Лучший педагог года

Проект «Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями»

Татьяна Горзина
Проект «Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями»

1. Введение

1.1. Актуальность

Актуальность проблемы обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе. Мы живем в эпоху контрастов. С одной стороны – мощное развитие техники и промышленности, ведущее к росту благосостояния и достижению высокого уровня цивилизации. С другой загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и даже вымирание некоторых видов животных и растений.

Публикация «Проект „Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями“» размещена в разделах

Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизация» всех областей знаний, всех сфер человеческой деятельности. Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Именно поэтому актуальна проблема непрерывного экологического образования и воспитания, начиная с дошкольного возраста.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную группу. Главным обстоятельством, обеспечивающий успех этой работы, является понимание психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, элементарных умений правильного взаимодействия с растениями, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.

Актуальной задачей нашей работы в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста является поиск эффективных средств для формирования экологических знаний в процессе ухода за комнатными растениями. Таким образом, можно сделать вывод, умение ухаживать за комнатными растениями является одним из показателей экологических знаний младших дошкольников. Приобщая ребенка к миру комнатных растений, он постигает тайны жизни и узнает новые формы ее проявления. Научившись понимать состояние растения, ребенок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, очищая цветы от пыли сначала вместе с взрослым, а затем и самостоятельно, ребенок научится ухаживать за своими «зелеными друзьями».

В группе для этого созданы условия, способствующие развитию умений и навыков по уходу за комнатными растениями :

- организация предметно-развивающей среды - уголка природы, наполнение комнатными растениями, с которыми ребенок знакомится в 1 младшей группе, дают возможность получить экологические знания в процессе ухода за ними;

- насыщение дидактическими играми, настольно-печатными играми по ознакомлению детей с комнатными растениями и уходу за ними. В блоке совместной деятельности педагога с детьми происходит закрепление тех умений, которыми он овладел ранее;

- использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;

- совместная деятельность педагога и родителей. Совместными усилиями взрослые помогут в овладении детьми экологических знаний о растениях, уходе за ними.

1.2. Анализ ситуации

В МБДОУ «Детский сад №130» общеобразовательного вида функционирует 12 групп.

Работа по формированию экологических знаний младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями решается через организацию предметно-развивающей среды и ведется совместно с сотрудниками детского сада, родителями младших дошкольников.

Группу «Полянка» посещают 23 ребенка.

Для организации совместной деятельности педагога с детьми имеется уголок природы с необходимым набором комнатных растений, с которыми знакомят детей 1 младшей группы : бегония, фикус, хлорофитум, бальзамин,

кливия, набор дидактических и настольно-печатных игр по формированию экологических знаний и ухода за ними.

В родительском уголке систематически помещается и обновляется наглядно-агитационный материал по вопросам формирования экологических знаний в процессе ухода за комнатными растениями, функционирует библиотека для взрослых.

1.3. Проблема

У детей недостаточный уровень формирования экологических знаний о комнатных растениях. Наблюдается, что дети 1 младшей группы не владеют знаниями в различении и назывании комнатных растений, а также не знают и не владеют способами ухода за ними.

Недостаточный уровень знаний о комнатных растениях и способах ухода за ними затрудняет процесс формирования экологических знаний

2. Основная часть

2.1. Цель проекта :

Создание педагогической ситуации, в процессе которой будет происходить повышение уровня экологических знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними, а также через обогащение предметно-развивающей среды: экологизацию объектов в ней - комнатных растений, изучаемых в 1 младшей группе, оснащение оборудованием по уходу за комнатными растениями, насыщение предметной среды: дидактическими и настольно – печатными играми по формированию экологических знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними.

2.2. Задачи проекта

- Разработать перспективный план по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с комнатными растениями и

выработке умений по уходу за ними;

-пополнить уголок природы комнатными растениями, с которыми знакомят детей 1 младшей группы;

-оснастить уголок природы оборудованием, необходимым по уходу за комнатными растениями;

-пополнить уголок природы дидактическими и настольно-печатными играми по формированию экологических знаний о комнатных растениях и ухода за ними у младших дошкольников;

-повышать уровень знаний родителей по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста путем ознакомления с комнатными растениями и уходу за ними.

2.3. Ожидаемые результаты

Мы предложили к концу года получить следующие результаты:

От детей От педагогов От родителей

обогатить знания детей о комнатных растениях

(называть, находить по описанию, различать

среди других комнатных

растений, изучаемых в1младшей группе;

-ознакомить детей

со способами и методами

ухода за комнатными растениями;

-создать условия

для реализации знаний о комнатных растениях и

ухода за ними

(использовать инвентарь

по уходу за растениями,

закрепление

знаний о комнатных

растениях и ухода за ними

в дидактических и

настольно-печатных

играх);

-приобщение детей

к уходу за комнатными

растениями.

-овладеть навыками

проектной деятельности;

-повышение профессионального

мастерства;

-внедрение системы

работы по формированию экологических знаний у

младших дошкольников

в процессе ухода за ними;

-распространение педагогического опыта

по повышению уровня экологических знаний у младших дошкольников

в процессе ухода

за комнатными растениями. -обогащение уровня педагогичеких знаний родителей по

экологическому

воспитанию младших дошкольников в

процессе ознакомления

с комнатными растениями

и ухода за ними;

-активное вовлечение родителей по оснащению уголка природы

комнатными растениями,

изучаемыми в

1младшей группе

детского сада;

-участие родителей в обогащении уголка

природы дидактическими

и настольно-печатными

играми по

формированию

экологических знаний

о комнатных растениях

и ухода за ними;

-через систему

домашних заданий стимулирование

активности родителей

в организации уголка

природы – комнатных

растений и

в в домашних условиях.

2.4. План реализации проекта

1 этап - подготовительный

2 этап - деятельностный

3 этап - оценочный

2.5. Мониторинг результатов

Цель: отслеживание результатов проекта по всем направлениям

3. Заключение.

Выводы:

Для изучения уровня сформированности экологических знаний у младших дошкольников в процессе ознакомления с комнатными растениями и ухода за ними были использованы методики:

1)диагностика (исходя из программных задач по экологическому воспитанию младших дошкольников С. Н. Николаевой) сформированности экологических знаний о комнатных растениях и уходу за ними у детей 1 младшей группы.

Результаты диагностики на начальном этапе по выявлению уровня сформированности экологических знаний о комнатных растениях и ухода за ними в совместной деятельности показали, что не все дети знают и называют комнатные растения, с которыми знакомят в 1 младшей группе (бальзамин, фикус, кливия, бегония, хлорофитум) и владеют способами ухода за ними.

Детей с высоким уровнем сформированности экологических знаний о комнатных растениях и ухода за ними в данной группе совсем не оказалось.

Воспитанники со средним уровнем вели себя более уверенно. Они называли и различали такие комнатные растения как бальзамин, фикус, бегония. Знали, что их нужно поливать, а то они засохнут. А некоторые из детей даже добавляли, что их нужно опрыскивать, а то они могут быть грязными. Дети данного уровня легко называли части комнатного растения : называли и различали лист и цветок, но затруднялись показать стебель. Таких детей в группе оказалось - 39%.

Испытуемые с низким уровнем не могли ни назвать, ни различать ни одного комнатного растения. Дети данного уровня в назывании и различении частей комнатного растения показывали всё растение, когда их просили показать лист или цветок, а что такое стебель они вообще не знают. Дети владели знаниями : комнатное растение обязательно нужно поливать, потому что они хотят «пить» тоже как люди. Таких детей в группе оказалось большинство - 61%.

По результатам диагностирования большинство детей в группе владеют недостаточными знаниями о комнатных растений и знают лишь только одно, что их нужно поливать. Недостаточные знания в области строения комнатного растения (не все испытуемые знают где стебель, где цветок, а где лист, даже теряются в ответах).

Таким образом, мы сочли необходимым апробировать нашу систему работы по повышению уровня сформированности экологических знаний в процессе ухода за ними у детей 1 младшей группы.

После реализации программы проекта нами были использованы те же диагностики, что и в начале работы.

Данные об уровне сформированности экологических знаний в процессе ухода за ними представлены в таблице 1.

Публикации по теме:

Механизм ознакомления детей 5–6 лет с миром семьи посредством игровой деятельности. Актуальность проектируемого процессаознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром семьи посредством игровой деятельности обусловлена.

Влияние инновационной программы экологического образования на познавательное развитие детей В последние годы идет целенаправленный процесс обновления содержания, форм и методов экологического образования. Появился целый ряд новых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями»
Опубликовано: 13 марта 2015 в 17:31
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД