МААМ-картинки

Проект «Формирование элементарных представлений о явлениях природы посредством экспериментирования»

Потапенко Оксана Владимировна
Проект «Формирование элементарных представлений о явлениях природы посредством экспериментирования»

Автор:

Потапенко Оксана Владимировна, воспитатель - молодой специалист

Соавторы:

Филинская Лариса Витальевна, воспитатель первой квалификационной категории

Чернова Ольга Иосифовна, воспитатель первой квалификационной категории

Актуальность:

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Публикация «Проект „Формирование элементарных представлений о явлениях природы посредством экспериментирования“» размещена в разделах

Паспорт проекта:

Тип:

- по характеру деятельности: информационно-исследовательский;

- по содержанию: естественный;

- по продолжительности: долговременный.

Вид: групповой.

Основной продукт проектной деятельности:

- создание метеоплощадки на участке детского сада.

Проблема: что такое погода и от чего она зависит.

Цель: формировать у детей элементарные представления о явлениях природы и их значение в жизни человека.

Объект познания: явления природы, погода.

Гипотеза. Предположим, что процесс наблюдения за погодой можно сделать значительно интереснее для дошкольников, если оборудовать на территории детского сада метеорологическую площадку. Предположим что. занятия юных синоптиков в форме новой интересной игры позволят ознакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.

Задачи:

- расширить элементарные представления о явлениях природы и их значение в жизни человека, о профессии метеоролога;

- сформировать навыки пользования приборами для наблюдения за погодой;

- расширить представления о температуре и давлении воздуха, о направлении ветра;

- учить определять время, количество осадков;

- расширять представления посредством примет, пословиц, поговорок о погоде и явлениях природы;

- учить прогнозировать погоду, используя народные приметы.

Участники проекта: дети старшего возраста; воспитатели; родители.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный;

II этап - практический;

III этап - аналитический.

Формы реализации проекта:

1. Занятия.

2. Практическая деятельность.

3. Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций.

4. Наблюдения.

5. Ролевые, дидактические, настольные экологические игры.

6. Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала и т. д.).

7. Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий.

Предполагаемые результаты:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к явлениям природы.

2. Сформируется стремление к исследованию погоды, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

4. Будут бережно относится к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

План реализации проекта:

Подготовительный этап.

Задачи:

- обеспечить научное и методическое сопровождение проект;

- составить перспективный план работы;

- создать развивающую среду для наблюдения и изучения погоды, оборудовать на территории детского сада метеоплощадки.

Содержание работы:

- сбор методической и научно-популярной литературы;

- обсуждение и определение основных требований к организации метеоплощадок в дошкольном образовательном учреждении;

- привлечение родителей к благоустройству метеоплощадок;

- составление перспективного плана работы с детьми.

Практический этап.

Задачи:

- формировать представления детей о:

а) зависимости климата в любой точке планеты от удалённости Солнца;

б) значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

в) четырёх сторонах света;

- воспитывать интерес к профессии метеоролога.

Содержание работы:

- ознакомление детей с приборами-помощниками: компасом, термометром, анемометром, барометром;

- организация на метеоплощадках систематических наблюдений за погодой.

Деятельность воспитателей:

- проведение целевых прогулок, занятий, экскурсий, бесед;

- ознакомление с художественными произведениями, энциклопедиями;

- обустройство уголков природы - изготовление моделей "Времена года", "Вулкан", "Барометр из сосновой шишки" и др. ;

- организация детского экспериментирования с целью реализации проекта в соответствии с перспективным планом поисково-исследовательской деятельности.

Деятельность родителей:

- изготовление приборов-помощников;

- сбор информации и материалов для облегчения поисково-исследовательской деятельности детей;

- участие в проведении занятий, экскурсий.

Деятельность детей:

- ежедневное проведение наблюдений за погодой в определённой последовательности;

- определение температуры воздуха;

- измерение температуры воды в тазу;

- измерение количества осадков с помощью дождеметра;

- снятие показания барометра;

- определение относительной оценки скорости, направления и силы ветра (выше или ниже, чем вчера) с помощью анемометра, ветряной рукавой, флюгера;

- занесения показаний в дневник наблюдений за погодой;

- выставление показаний на стенде-календаре;

- определение времени по солнечным часам: определяют время и фиксируют на сколько минут день увеличился или уменьшился;

- прогнозирование погоды на следующий день;

- сообщение прогноза погоды педагогам и детям других групп.

Аналитический этап.

Задача:

- определить результативность проекта.

Содержание работы:

- анализ результатов мониторинга знаний, умений и навыков дошкольников в ходе реализации проекта.

Результаты реализации проекта:

- дети овладели способами наблюдений за погодой в определенной последовательности:

- определяют температуру воздуха;

измеряют количество осадков с помощью дождемера;

- с помощью флюгера, ветромера дают относительную оценку скорости ветра, его направлении;

- с удовольствием отмечают свои полученные наблюдения - показания в дневнике наблюдений;

- делают попытки предсказать погоду на текущий день с помощью природного барометра;

- сообщение этого прогноза погоды детям, педагогам, родителям.

Список используемых источников:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду /А. К. Бондаренко. -Москва, «Просвещение», 1991.

2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.

3. Власова Н. Г. Игры - экспериментирование и их место в воспитательно-образовательной программе ДОУ //Информационно -методический и научно - педагогический журнал /Г. Н. Власова - Приложение № 4, 2001. - 24-36.

4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! /О. А. Воронкевич. - СПб., Детство-пресс, 2002.

5. Дыбина О. В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками /О. В. Дыбина. - М. : Сфера, 2002. - 28 с.

6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина - М. :ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

7. Иванова И. А. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек /И. А. Иванова. - М. : ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.

8. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников /А. И. Савенков. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.

9. Парамонова Л. А. 100 000 развивающих занятий с детьми 5-6 лет /Под ред. Л. А. Парамоновой - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2006.

10. Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники /Н. А. Рыжова. – М., Линка-Пресс, 2002.

11. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации /Л. Н. Прохорова. - М. : АРКТИ, 2004.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений «Жадный крокодил»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений «Жадный крокодил» Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений "Жадный крокодил". Цели игры: формирование и закреплений понятий.

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании.

Формирование элементарных математических представлений. Лексическая тема: «Осень» Тема № 1: «Действия с группами предметов. Геометрические фигуры». Лексическая тема: «Осень». Цели: Образовательные: 1. Учить сравнивать.

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Формирование элементарных математических представлений (средняя группа) Занятие 1 Программное содержание • Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 5 по образцу и названному числу. • Познакомить со значение.

Формирование элементарных математических представлений «Равенство и неравенство групп предметов» Формирование элементарных математических представлений Тема: «Равенство и неравенство групп предметов» Тема недели: «Пернатые соседи и друзья».

Формирование элементарных математических представлений в режимных моментах Математика зарождалась в древности из попыток человека постичь законы мироздания. Как и великому учёному, ребёнку неинтересно подсчитывать.

Итоговая НОД «Формирование элементарных математических представлений» (средняя группа) Программное содержание: 1. Закрепить счетные умения в пределах 5, знание геометрических фигур, умение соотносить цифры с количеством, самостоятельную.

Консультация «Подготовка к школе. Формирование элементарных математических представлений» Что должен уметь ребенок на момент поступления в школу? • считать в пределах 10 (прямой и обратный счет); • уменьшать и увеличивать число.

Проект «Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр» Пояснительная записка Актуальность проекта Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, кружками, секциями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование элементарных представлений о явлениях природы посредством экспериментирования»
Опубликовано: 7 октября 2016 в 20:30
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД