Лучший педагог года

Проект «Развитие познавательной сферы у детей, имеющих речевые нарушения»

Наталья Мазепова
Проект «Развитие познавательной сферы у детей, имеющих речевые нарушения»

Вид проекта : практико-ориентированный проект, долгосрочный.

Актуальность темы. Познавательная сфера детей с недостатками речевого развития имеют своеобразные особенности. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей интеллектуальной сферы. У детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, быстрая истощаемость, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У детей также отмечается недостаточная координация пальцев, недоразвитие мелкой моторики. Дети, имеющие нарушения речи, характеризуются замедленным темпом развития, зависимостью от наглядности, потребностью в помощи взрослого.

Публикация «Проект „Развитие познавательной сферы у детей, имеющих речевые нарушения“» размещена в разделах

Целью данной программы является развитие познавательной сферы детей, имеющих речевые нарушения.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

- развитие когнитивных процессов: внимание, зрительная и слуховая память, восприятие, мышление;

- развитие речи : расширять словарный запас, обогащать активный словарь;

- развивать мелкую моторику рук.

Участники проекта : дети 5-6 лет.

Основные направления реализации проекта : занятия для детей, психолого-педагогическое просвещение, оснащение предметно-развивающей среды.

Предварительная работа:

Обследование детей 5 лет для представления на ПМПка.

Подбор научно-методической литературы, пособий, игрового материала.

Содержание проекта

1. Занятия с детьми на развитие познавательной сферы.

Интенсивность занятий 1 раз в неделю, продолжительностью 20-25 минут. Максимальное количество детей в подгруппе 7 человек. В занятия входят игры и игровые упражнения, направленные на развитие и частичную коррекцию познавательной сферы ребенка, развитие мелкой моторики, связной речи, словаря.

2. Консультации с родителями, воспитателями.

3. Стендовая информация.

Предполагаемый результат:

Повышение уровня внимания, памяти, мышления, речи.

Работа над проектом.

1. Занятия с детьми по развитию познавательной сферы, развитие мелкой моторики, речи. Работа подгрупповая, по 6 – 7 человек в каждой подгруппе; 1 раз в неделю; продолжительность занятий 20-25 минут.

Структура занятий:

- приветствие;

- интеллектуально-развивающие игры и упражнения (направленные на развитие памяти, мышления, речи, внимания, восприятия);

- пальчиковая гимнастика;

- физкультминутка;

- рефлексия.

2. Консультации с родителями, воспитателями.

3. Стендовая информация.

Автор составитель: педагог-психолог Н. В. Мазепова

Этапы проекта :

1. Диагностический: исследование уровня познавательных процессов.

2. Развитие познавательной сферы :

- развитие когнитивных процессов: внимания, зрительной и слуховой памяти, восприятия, мышления;

- развитие речи : расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;

- развитие мелкой моторики рук.

2. Итоговый: исследование уровня познавательных процессов.

Литература

1. Аверин В. А. Психология развития детей дошкольного возраста. – СПб., 2000.

2. Ермолаева М. В. Психология развития. – М., Воронеж, 2003.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М. : Просвещение, 1973.

4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия, Екатеринбург, АРДЛТД, 1998.

5. Коломенский Я. Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. – Минск, 1997.

6. Лобанова Н. Е. Особенности операций обобщения у старших дошкольников с речевым недоразвитием // Дефектология №6, 2006.

7. Мухина В. С. Детская психология. – М. : Просвещение 1985.

8. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. – М. : Новая школа, 1996.

9. Проскура Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольников. Под ред. Венгера Л. А., М. : Просвещение, 2000.

10. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М. : 1973.33. Ушакова

11. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. – М. : Просвещение, 1995.

12. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М. : Просвещение, 1989.

Публикации по теме:

Отчет об организации педагогического процесса с детьми имеющими речевые нарушения В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день, эта проблема.

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей с детьми, имеющими речевые нарушения Видео Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива,.

Цикл индивидуальных занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста Индивидуальное занятие № 2 Приветственная беседа с ребенком. Цель: снятие эмоционального напряжения, установление контакта с ребенком.

Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста, имеющих зрительные нарушения «Путь к Олимпийской мечте» Методическая разработка - физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста, имеющих зрительные нарушения "Путь к Олимпийской.

Открытое занятие по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников 1. Разминка – приветствие Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться Доброе утро! Доброе утро и солнцу и птицам доброе утро.

Особенности познавательной сферы детей с ОНР. Формирование личности ребенка с недостатками речевого развития В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной.

Проект на тему: «Роль театрализованной игры в работе по формированию эмоциональной сферы у детей раннего возраста» Проект выполнила: Козлова Лариса Александровна Воспитатель, МБДОУ №4 Общеобразовательного вида С приоритетным осуществлением деятельности.

Проект по экспериментально-познавательной деятельности детей в подготовительной группе «Капелька» на Тему «Вредная еда…» Актуальность. В ходе данного исследования из бесед с детьми было выяснено, что большинство из них не правильно питаются.  Многие родители.

Сообщение из опыта работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной сферы детей» Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании.

Уголки природы в детском саду. Знакомство с временами года и развитие познавательной сферыУголки природы в детском саду. Знакомство с временами года и развитие познавательной сферы Благодаря созданному уголку мы познакомили детишек с временами года,а также мною составленный набор помог на ознакомительных уроках с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие познавательной сферы у детей, имеющих речевые нарушения»
Опубликовано: 23 сентября 2015 в 09:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД