Получи документы

Проект «Ознакомление дошкольников с миром профессий» (1 фото)

Елена Сарбаева
Проект «Ознакомление дошкольников с миром профессий»

Актуальность исследования

Современные социально-экономические условия, сложившиеся в последние десятилетия в нашей стране, предъявляют достаточно высокие требования к уровню развития и обучения подрастающего поколения. Обществу требуются активные, инициативные, профессионально ориентированные выпускники образовательных организаций, имеющих осознанные отношения к трудовой и профессиональной деятельности. Важным аспектом при этом является ориентация уже детей дошкольного возраста в мире профессий, что рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

Публикация «Проект „Ознакомление дошкольников с миром профессий“» размещена в разделах

В соответствии с приказом Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования» от 23 ноября 2009 г. № 655 выделены основные направления развития ребёнка, и приоритетными названы игровая и трудовая деятельность дошкольника. Согласно федеральным государственным требованиям определена, в частности, образовательная область «Труд». Содержание этой образовательной области направлено на формирование у воспитанников дошкольной образовательной организации положительного отношения к труду через решение следующих задач:

- развитие трудовой деятельности;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Таким образом, реализация указанных задач – актуальное и значимое направление работы педагогических работников ДОУ.

Цель работы - определить оптимальные педагогические условия ознакомления детей дошкольного возраста с миром профессий.

Задачи работы:

1. Провести анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Выявить и изучить первоначальный уровень сформированности представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста.

3. Разработать педагогические условия ознакомления детей дошкольного возраста с миром профессий.

4. Опытно-экспериментальным путем доказать эффективность разработанных условий.

Глава 1. Теоретические основы проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с миром профессийОдной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.

Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве. Традиционно выделяют несколько этапов этого процесса:

I этап. Развитие конкретно-наглядных представлений о

мире профессий. Этот этап берте свое начало в возрасте становления самосознания – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). Здесь выделяют два подэтапа: эмоционально-образный и пропедевтический.

II этап. Профессиональное самопознание. Ориентировочные границы этого этапа – 5-9 класс. Здесь также выделяют два подэтапа: поисково -зондирующий и подэтап развития профессионального самоопределения.

III этап. Профессиональное самоопределение. Здесь выделяют три подэтапа: уточнение социальнопрофессионального статуса (характерен для учащихся 10-11 классов, вхождение в профессию (характерен для студентов) и развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности (характерен для работающей части населения).

Первый и второй этапы профессионального самоопределения называют допрофессиональным самоопределением, так как они не связаны непосредственно с выбором и освоением профессиональной деятельности, а являются подготовительными к ней. Главная цель допрофессионального самоопределения задаётся взрослым и заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребёнка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего профессионального развития. Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий.

На этом этапе у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.

В процессе возрастного развития ребёнок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п., основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй.

Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников.

Ранняя профориентация призвана:

1. дать ребёнку начальные и максимально разнообразные

представления о профессиях;

2. сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

3. предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям:• информирование – передача сведений

• диагностика – оценка индивидуальных особенностей

• консультирование – помощь в разрешении проблем.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются: • профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

• профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.

1.1. Задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возрастаДошкольный возраст традиционно подразделяется на три полпериода:

• младший дошкольный возраст (3-4 года, вторая младшая группа детского сада);

• средний дошкольный возраст (4-5 лет, средняя группа детского сада);

• старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная группы детского сада).

Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщённые задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года). Задачи работы:

- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

- учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

-развивать представления об использовании безопасных

способов выполнения профессиональной деятельности людей

ближайшего окружения.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Задачи работы:

- формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

- формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

- формировать первичные представления о мотивах труда людей;

- формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

- учить сравнивать профессии; - учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

- знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Задачи работы:

- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

- систематизировать знания о труде людей в разное время года;

- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением

потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их

личностную, социальную и государственную значимость,

представления о труде как экономической категории);

расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

формировать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование, о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

называет профессии разных сфер экономики;

различает профессии по существенным признакам;

называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

объясняет роль труда в благополучии человека;

имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Достижение заявленных результатов возможно, если в дошкольной образовательной организации ведётся планомерная профориентационная работа с воспитанниками.

Глава 2. Технология организации практической педагогической деятельности по ознакомлению дошкольников с миром профессийВ начале исследования был организован и проведен констатирующий эксперимент, целью которого было изучение первоначального уровня сформированности представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста.

Для достижения цели констатирующего эксперимента были сформулированы и решены следующие задачи:

1. разработка содержания диагностики, отбор диагностических заданий;

2. проведение диагностики с детьми;

3. качественный и количественный анализ полученных результатов.

В основу разработки содержания и процедуры диагностики были положены методические рекомендации В. И. Логиновой, Г. А. Урунтаевой.

Содержание диагностики составили вопросы, позволяющие определить представления детей о названиях профессий, об особенностях процесса профессионального труда: материал, инструменты, трудовые действия, продукт труда, а также интерес к познанию современных профессий. Учитывая возрастные особенности детей, при затруднении понимания термина «профессия» взрослый пояснял их. Диагностика проводилась в форме индивидуальной беседы и содержала следующие вопросы:

1. Какие профессии ты знаешь?

2. Знаешь ли ты, кем работает мама, папа?

3. О каких профессиях ты хотел бы узнать больше?

6. Выбери, пожалуйста, картинку. Расскажи, кто изображен на ней, какая профессия? Что делает этот человек? Почему или зачем он это делает? (Ребенку предлагается ряд картинок с изображением следующих профессий: водитель автобуса, врач, продавец, парикмахер, повар. В ходе рассказа ребенку могут задаваться уточняющие вопросы о материале, инструментах и результатах труда).

Критериями оценки ответов дошкольников были следующие параметры:

- полнота, развернутость ответа;

- точность и правильность объяснений и рассуждений;

- самостоятельность.

На основе полученных данных и в соответствии с критериями были определены следующие уровни сформированности представлений дошкольников о мире профессий:

Высокий уровень:

ребенок называет много профессий;

точно называет профессию обоих родителей;

дает полный и развернутый ответ о характеристике профессиональной деятельности по выбранной картинке;

проявляет познавательный интерес;

на все вопросы отвечает самостоятельно.

Средний уровень:

ребенок называет 2-3 профессии, причем, иногда описывает действия человека или называет место работы;

затрудняется в точном названии профессий родителей, чаще знает профессию только одного из родителей;

не может полно описать профессию по картинке, путается в материалах, инструментах и трудовых действиях;

познавательный интерес не ярко выражен, согласие на познание профессий выражает, ориентируясь на реакции взрослого;

постоянно нуждается в помощи и уточняющих вопросах.

Низкий уровень:

не знает ни одной профессии;

не знает профессий своих родителей;

не может охарактеризовать профессию по картинке;

познавательный интерес не проявляется;

не самостоятелен.

Результаты диагностики дошкольников представлена на Диаграмме.

Проект «Ознакомление дошкольников с миром профессий»

Результаты, которые отображены на Диаграмме 1, показывают, что в группе преобладает низкий уровень сформированности представлений о труде взрослых - 55%, или 11 детей. Меньшее количество дошкольников находятся на среднем уровне - 40%, или 8 детей. И только 5%, или 1 ребенок, имеет высокий уровень.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о низком уровне сформированности представлений о мире профессий у детей, которые характеризуется отрывочными сведениями и неточностью.

2.1. Педагогические условия ознакомления детей дошкольного возраста с миром профессий

Цель формирующего эксперимента - разработка и апробация педагогических условий формирования представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста.

Задачи:

разработка перспективно-тематического плана проведения сюжетно-ролевых игр на год;

разработку конспектов сюжетно-ролевых игр, для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;

систематизация сюжетно-ролевых игр;

изготовление игрового материала для сюжетно-ролевых игр.

Работа была начата в сентябре 2016 года. Я разработала план работы по формированию представлений о профессиях через сюжетно - ролевые игры у дошкольников.

В группе для проведения сюжетно-ролевых игр была создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами:

Изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Инструменты», «Вокзал», «Больничка», «Парикмахерская», «Строители», «Спасатели».

Подобрала наглядный материал по теме «Профессии».(методические карточки).

Подобрала дидактические игры: «Кому, что нужно?», «Кто что делает?», «Что напутал художник?», «Собери картинку», «Назови профессию».

Оформила картотеку игр, загадок и стихов о профессиях.

Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре.

Для обогащения игровых сюжетов я использую такие методы как:

тематические беседы и рассказы о профессиях,

рассматривание иллюстраций в книгах-энциклопедиях,

просмотр презентаций, обучающих мультфильмов,

чтение художественной литературы,

экскурсии в музеи,

беседы с родителями.

Все это предварительная работа, которая подготавливает детей к игре. Моя задача направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета, на привлечение внимания к профессиям, вызвать желание воплощать в роли, полученные в ходе предварительной работы знания. Главная задача – вызвать у детей чувство уважения к людям труда. В жизни детей 4-5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Этапы работы по данной проблеме

1. Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение, анализ и подбор научно-методической литературы

Август 2016г-Сентябрь 2016г.

Воспитатель

Определение путей улучшения развивающей среды

Разработка перспективного плана ознакомления детей с миром профессий.

Сентябрь 2016г

Воспитатель

2. Создание предметно-развивающей среды

Изготовление игровых материалов и атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Октябрь 2016г Воспитатель-Родители воспитанников

Оформление центра «Сюжетно-ролевых игр», где в постоянном доступе располагается игровой материал для организации сюжетно-ролевых игр.

Сентябрь-Декабрь 2016г

Воспитатель

3. Создание методической базы Разработка конспектов сюжетно-ролевых игр 4-5 лет. Сентябрь 2016г-Май 2017г

Воспитатель

4. Выявление уровня развития детей Проведение диагностики – выявление уровня имеющихся представлений о профессиях взрослых.

Апрель 2017г

Воспитатель

Работа с родителями

Сентябрь 2016г-Май 2017г

Привлечение родителей к изготовлению игровых материалов и атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Октябрь 2016г

Консультации «Нужно ли знакомить детей с профессиями в детском саду?»

Январь 2017г.

Родительское собрание на тему «В играх детей рождается профессия»

Февраль 2017г.

Оформление папки- передвижки «Сюжетно- ролевые игры, как средство развития ребенка»

Заключение

Таким образом, за период август 2016г по октябрь 2016г для решения поставленных задач была мною выполнена определенная работа, которая включает в себя:

изучение научной и методической литературы по вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста;

разработка перспективно-тематического плана по ознакомлению дошкольников с миром профессий на три года (средняя, старшая и подготовительные группы)

приобретение дидактических игр по теме «Профессии»;

обогащение предметно развивающей среды игровым материалом;

подобрала картотеку дидактических игр, пословиц и поговорок о труде, художественных произведений о профессиях, видеоматериалы, картины, скороговорки, считалки.

Публикации по теме:

Ознакомление с миром природы (старшая группа) «Ознакомление с миром природы (старшая группа)». Природа – это внешний мир, в котором мы живем; этот мир подчиняется неизменным на протяжении.

Развитие речи у старших дошкольников и ознакомление с окружающим миром Развитие в речи и ознакомление с окружающим миром – важная сторона подготовки ребенка к школе. Речь надо планомерно и систематически развивать.

НОД ознакомление с окружающим миром «Ознакомление с фруктами. Знакомство с яблоком и грушей» Конспект – непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста с использованием информационно – коммуникативных и игровых.

«Колобок убежал». ООД по ознакомлению с окружающим миром«Колобок убежал». ООД по ознакомлению с окружающим миром Открытая организационная образовательная деятельность (ознакомление с окружающим миром) воспитателя Хафизовой Дили Фазулловны с детьми.

Ознакомление c с миром природы № Тема недели. Программное содержание. Дата Тема недели: «День знаний» (1.09-9.09) 1. Тема: «Планета Земля в опасности!» Пр. сод. (ст. гр).

Ознакомление с окружающим миром «Осень» Тема: «Осень». Цели: Образовательные: 1. Расширить знания детей об осени, закрепить названия осенних месяцев; 2. Закрепить знания о характерных.

Педагогический проект «Знакомим детей с миром профессий» Актуальность: недостаточная информированность детей о малознакомых видах профессий. Выбор профессии – ответственное дело, и от того, насколько.

Познавательно-творческий проект «Ознакомление дошкольников с русской народной игрушкой — матрешкой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №51" Познавательно-творческий проект на.

Проект «Ознакомление старших дошкольников с культурой, бытом и достопримечательностями Египта» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №248 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Проект.

Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий, и все хороши, каждый способен найти для души!» Слайд 1. Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!» (знакомство с профессиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Ознакомление дошкольников с миром профессий»
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 22:24
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД