Получи документы

Проект на тему «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»

Валентина Сысуева
Проект на тему «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»

Проект на тему : «Использование фольклора

в музыкальном воспитании дошкольников»

Актуальность

На современном этапе главная задача музыкального воспитания до-школьников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Публикация «Проект на тему „Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников“» размещена в разделах

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых об-рядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

Поэтому свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.

Именно поэтому стала актуальным разработка проекта «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников».

Проблема

Проанализировав результаты работы с воспитанниками, я пришла к выводу, что у детей недостаточный слуховой багаж произведений музы-кального фольклора. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к народной культуре.

Цель проекта : Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.

Задачи проекта :

1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.

3. Формировать исполнительские навыки в области пения, движе-ния, музицировали.

4. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.

5. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.

6. Развивать воображение, творческие и актерские способности.

7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую дер-жаву.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приоб-щение детей к творческой деятельности; создание игровых миниатюр, инс-ценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Тип проекта :

По продолжительности: средней продолжительности.

По доминирующей линии: практико–ориентированный.

По содержанию: социально-педагогический.

Участники проекта : дети дошкольного возраста, воспитатели, музыкальные руководители, преподаватель изобразительной деятельности, родители.

Этапы реализации проекта

I. Организационно-подготовительный

• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

• Определение цели и задач проекта;

• Подбор литературы, пособий, атрибутов;

• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

II. Основной

• Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

• Совместная деятельность

• Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

• Обобщение результатов работы;

• Анализ деятельности.

прикладного искусства; создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Материально- технические ресурсы:

музыкальный зал для занятий с детьми;

музыкальные инструменты : бубен, трещотка и. т. д. ;

проектор

• экран

технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоап-паратура,

• наборы СD - дисков, микрофоны и др. ;

• зал для проведения праздников;

• национальные костюмы.

3. Методическое обеспечение:

• дидактический и раздаточный материал;

• пособия по народному творчеству;

• комплект методической и теоретической литературы;

• Разработанные сценарии игр и праздников.

• Картотека игр

• Литература

• Интернет ресурсы

Ожидаемые результаты:

Дети проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором :

У детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;

.Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно

Игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребёнка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

План мероприятий

Этап Мероприятия Сроки Ответственные

Организационно

подготовительный

Анкетирование воспитателей анке-тирование родителей

Мониторинг творческих способно-стей,

Наблюдения Сентябрь Музыкальный

Руководитель,

воспитатели

Основной

Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор в жизни детей дошкольного возраста Октябрь Музыкальный

руководитель

Конкурс знатоков народной музыки

Ноябрь Музыкальный

руководитель

Народная мозаика

Декабрь Музыкальный

руководитель

Семинар практикум с родителями

Январь Музыкальный

руководитель

воспитатели

Семинар- практикум для родителей

«Знакомство с детским фольклором. Февраль Музыкальный

руководитель

Круглый стол с участием родителей

«Роль народного фольклора в дет-ском саду Март Музыкальный

руководитель

воспитатели

«Мастер-класс» для родителей

«По изготовлению кукол оберегов» Апрель Музыкальный

руководитель

Анкетирование воспитателей анке-тирование родителей

Мониторинг творческих способно-стей,

Наблюдения Май Музыкальный

руководитель

воспитатель

Культурно- досуговое мероприятие

«Пасха» Май Музыкальный

руководитель

воспитатель

План мероприятий с детьми

Название

мероприятия Форма

проведения Предварительная

работа Материал Направление

«Зимние свят-ки» Развлечение

Беседа с детьми о святочных праздниках, обычаях.

Знакомить детей с Рождественскими песнями и колядками. Музыкальные инструменты

Социально-личностное развитие

«Рождество» Праздник 1 занятие:

Рассказ музыкального руководителя о рождественских песнях и колядках.

2 занятие:

Рассказ об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.

Пение колядки

Проведение русских народных игр.

3 занятие

Рассказ о новогодних песнях

«Овсенях» о гаданиях под новый год с пением. Иллюстрации с изображением ряженных Художественно-эстетическое развитие

«Пришла Ко-ляда-отворяй ворота!» Развлечение Беседа о празднике Масле-нице, о традициях, обрядах,

Обычаях.

Разучивание приговорок, прибауток,

Закличек, песен.

Разыгрывание сценок коля-дования.

Загадки.

Проведение русских народных игр» Бабка Ёжка»

«Прялица»

Рассказ о святочных гаданиях Костюмы ря-женых

Шумовые и музыкальные инструменты. Позновательно-речевое разви-тие.

Масленица Русский праздник. Рассказ музыкального руководителя о Масленице.

Проведение русских народных игр.

«Горшки» и Гори, Гори ясно» Костюмы ря-женых

Шумовые и музыкальные инструменты. Физическое развитие.

Знакомство детей с масле-ничными пес-нями. «Посиделки» Знакомство с песнями которые пели в эти дни.

Проведение русской народной игры «Горелки» Костюмы ря-женых

Шумовые и музыкальные инструменты. Позновательно-речевое разви-тие.

«Алексей с гор потоки» Развлечение Рассказ о народном празд-нике.

Проведение русских народных игр»Кораблики,»Родничок» Иллюстрации

Обручи.

Ленточки голубые Физическое развитие.

Вербное вос-кресенье. Развлечение Посещение «избы».рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях, приметах.

Проведение русских народных игр:

Верба -вербочка,

«Заря –заряница»

Исполнение русских народных песен. Веточки вербы

Народные кос-тюмы. Художественно-эстетическое развитие

Пасха. Праздник. 1 занятие:

Рассказ музыкального руководителя о праздновании Пасхи,

Проведении русских народных игр:

«Верба-вербочка», «Сол-нышко-вёдрышко»

Знакомство с пасхальными песнями.

2 занятие:

Рассказ об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия о праздновании последнего дня пасхальной недели-Красной горки.

3 занятие:

Разучивание пасхальных песен, приговорок,

Раскрашивание Пасхальных яиц.

Проведение русских народных игр с яйцами и ««Прялица» Костюмы

Музыкальные инструменты

Макет горки

Пасхальные яйца. Социально-личностное развитие

Троица. Летний праздник. Рассказ педагога о праздновании Троицы, об обрядах»Завивания» берёзки

«Кумления и «проводах русалок»

Проведение русских народных игр «Венок» и

«В кресты» хоровода» Во поле берёзонька стояла»

Исполнение песен про берёзоньку. Демонстрацион

ный материал. Позновательно-речевое разви-тие.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно – правовой ресурс

• согласование проекта с администрацией детского сада;

• утверждение проекта с администрацией детского сада;

• утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов

2. Материально- технический ресурс

• приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в музыкальном зале и в группах

3. Информационный ресурс:

• подбор методической и познавательной литературы по теме;

Примерная образовательная программа «Детство», под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберид-зе, О. В. Солнцевой.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д Маханёва.

Программа «Школа этнической социализации»(Л. В Суровяк, Новосибирск 2014.

Система работы по формированию культуры здорового образа жизни

«Наша традиция -Быть здоровыми!» (Жуковин И. Ю. Карепова Т. Г)

Сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Материально-техническое;

Реализация проекта требует изготовления информационных материа-лов для родителей воспитанников.

Оформление мини музея,иллюстраций, картотек.

Кадровое обеспечение :

Разработку и реализацию проекта обеспечивают штатные работники МАДОУ «Центр развития №13

1. Музыкальный руководитель Сысуева Валентина Фёдоровна.

2. Старший воспитатель педагог

3. Воспитатели высшей категории

Список литературы

1. Бундарина Т. А Знакомство детей с русским народным творчеством С. Петербург,1998\

2. Боронина,Е. Г.»Оберег» Программа комплексного изучения музы-кального фольклора в детском саду. М. :, Владос,1999

3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка М. Просвещение,1988

4. Дзержинская,И. Л. ,Музыкальное воспитание младших дошкольников : Пособие для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада (из опыта работы)-М. :Просвещение,1985-160с. ,нот

5. Дошкольная педагогика,5 - издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004

6. Закон РФ» Об образовании (в редакции 20.07.2004 года)

7. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. ,2006

8. Картушина. М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005

9. Калинина Р. Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С. -Петербург, 2002

10. Калинина Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОу 2008

11 .Кольцова М. И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993

12. Князева О. Л. Маханёва, М. Д Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

13. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987

14. Остроух Г. А. Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №1994.

15. Старикова К. Л. У истоков народной мудрости, Екатеренбург, Свер. Область Отделение педагогического общества 1994.

16. Старикова К. Л. Народные обряды и обрядовая поэзия,Екатеренбург. Отделение педагогического общества 1994.

Публикации по теме:

Использование чувашского фольклора в музыкальном развитии дошкольников Аннотация: Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значительный фактор.

«Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до» Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим – Хоть новому принадлежим. В. Шефнер Сегодня мы на.

Консультация для воспитателей «Применение кукол-образов в музыкальном воспитании дошкольников» «Волшебный край» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как люблю его я?»- спрашивал своих.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов эстетического воспитания.

Использование информационно-коммуникативных технологий в музыкальном воспитании дошкольников Видеофрагменты занятия посредственная образовательная деятельность «Путешествие на Карнавал животных». подготовительная к школе группа.

Проект «Использование нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» Проект: «Использование нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников- Са-Фи-Дансе».

Инновационный подход к использованию малых жанров народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт психологии и образования Приволжский межрегиональный центр повышения.

Семинар для воспитателей ДОУ «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании» Семинар для воспитателей ДОУ «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании» «Современный национальный воспитательный идеал.

Семинар на тему: «Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников» (из опыта работы). Дудырева Н. В., воспитатель ГБДОУ детский сад№ 122 Невского района Санкт- Петербурга ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ «Использование метода проектов.

Значение фольклора в музыкальном развитии дошкольников Фольклор культивирует главные жизненные ценности --- ценности жизни, здоровья, общения. Всё это позволяет нам утверждать, что фольклор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект на тему «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 22:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД