Любовь Гостева
Проект «По страницам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
подготовила Гостева Л. А.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Процесс общения дошкольника с книгой - это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, за просмотром телепередач и всё реже читают книги.
Публикация «Проект „По страницам сказок“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности, это - слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения - всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Мы, педагоги группы, решили совместить проблему с увлечением, разработав проект приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок с использованием компьютерного оборудования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ничто так не характеризует степень развития общества,
степень общественной культуры,
как уровень читающей публики
в данный исторический момент.
Н. А. Рубакин
Проблема чтения осознаётся в современном мире как общенациональная и государственная. Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым.
Наши дети не хотят читать. Эта проблема волнует сегодня не только педагогов, социологов и психологов, но и родителей. Интерес к книге упал по многим причинам. Это и нехватка времени у работающих родителей, и конкуренция компьютерных игр, теснящих «добрую, старую книгу», и непонимание родителями значения чтения детских книг для воспитания ребенка …
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Проводниками в мир литературы для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе? Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование у детей устойчивого интереса к литературе как к виду искусства.
Образовательная задача:
формирование у детей понимания того, что книга – основной источник знаний.
Развивающие задачи:
развитие традиции семейного чтения; развитие у детей мышления, памяти, воображения; развитие разговорной речи.
Воспитательные задачи:
воспитание любви к сказкам, бережного отношения к книге как результату труда многих людей; воспитание коммуникативных навыков, самостоятельности, трудолюбия.
Участники проекта:
педагоги детского сада; дети разновозрастной группы «Г», их родители; работники городской детской библиотеки.
Тип проекта:
групповой, познавательно – творческий.
Продолжительность проекта:
краткосрочный; время реализации проекта – две недели.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 этап – подготовительный: формулировка проблемы проекта; постановка цели и принятие задач проекта; планирование деятельности; подбор материально – технического оснащения и литературы.
2 этап – организационный: распределение обязанностей и ролей; организационные формы работы над проектом, включающие интеграцию образовательных областей, осуществляющуюся в процессе совместной деятельности взрослого с ребёнком и самостоятельной деятельности детей.
3 этап – формирующий: оказание детям практической помощи в формировании у них знаний, умений и навыков по теме проекта.
4 этап – итоговый: подведение итогов реализации проекта; обобщение опыта работы над проектом; совместное с детьми и родителями оформление альбома «Мой любимый сказочный герой»; постановка новой проблемы; перспективы развития.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ:
Компьютер; фотоаппарат; фонотека для прослушивания сказок, проведения релаксации, музыкотерапии; книги; картины, иллюстрации к сказкам; игры и игрушки; атрибуты театрального уголка и его пополнение куклами Би-Ба-Бо; материалы для детского творчества.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ:
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1991; №4, 2007. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4 – 2010 г. «Что за прелесть эти сказки», Доронова Т.
Инновации в логопедическую практику. Сост. О. Е. Громова. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2008 г. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» - М., 2002, Михайлова А. Я.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ:
Образовательная область
Содержание:
НОД
Режимные моменты
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с родителями
Познавательное развитие:
НОД «Путешествие в прошлое книги».
Беседы: «За что мы любим сказки?»; «Бережное хранение книг». Компьютерная презентация «Музей «Поляна сказок» в городе Ялта».
Дидактические игры: «Узнай сказку»; «Из какой сказки?»; «Что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО» (по сказкам).
Консультации для родителей «Советы для домашнего чтения»; «Домашнее чтение для сердца и разума».
Речевое развитие
НОД «Моя любимая книга».
Чтение русских народных сказок: «Петушок и бобовое зёрнышко»; «Лисичка-сестричка и серый волк»; «По щучьему велению» и др.
Дидактические игры: «Узнай сказку»; «Из какой сказки?»; «Что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО» (по сказкам).
Чтение детям сказок дома по рекомендации воспитателей.
Художественно-эстетическое развитие
НОД по рисованию на тему «Мой любимый сказочный герой»; НОД по изодеятельности на тему: «Закладки».
Ручной труд по «ремонту» книг «Книжкина больница».
Игры-драматизации (инсценировка отрывков) по любимым сказкам.
Просмотр мультфильмов по сказкам: «Лиса и кувшин»; «Сивка – Бурка»; «Мужик и Медведь» и др.
Книжки-раскраски по теме проекта.
Игры - пазлы по сказкам.
Совместное с детьми и родителями создание альбома художественных работ «Волшебный мир сказки».
Изготовление персонажей для театра на конусах по сказке «Три поросёнка».
Социально-коммуникативное развитие
Экскурсия в городскую детскую библиотеку.
Интегрированное занятие по сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Решение с детьми провокационных вопросов, проблемных ситуаций.
Оформление тематической выставки книг «Русские народные сказки».
Рассматривание картин, иллюстраций по сказкам.
Дидактические игры: «Кого не хватает?»; «Узнай сказку по иллюстрации»; «Закончи сказку по-своему»; «Узнай сказку по отрывку».
Информационные файлы: «Как подарить детям радость чтения»;
Составление памятки для родителей «Что читать дошкольникам?».
Анкетирование родителей «Книга в вашей семье».
Физическое развитие
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика на всех НОД по реализации проекта.
Профилактическая гимнастика (дыхательная; формирование осанки; пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз).
Подвижные игры и упражнения детей с оборудованием физкультурного уголка.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Повышение интереса детей к художественной литературе.
Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания
грамотного читателя, речевого развития ребёнка.
Возрождение традиции домашнего чтения.
Позитивные изменения в речи детей.
Ответственность детей за свои дела и поступки.
Обобщение и распространение семейного опыта.
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Изготовление персонажей театра на конусах по одной из сказок.
Изготовление с детьми настольного театра по одной из любимых детьми сказок.
Альбом художественных работ на тему: «Волшебный мир сказки».
ФОТОАЛЬБОМ: