Анна Климова
Проект «Русские народные игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : «Русские народные игрушки».
Актуальность. В настоящее время прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. У детей слабо развит интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.
Публикация «Проект „Русские народные игрушки“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов – декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа.
Дошкольники чаще познают народное творчество через стилизованные поделки. Однако такая деятельность не уменьшает эстетического воздействия на ребенка. Народные промыслы позволяют ребенку выразить собственное отношение к игрушке или другому предмету, которое создается своими руками. Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения, навыков работы с инструментами – народные промыслы дают широкий простор для развития и воспитания.
Тема проекта : «Русские народные игрушки».
Тип проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 месяц).
Руководитель проекта : воспитатель первой квалификационной категории Климова А. В.
Участники проекта : Дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Цель проекта : Расширить представления детей о народной игрушке (матрёшка, дымковская игрушка, волчки, лошадки и др.). Знакомить с народными промыслами.
Задачи: 1. Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки.
2. Формировать представления детей о происхождении данного вида народного искусства.
3. Формировать представления детей о народных игрушках : Матрешка, Дымковская игрушка.
4. Развивать творческие способности детей.
5. Способствовать развитию познавательных интересов, сенсорного восприятия, логического мышления, внимания, воображения. Развивать сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
6. Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
Предполагаемый результат:
- Развитие нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развитие творческих способностей детей, посредством народного искусства.
- Формирование у детей уважения и любви к Родине, истории своего народа, посредством знакомства с произведениями народных мастеров, с историей промыслов.
- Активное участие в выставке.
- Закрепление умения создавать элементы дымковской росписи на своих работах.
План реализации проекта :
1. Подготовительный этап.
Было проведено анкетирование родителей.
Цель: выяснить знания о народной игрушке, о значение ее в воспитание ребенка.
Родителям были предложены анкеты на тему «Как мы играем с ребенком» и «Игрушки в жизни малыша». Анализ анкетирования показал, что современный родитель ориентирован на игрушки западных стран. Они приобретают игрушки по желанию и требованию своих детей. С детьми на этом этапе была проведена беседа "Любимые игрушки".
Также был произведён подбор иллюстративного материала по теме; произведений фольклора, тематических альбомов, народных игрушек, материалов для творчества, аудиозаписей р. н. песен для детей, народных хороводных и подвижных игр.
2. Основной этап.
Практический этап, который направлен на реализацию поставленной цели и задач.
Формы и методы взаимодействия с родителями:
1. Привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русскими народными игрушками;
2. Мастер – класс «Кукла пеленашка, кукла – колокольчик, зайчик на пальчик, лошадки».
3. Консультация для родителей «Игры с матрешками».
Формы и методы работы с детьми.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Организация сюжетно-ролевых игр «В гости к Матрёшке», «Колыбельная для куклы - пеленашки», «Семья», «Кукла заболела», «В гости к бабушке»,
2. Театрализованная деятельность: Обыгрывание потешек с использованием народной куклы «Зайчик»; инсценировка потешки «Чики-чики-чикалочки» с использованием игрушки лошадка на палочке; инсценировка потешек и р. н. сказок с помощью шапочек – масок и настольных театров.
3. Проблемные ситуации «Как поделить игрушку», «Наши игрушки пропали. Во что же нам играть?».
Познавательное развитие:
1. Рассматривание иллюстраций с народными игрушками; альбомов: «Как делают матрёшки», «Как делают дымковские игрушки».
2. Совместная организованная деятельность: интегрированное занятие «Русская народная игрушка – матрёшка» с применением ИКТ. «Знакомство с дымковской игрушкой» с применение ИКТ. «Мы милашки – куклы неваляшки» с экспериментальной деятельностью.
3. Обследование игрушек. Исследование материалов, из которых они сделаны.
4. Создание в группе выставки народных игрушек.
5. Беседы с детьми: «В какие куклы играли наши бабушки», «Что такое ярмарка?»; беседа о дымковской игрушке, о матрёшке, неваляшке, лошадках, волчках, дудочках и свистульках, куклах из ткани (пеленашка, кукла – колокольчик, зайчик на пальчик, их истории.
6. Просмотр презентации «Матрёшка», «Дымковская игрушка».
7. Знакомство с народными традициями, праздником ремёсел «Кузьминки»
8. Проведение итогового мероприятия «Праздник «Кузьминки»
Художественно – эстетическое развитие
1. Аппликация «Сарафан для матрёшки»;
2. Лепка «Дымковская свистулька – птичка»;
3. Рисование «Узоры на сарафане для матрёшки»; «Разноцветные волчки», «Дымковская игрушка» (роспись силуэтов, «Роспись дымковской свистульки – птички».
4. Творческая мастерская: украшение пластилиновых основ – матрёшек крупами, изготовление волчков, украшение лошадок на палочке, роспись дудочек, выбор лоскутков для изготовления кукол: Пеленашки, куклы – колокольчика, зайчика на пальчик. Создание коллажей «Дымковская карусель» для украшения группы.
5. Слушание народных песенок, колыбельных.
6. Хороводные игры: «Матрёшки», «Чок, чок, каблучок»,
Речевое развитие:
1. Заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;
2. Чтение стихов: М. А. Пожаровой «Свернута из тряпки кукла у Параши», Г. Заславской «Есть иголка у меня» А. Барто «Кукла»
3. Чтение русских народных сказок, потешек; загадывание загадок о народных игрушках.
Физическое развитие
1. Утренняя гимнастика «Игрушки», «С куклой»
2. Физ. минутки: «Конь», «Мы весёлые матрёшки»
3. Подвижные игры «Догони матрёшку», катание на лошадке на палочке
4. Игры малой подвижности «Заинька, зайка»
3. Заключительный этап.
Результативность проекта.
1. У детей появились знания и интерес к народным игрушкам и их истории;
2. Создан устойчивый интерес к бережному отношению игрушки;
3. Сделаны игрушки и коллажи своими руками;
4. В своих играх дети стали больше использовать народную игрушку.
5. Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.
6. Обогатилась развивающая предметно – пространственная среда группы игрушками сделанными детьми и взрослыми; дидактическими играми по теме проекта.
Продукт проектной деятельности :
Лэпбук «Матрёшка».
Альбом «Русские народные игрушки».
Альбом «Как делают дымковские игрушки».
Коллажи «Дымковская карусель».
Игрушки, сделанные детьми совместно со взрослыми: лошадки на палочке, дудочки, волчки, зайчики на пальчик, куклы – пеленашки, куклы – колокольчики.