Ольга Сарайкина
Проект «Осень. Деревья» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Осень. Деревья"для детей старшей группы ]Актуальность проекта
Заложить любовь к Родине, родному краю, родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно современно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Публикация «Проект „Осень, Деревья“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Проекты
- Осенние деревья. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом, развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе как к ведущему способу познавания окружающего мира.
Вид проекта : познавательно-творческий.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей : 5-6 лет.
Цель: знакомство с разными объектами живой природы (деревьями) в ближайшем с детским садом окружении.
Задачи:
• Развивать у детей экологические представления о деревьях в природе, учить выделять их характерные признаки;
• Формировать умение передавать в рисунках свои впечатления от общения с природой;
• Знакомить с разным объектами живой природы, показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
• Сделать общение с природой безопасным для ребенка и самой природы;
• Формировать чувства близости к природе и сопереживания всему живому, учить заботиться и бережно относиться к природе;
Проблемная ситуация. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным, цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты, поскольку у них нет способов передвижения, аналогичных тем, которые есть у животных. Так как деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения, было решено, что они и будут объектом наблюдения. Деревья – это крупные объекты, с ними ребенку проще общаться на равных, легче представить его другом. На примере деревьев в ходе запланированных прогулок с детьми рассматривались взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.
Продукты детской деятельности: выставка рисунков на тему «Следы осени», выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии», коллективная работа «План-схема сквера» с фотографиями прогулки «Наш сквер».
Структура проекта
l. Организационный этап (октябрь)
• Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
• Составление плана реализации проекта.
• Определение направлений, объектов и методов исследования.
• Предварительная работа с детьми и их родителями.
• Составление методических рекомендаций для родителей по данной тематике.
ll. Этап реализации проекта (октябрь-ноябрь)
Месяц Неделя Совместная деятельность Самостоятельная деятельность
Октябрь 1-ая Беседа «Здравствуй, осень!»
Рассматривание картинки «Осенний парк».
Просмотр презентации «Осень в парке».
Целевая прогулка №1 «Деревья в нашем парке». Дидактические игры «Круглый год», «Сентябрь, октябрь, ноябрь», «Деревья – это…», «Детки с ветки».
Лото по теме проекта «В лесу».
2-ая Разучивание стихотворений Н. Нищевой «Листопад».
Просмотр презентации «Загадки. Деревья».
Рисование восковыми мелками «Осеннее дерево» (дети выражают свои впечатления после прогулки в парк).
Подвижная игра «Листок, лети ко мне!»
3-ая Дидактическая игра «Соберем коллекцию природного материала»(плоды деревьев, семена фруктов и овощей) Словесная игра «Что это такое?»
Дидактические игры «Яблоня, яблоня…», «Волшебный мешочек» (с плодами деревьев)
4-ая Трудовая деятельность: уборка опавшей листвы
Чтение стихотворения Т. Керстена «Октябрь» Дидактическая игра «Найди лист, какой назову»
Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии»
Ноябрь 1-ая Наблюдение на прогулке «Поздняя осень. Во что одеты люди?» Подвижная игра «Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо»
2-ая Целевая прогулка №2 «Наш сквер. Поздняя осень» Подвижная игра с речевым сопровождением «Раз, два, три, дерево назови»
3-ая Коллективная работа «План-схема сквера»(с фотографиями с прогулки «Наш сквер») Настольная игра «Сложи узор».
Пальчиковая гимнастика «Веселый счет» (по лексической теме «Деревья»)
4-ая Целевая прогулка №3 «Поздняя осень. Первый снег»
Чтение и разучивание стихотворения Т. Керстена «Ноябрь» Подвижная игра с мячом «Погода осенью»
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»
lll. Заключительный этап (ноябрь).
Подведение итогов проекта.
Анализ результатов работы. В ходе реализации проекта :
• у детей значительно повысился уровень знаний по теме «Осень. Деревья»;
• активизировались познавательная активность, интерес к природе, желание наблюдать за ее изменениями;
• углубились знания о деревьях родного края, их значение в жизни всего живого и в жизни человека;
• сформировалось представление о деревьях как о живых существах, развилось бережное отношение к ним;
• пополнился словарный запас.
Целевая прогулка №21 «Деревья в нашем парке»
Программное содержание:
• Обобщить и систематизировать знания детей об осени;
• Показать детям, что природа прекрасна во все времена года и изменения в ней не происходят случайно;
• Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев, учить устанавливать причинно-следственные связи;
• Развивать способность к наблюдению за жизнью деревьев и сопереживанию им как живым существам;
• Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Осень. Деревья», развивать диалогическую и монологическую речь, любознательность и творческие способности;
• Воспитывать интерес и любовь к природе родного края, ее красоте, пробуждать эстетические чувства;
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций о природе осенью, чтение художественной литературы на осеннюю тематику, просмотри презентаций «Осень в парке», «Деревья. Загадки», прослушивание произведения П. И. Чайковского «Времена года. Осень», заучивание песен, наблюдение за сезонными изменениями на прогулках.
Словарная работа: похолодание, листопад, листья шуршат и шелестят, саженцы
Ход прогулки
Игровой момент
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте прочитаем его: «Здравствуйте, ребята! Я – Дядюшка Ау, хочу пригласить вас погулять в моем парке. Вы должны открыть тайну старой ивы, и тогда мы с вами обязательно встретимся. Жду вас в парке. Дядюшка Ау». Ребята, давайте скорее собираться на прогулку в парк! Мы побываем в знакомых уголках парка и обязательно откроем секрет старой ивы.
Дети, воспитатель и логопед одеваются и выходят из детского сада. Дети встают парами, взрослые замыкают строй с двух концов.
Воспитатель. Вот мы и подошли к нашему парку. Погуляем по дорожкам, соберем букет осенних листьев и откроем секрет ивы.
Педагоги дают время детям осмотреться, полюбоваться природой.
Коллективное наблюдение
Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года (Ответы детей)Правильно, осень. Посмотрите, как все изменилось в парке. Что вы заметили?
Дети. Растения завяли, листья поменяли свой цвет…
Воспитатель. Здесь побывала осень и устроила листопад. Укрыла землю ковром, принесла с собой холод. Ребята, вы знаете, почему листья желтеют и опадают?
Дети. Сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме.
Воспитатель. Давайте вспомним, что нужно растениям, деревьям, чтобы оно хорошо росло и зеленело?
Дети. Тепло, вода, свет.
Воспитатель. А сейчас хватает тепла и света?
Дети. Нет
Воспитатель. Вот поэтому деревья и сбрасывают свои листочки и готовятся к зиме, ведь зимой они расти не будут. Ребята, как вы думаете, опавшие листья нужны растениям?
Дети. Конечно, нужны.
Воспитатель. Верно. Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. А весной опавшие листья, перегнив под дождем, удобрят почву и дадут деревьям питание, а также полезные вещества для роста.
Воспитатель предлагает детям рассказать о погоде, которую мы наблюдаем сегодня. Дети подбирают слова-признаки («красивые слова») к существительному «день».
Воспитатель. Осенью часто дует сильный ветер, который кружит в воздухе разноцветные листья. Вспомним и поиграем в игру «Листопад».
Подвижная игра «Листопад». Педагог читает стихотворение Н. Капустюк, дети имитируют движения листьев.
Листопад, листопад.
Листья по ветру летят.
Листья желтые кружатся
И на землю все ложатся.
Воспитатель. Ребята, давайте пройдем по парковой тропинке и послушаем, как шуршат листья.
Дети ходят по тропинкам.
Воспитатель. Интересно? Красиво? Что мы слышим?
Дети. Да, красиво. Листья шуршат.
Воспитатель. Скажем вместе: листья шелестят, листья шуршат.
Дети повторяют все вместе.
Воспитатель. Посмотрите внимательно, листья каких деревьев лежат на тропинке?
Дети. Березы, каштана, липы, клена.
Воспитатель. Правильно, ребята. Все эти листочки сбросили деревья, растущие в парке. А сейчас давайте выполним игровое упражнение «Детки с ветки» : приносите мне листья с того дерева, которое я назову.
Дети выполняют упражнение.
Воспитатель. Ребята, поиграем еще?
Дети. Да!
Воспитатель. Игра называется «Листок, лети ко мне!» Возьмите каждый по листочку, слушайте внимательно и смотрите, у кого будет тот листочек, который я назову, летите ко мне.
Дети бегают, помахивая листочками, и произносят текст:
Мы листочки, мы листочки,
Мы осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Дети останавливаются, воспитатель показывает свой листок и говорит: «У кого такой же листок – летите ко мне!»
Воспитатель. Молодцы, все справились с заданием. Ребята, я нашла листочки. А с какого они дерева, я не знаю… Помогите мне.
Дети. Это листочки с ивы.
Воспитатель. Листья ивы похожи на слезинки. Про нее говорят, что она «плачет, склонила голову», так как ее ветки наклоняются к земле. Если мы нашли ивовые листочки, то дерево где-то рядом. И мы скоро разгадаем тайну ивы и встретимся с Дядюшкой-Ау!
Дети вместе с воспитателем идут дальше по тропинке парка.
Воспитатель. Ребята, вы чувствуете, какой свежий воздух в парке?
Дети. Да!
Воспитатель. Воздух бывает свежим и чистым там, где растет много деревьев. В парке растет много деревьев, молодых и старых. За всеми деревьями ухаживают садовники, они высадили весной много саженцев и все лето ухаживали за ними. Саженцы – это молодые деревья, предназначенные для посадки. Эти молодые деревья украшают наш парк, они хорошо прижились на новом месте. Посмотрите внимательно на старое и молодое деревья. Чем они отличаются?
Дети. У старого дерева ствол толстый, а у молодого – тоненький. Старое дерево высокое, а молодое – низкое.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы все верно сказали. Идем дальше. По дорожке к иве мы сделали остановку возле трех русских красавиц. Как называются эти деревья?
Дети. Это березы.
Воспитатель. Правильно! Продолжим нашу прогулку. Мы уже видим знакомую иву, но о какой тайне говорилось в письме? Нужно быть очень внимательными! Что спряталось в кроне деревьев?
Дети. Это гнездо.
Воспитатель. Почему мы не могли узнать об этом секрете раньше?
Дети. Потому что на дереве было много листьев.
Воспитатель. Все верно, дерево сбросило свой наряд, и ветки оголились, гнездо стало видно. Мы справились с заданием Дядюшки-Ау. А вот и он сам.
Педагог показывает игрушку.
Воспитатель. Здравствуй, Дядюшка-Ау.
Дядюшка-Ау. Здравствуйте, ребята! Вы такие умные и внимательные, разгадали мой секрет. Молодцы!
Воспитатель. Мы приглашаем тебя к нам в гости в детский сад и покажем выставку наших осенних рисунков. А сейчас нам пора попрощаться с парком, обязательно еще сюда вернемся. На память о нашей прогулке сделаем фотографию.
Дети становятся парами так же, как пришли, и идут в детский сад, замыкающие с обеих концов – воспитатель и логопед.
Целевая прогулка №2
«Поздняя осень. Наш сквер»
Программное содержание:
• Обобщать и систематизировать знания детей о поздней осени;
• Показать детям, что природа прекрасна во все времена года и изменения в ней не происходят случайно;
• Уточнить представления детей об изменениях, происходящих поздней осенью в жизни деревьев, учить устанавливать причинно-следственные связи;
• Развивать способность к наблюдению за жизнью деревьев и сопереживанию им как живым существам;
• Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Осень. Деревья», развивать диалогическую и монологическую речь, любознательность и творческие способности;
• Воспитывать интерес и любовь к природе родного края, ее красоте, пробуждать эстетические чувства;
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций о природе осенью, чтение художественной литературы на осеннюю тематику, просмотри презентаций «Осень в парке», «Деревья. Загадки», прослушивание произведения П. И. Чайковского «Времена года. Осень», заучивание песен, наблюдение за сезонными изменениями на прогулках, чтение экологической сказки «Приключения ветра», рассказ О. Григорьевой «В ожидании зимы», рассказа А. Стрижева «Смотрины зимы».
Словарная работа: похолодание, туча, изморозь, заморозки, предзимье, сквер.
Ход прогулки
Игровой момент
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте прочитаем его: «Здравствуйте, ребята! Это я – ваш добрый сосед Сквер. Хочу пригласить вас к себе в гости. Предлагаю вам погулять по моим дорожкам, понаблюдать за изменениями в природе, которые происходят поздней осенью, в ноябре. В письме вы найдете карту-схему, которая поможет вам найти меня. Внимательно ее рассмотрите, изучите и приходите в гости. Повторите Правила дорожного движения, так как путь ко мне лежит через две дороги. До скорой встречи1 Ваш Сквер».
Ребята, как вы понимаете слово «сквер» и почему он в письме называет себя добрым соседом? (Высказывания детей) Я вам помогу: сквер – небольшой общественный сад в городе. Сквер – это небольшая площадь, площадка в городе, огороженная и обсаженная деревьями, кустами. Теперь нам с вами понятно, почему сквер называет себя нашим добрым соседом.
Давайте скорее собираться на прогулку. Мы погуляем по дорожкам сквера, понаблюдаем за осенними изменениями в природе, поиграем на площадке. Отдохнем на скамеечках и подышим свежим воздухом. А когда вернемся – нарисуем свои наблюдения. Но нужно еще изучить карту-схему, которая нам поможет быстро найти дорогу к скверу.
Дети вместе с воспитателем рассматривают карту, определяют адрес сквера. Находят на карте положение детского сада. Прокладывают короткий маршрут.
Воспитатель. Но прежде чем отправиться, давайте вспомним правила пешехода, ведь прогулка неблизкая. Ребята, скажите, по какой части улицы нужно идти?
Дети. По правой.
Воспитатель. А как называется часть дороги, по которой движутся пешеходы?
Дети. Тротуар.
Воспитатель. Где нужно переходить дрогу и как нужно вести себя на проезжей части?
Дети. Переходить дорогу нужно по пешеходному переходу. Посмотреть сначала налево, потом направо. Нельзя бегать по проезжей части.
Воспитатель. Молодцы, можно собираться в путь.
Дети, воспитатель и логопед одеваются и выходят из детского сада. Дети встают парами, а взрослые замыкают цепочку с двух концов.
Выход на прогулку
Подойдя к перекрестку, воспитатель обращает внимание на светофор. Читает стихотворение Н. Новоторцевой:
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Просит обратить внимание на работу сигналов светофора:
Зеленый цвет зажегся вдруг!
Теперь идти мы сможем.
Ты, светофор, надежный друг
Шоферам и прохожим.
Дети с воспитателем и логопедом переходят дорогу и идут в сторону сквера.
Воспитатель. Вот мы и подошли к скверу. Многие из вас проходят мимо него по дороге в детский сад и обратно домой. А кто-то сюда пришел впервые. Сейчас мы погуляем по дорожкам, познакомимся с его достопримечательностями, понаблюдаем за жизнью деревьев и кустарников, за изменениями, которые характерны для поздней осени.
Педагоги дают время детям осмотреться, полюбоваться природой.
Коллективное наблюдение
Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей.) Правильно, осень. Мы знаем несколько периодов осени, какой период осени сейчас?
Дети. Поздняя осень
Воспитатель. А какой сейчас месяц осени?
Дети. Ноябрь.
Воспитатель. Молодцы! Ребята. Посмотрите, как все изменилось в природе в ноябре. Что вы заметили?
Дети. Растения и трава завяли, деревья и кусты стоят голые, без красивого осеннего наряда.
Воспитатель. Здесь побывала поздняя осень, и ее приметы мы сейчас должны найти.
Дети. Деревья готовятся к зиме, поэтому сбросили листья.
Воспитатель. Давайте вспомним, что нужно растению, дереву, чтобы оно хорошо росло и зеленело?
Дети. Тепло, вода и свет.
Воспитатель. А сейчас хватает света и тепла?
Дети. Нет.
Воспитатель. Вот поэтому деревья и сбрасывают свои листочки и готовятся к зиме, ведь зимой они расти не будут. Ребята, как вы думаете. Опавшие листья нужны растениям?
Дети. Конечно. Нужны.
Воспитатель. Верно. Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. А весной опавшие листья, перегнив под дождем, удобрят почву и дадут деревьям питание, а также полезные вещества для роста. Обратите внимание на опавшие листья. Что вы заметили необычного?
Дети. На листочках снежок.
Воспитатель. Это изморозь. Сегодня ночью был небольшой мороз. И на опавшей листве и траве остался необычный след. Постарайтесь запомнить это явление природы: изморозь.
Изморось – это когда моросит мелкий дождик, изморозь – это когда слегка приморозило или все покрыто инеем…
А теперь предлагаю вам провести опыт: рассмотрим землю около кустарника и тропинки.
Опыт. Потыкать палочками вначале землю там, где растут растения. Палочки свободно входят в землю. Затем повторить то же самое на тропинке. Палочка ломается, так как земля очень твердая, уплотненная.
Вывод: земля на тропинках уплотнена людьми, и семена растений не смогут прорасти сквозь такую землю.
Воспитатель предлагает детям рассказать о погоде, которую мы наблюдаем сегодня. Дети подбирают слова-признаки («красивые слова») к существительным: день, небо, туча.
Воспитатель. Мы продолжаем закреплять наши знания о деревьях родного края. Внимательно оглядитесь вокруг. Какие деревья растут в сквере? Их сейчас трудно опознать, так как деревья стоят без листочков.
Предлагаю поиграть в игру «Раз, два, три, к дереву беги».
Проводится игра.
Воспитатель. Знаете ли, друзья, что ноябрь называют чернотропом? Как вы думаете, почему?
Дети высказывают свои предположения, отвечают на вопрос воспитателя.
Воспитатель. Предлагаю провести подвижную игру.
Игра «Я и мы» ( закрепление слов-действий в единственном и множественном числе: «Я тропинками шагаю – мы тропинками шагаем».
Воспитатель. А теперь хочется проверить ваши чуткие носики.
Игра «Запахи осени». Дети выражают свои ощущения. Взрослые помогают: у осени запах листьев, сырости, дождя, влаги…
Подведение итога прогулки.
Воспитатель. Вот и подошла наша прогулка к концу, пора возвращаться в детский сад. Что вам больше всего запомнилось на прогулке? Понравилось ли вам гулять в осеннем сквере? (Ответы детей.) Мы еще вернемся в этот сквер зимой и понаблюдаем за природой. Поиграем. А сейчас попрощаемся с нашим добрым соседом сквером и отправимся в группу. На память о нашей прогулке мы нарисуем, как выглядят деревья поздней осенью.
Вы все сегодня большие молодцы!
Дети снова становятся парами так же, как пришли, замыкающие – воспитатель и логопед. Все вместе идут в детский сад.