатели
ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
№п/п Виды деятельности Цели и задачи
1. Изучение тематики, формулировка проблемы. Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения.
2. Диагностика сформированности мелкой моторики детей в начале проекта. Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и выстроить систему работы.
3. Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для педагогов и родителей. Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований.
4. Включение педагогами речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.
5. Консультация на тему: «Пальчиковые игры», «Речь и пальчики». Уголок «Ловкие пальчики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.
6. Семинар-практикум: «Пальцы помогают говорить» Познакомить воспитателей с различными видами речевых пальчиковых игр.
7. Консультация для воспитателей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи». Расширить знания педагогов о роли мелкой моторики в речевом развитии детей.
8. Конкурс на лучшее пособие по развитию мелкой моторики. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.
9. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.
10. Итоговая диагностика в конце учебного года. Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании психо-речевого развития детей.
11. Анализ проделанной работы по проекту «Умные пальчики» -форма отчета ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
*У детей возрастет интерес к двигательной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям);
*Отметится положительная динамика в развитии мелкой моторики, экспрессивной речи;
*Значительно повысятся внимание и память детей;
*Произойдет накапливание впечатлений, личного опыта, обогатится эмоциональная сфера;
*Активизируются познавательно-речевые и художественные способности детей.
*В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобретут навыки диалогического общения.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ВКЛЮЧАЕТ :
*Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук в старшей речевой группе на основе тематического планирования.
*Уголок «Ловкие пальчики»
*Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.
*Консультационный материал для родителей.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
*Выставка игр и пособий на педсовете ДОУ.
*Презентация проекта на педсовете ДОУ и родительском собрании ДОУ.