марина ракова
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Сбережем природу липецкого края»
▼ Скачать + Заказать документы
«СБЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ ЛИПЕЦКОГО КРАЯ»
Тип проекта :познавательно-творческий
Продолжительность:одна неделя
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Сбережем природу липецкого края“» размещена в разделах
- Липецкая область, город Липецк
- Природа Липецкого края
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность темы. Дети имеют недостаточно представлений о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе; еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Для привлечения внимания детей к данной теме, педагог создает проблемные ситуации, которые помогают понять детям необходимость бережного отношения к природным ресурсам и животному миру.
Цель проекта : формировать представления детей о взаимосвязи всех живых организмов в природе на основе пищевой цепочки; бережное отношение к природным ресурсам Липецкого края : лесам, рекам; животному миру.
Задачи:уточнить и пополнить представления детей о родной природе;
вызвать потребность проявлять заботу о животных; развивать эмоциональную отзывчивость в процессе наблюдения за родной природой; | развивать детскую инициативу, самостоятельность в процессе рассуждений; поддерживать индивидуальные интересы детей; приобщать к культуре поведения в окружающем природном мире.
Мотивация детей : для мотивации детей к участию в проекте рекомендуется просмотр мультфильма «Про всех на свете» (1984г.).
Участие родителей в реализации проекта : помощь в оформлении фотоальбома: «Природа нашего края»
План реализации проекта.
№ Дни недели Содержание работы
1 понедельник Просмотр мультфильма «Про всех на свете»
Беседа с детьми на тему: «Что вы увидели в просмотренном мультфильме?», «Про кого этот мультфильм?»
2 вторник Беседа: «Леса и реки Липецкого края».
Просмотр презентации.
Опытно-экспериментальная деят – ть: проращивание желудей, наблюдение за ростом.
3 среда НОД: «Жизнь диких зверей наших лесов».
Беседа: «Чем отличаются дикие животные от домашних?».
Раскраски: Дикие животные
4 четверг Коллективное панно: «Дикие звери наших лесов».
5 пятница Оформление альбома: «природа Липецкого края»
Предполагаемый результат: общие представления о природных ресурсах родного края : лесах, реках; о диких животных нашего края; первичные навыки правильного взаимодействия с родной природой; элементарное представление о пищевой цепочке.
Продукт проектной деятельности : Презентация проекта : фотоальбом «Природа нашего края”
Беседа: «Леса и реки Липецкого края»
Цель: формировать бережное отношение к лесам и рекам Липецкого края.
Задачи: закрепить знания о правилах поведения в лесу, формировать представления детей о том, что пресной воды на земле мало и ее надо беречь; закрепить знания детей о природе родного края, вызвать чувство восхищения красотой русской природы, развивать воображение детей, формировать умение взаимодействовать в работе в подгруппах.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением природы России — леса, реки, поле, море, глобус, картинки-схемы с правилами поведения в лесу, круг-модель запасов воды для демонстрации и круги, разделенные на 8 секторов на каждого ребенка, стаканы с питьевой и подсоленной водой.
Содержание
- Кто из вас был в лесу? С кем вы были в лесу?
- Хотите посмотреть, каким бывает лес? Сегодня я вам принесла картинки, давайте их рассмотрим. (Воспитатель выставляет иллюстрации с изображением леса.)
- Что вы видите на картинках? (Лес.)
- Каким бывает лес? (сосновым, летним, осенним, зимним, дремучим и др.)
др.).
- Почему лес называют сосновым (летним, осенним, зимним, дремучим и др.)
- В какой лес вам бы хотелось сегодня пойти? (Педагог создает ситуацию выбора для детей. В случае расхождения мнений детей педагог предлагает один из вариантов и обосновывает его).
- Я приглашаю вас в этот лес. (Дети проходят на полянку, присаживаются. Далее педагог предлагает вопросы, направленные на развитие воображения детей).
- Давайте представим, что можно услышать в этом лесу? (если в летнем, то пение птиц, кукование кукушки, жужжание насекомых, стрекотание кузнечиков и др. ; если в зимнем, то треск сучьев от мороза, стук дятла, карканье ворон и др.).
- Каких животных мы можем встретить в этом лесу?
- Какие запахи можем почувствовать?
-Как вы думаете, можно ли лес назвать живым? Почему (рассуждения детей).
-Чтобы лес оставался живым, что надо знать? правила поведения).
- У меня приготовлены карточки с правилами. Вы разделитесь на три группы (педагог делит детей на три группы по любому принципу). - Вам нужно из набора карточек выбрать только те, на которых изображены правила поведения в лесу и прикрепляет их на магнитной доске. (Детям в каждой группе предлагают в наборе карточек разные правила для выбора, в том числе, ПДД, правила мытья рук, сервировки стола, одевания на прогулку и т. д. По завершению задания, педагог вместе с детьми проверяет правильность его выполнения).
- Вот сколько правил важных, нужных мы с вами знаем! Как вы думаете, трудно или легко выполнять эти правила?
- Почему так важно их выполнять?
- Кому бы вы могли рассказать об этих правилах поведения в лесу?
- В России много лесов, а есть ли в нашем, липецком крае леса?
- Как вы думаете, в лесу легко или тяжело дышится?
- Почему в лесу легко дышится?
- Как вы думаете, какую пользу приносит лес человеку? (очищает воздух, дает ягоды, грибы, орехи, древесина для строительства, производство бумаги и др.)
- Какую пользу приносит лес животным? (это их дом, там они находят себе пищу, выращивают детенышей, спасаются от врагов и т. д.)
- Что будет, если не останется на нашей Земле лесов? (Подвести детей к выводу : если исчезнут леса, то погибнут не только растения и животные, но и пострадает человек).
(Комментарий для педагога. В этой цепочке рассуждений заключается один из законов экологии: «Все связано со всем»,
Выберите картинки с изображением тех животных (насекомых, зверей,птиц,которые водятся в лесах нашего Липецкого края и поместите к картинкам
( Комментарий: педагог подводит детей к выводу о том, животные обитают в лесах Липецкого края).
- Отгадайте загадку: «Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит. выбежит?»
- Это река. (Выставляет иллюстрацию или слайд с изображениемПосмотрите, какая она длинная, даже не видно конца. А как красиво по берегу реки! В нашей стране много рек. Кто из вас был на реке?
- Что вы там делали? (Купались, загорали, ловили рыбу.)
- Каждая река имеет свое название. Кто помнит, как называлась река, щ которой вы были?
- Какая река протекает через наш город?
- Как вы думаете, почему в далекие-далекие времена люди поселялись по берегам рек? (Из реки брали воду, купались в реке, ловили рыбу, стирали на рекеи т. д.)
- Какая вода в реках: соленая или пресная? (Воспитатель подводит к выводу, что пресная вода только в реках, озерах, прудах).
- Зачем нужна пресная вода? (Ею поливают растения, ее пьют
животные, нужна для мытья, купания, стирки Ее очищают и она
становится питьевой).
- Какую воду мы пьем: соленую или пресную?
- Давайте попробуем выпить соленой воды (Дети пробуют подсоленную воду, а затем пресную. Педагог подводит детей к выводу,что соленой водой не напьешься).
Демонстрация глобуса. (Педагог подводит детей к выводу, что но земном шаре пресной воды намного меньше, чем соленой).
- Запасы пресной воды на нашей планете небольшие. Посмотрите, мой круг- это вся вода на нашей планете, а закрашенная часть- это запасы пресной воды. ( Демонстрация модели: круг, разделенный на 8 секторов, один которых закрашен в голубой цвет).
- Какой воды больше: пресной или соленой?
- У вас на столах тоже лежат круги. Заштрихуйте синим карандашом 1) часть круга, которая соответствует пресной воде (один сектор).
- Как мы с вами можем беречь воду дома, в детском саду?
- Что произойдет, если исчезнет пресная вода на Земле?
- Посмотрите на следующие картинки, что изображено на них? (Море.) Посмотрите, какое оно красивое. В нашей стране много морей. Каждое море имеет свое название.
- Кто из вас был на море? На каком море?
- Расскажите, какое оно, море?
- Какая вода в море: пресная или соленая? (Воспитательобобщаетответы детей : море такое огромное, даже не видно берегов, вода соленая, прозрачная, на море тепло).
- Давайте придумаем слова: каким бывает море? ( Опора на картинки или слайды: тихим, спокойным, бушующим, ревущим, красивым, соленым, огромным и т. д.)
- Как вы думаете, есть ли возле города Липецка море?
- В нашем крае, недалеко от г. Липецка есть большое водохранилище, которое мы называем Липецким морем.
- Кто из вас был на Липецком море? Что вы там делали?
- На нашем Липецком море тоже можно отдыхать: загорать и плавать. А как вы думаете, какая вода в Липецком море? (Вода в нем не соленая, а пресная).
- Кто может догадаться, почему в Липецком море вода пресная? (Воспитатель подводит к выводу, что это море искусственное, то есть оно образовалось из реки за счет плотины).
Подвижная игра: «Море волнуется».
НОД “Жизнь диких зверей наших лесов»
Цель:формировать первичные представления детей о взаимосвязи жизни диких животных леса со средой обитания (на примере диких животных Липецкой области).
Задачи:формировать представления об особенностях их жизни в суровое зимнее время; расширить представления о профессии лесника, как помощника лесным животным; дать детям представление о пищевых цепочках в животном мире; воспитывать бережное отношение к природе родного края; развивать способность вести диалог и рассуждать на предложенную тему.
Методические приё мы: вопросы к детям, рассматривание иллюстраций о животных леса, загадывание загадки, составление схемы, музыкальная игра «Изобрази зверя», демонстрация знака «Осторожно, Лоси!»
Оборудование и материалы: картины: «Лоси», «Подкормка зверей в лесу», «Кабаны»; книги: «Моя первая зоология» Е. Чарушина, «Год в лесу»И. С. Соколова-Микитова; магнитофон с записью логической задачи знака «Осторожно, звери!», иллюстрации, картинки с изображением животных наших лесов: лось, олень, косуля, заяц, лисица, бобр, барсук, белка, еж, кабан.
- Дети, как называется город, в котором мы живём? (Ответы детей, |
- А как называется наша область? (Ответы детей).
- У нас в области много лесов. И сегодня мы с вами поговори | животных, которые живут в этих лесах. Дети, а вы можете назвать обитателей наших лесов? (Ответы детей).
- В первую очередь начнём разговор о лесном великане. А кто этот великан вы узнаете, отгадав загадку:
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого встретить довелось,
Знайте, дети, это -. (Лось). (Выставляется картина «Лоси»).
- Кто изображён на картине? (Ответы детей).
- Дети, а что вы знаете о лосе? (Ответы детей).
- Чем питаются лоси зимой? (Ответы детей).
- Кто может напасть на лосей? (Ответы детей).
- Чем лоси обороняются от врагов? (Ответы детей).
- А чтобы чувствовать себя в безопасности, лоси зимой заходят в леса, потому что среди деревьев они почти незаметны для хищников. В конце| зимы у лося отпадают рога. Зимой лосям, как и другим лесным животным приходится очень трудно прокормиться.
- Как вы думаете, кто может прийти им на помощь? (Ответы детей).
- Лосям помогают лесники. Как вы думаете, чем лесник может помочь! лосям? (Выставляется картина «Подкормка лосей»).
- Рассмотрите картину и скажите: кого вы видите на картине? (Далееработа по картине).
- Лесники устраивают в лесу кормушки. В них они кладут сено, берёзовые веники, заготовленные летом, и соль-лизунец. Соль служит лосям витамином. Догадайтесь, почему соль называется «соль-лизунец»(Рассуждения детей).
- В наших лесах лосей немного, поэтому лоси находятся пол защитой человека. На лосей нельзя охотиться. Расскажите об этом своим родителям,знакомым, друзьям. Осторожны должны быть и водители. Как вы думаете, почему? (Рассуждения детей).
- Посмотрите на знак и определите, о чём предупреждает водителей этот дорожный знак?
(Демонстрация знака «Осторожно, лоси!»).
- А сейчас мы с вами поговорим о другом обитателе леса. Посмотрите на картинку и скажите, кто это?
(Демонстрация картинки с изображением кабана).
- Обратите внимание, чем покрыто тело кабана? (покрыто жёсткой щетиной). Как вы думаете, почему? (Рассуждения детей).
- Жёсткая щетина позволяет кабану без вреда для кожи пробираться через колючие кусты, через лесные заросли. Обычно кабаны кормятся по ночам. Днём они лежат в укромных местах на подстилках из веток, листьев, сухой травы. Кабаны всеядные животные. Как вы понимаете «всеядные животные»? (Рассуждения детей).
- Они уничтожают грызунов, питаются орехами, желудями. Зимой кабанов тоже подкармливает лесник. Для них в кормушки кладут корнеплоды: свёклу, репу, брюкву, а также соль-лизунец.
- Дети, как вы думаете, зачем кабану нужны такие мощные клыки? (Рассуждения детей).
- Клыками кабан разрывает землю в поисках добычи и обороняется от врагов. А теперь послушайте звуковое письмо из леса.
( Включается запись: «Круглый год нам нет от неё покоя. Даже зимой, когда мы под снегом, нам ни пискнуть, ни шелохнуться нельзя! Обязательно она нас почувствует и выследит. Уж очень она ловкая и проворная»).
- Дети, кто это рассказал нам о своей жизни в лесу?
- О каком хищном звере рассказали мыши? (Рассуждения детей).
- Чем зимой питаются мыши? (корой деревьев, сухой травой, семенами).
- И в наших лесах водятся лисы и часто мышкуют. Вы слышали выражение «лисы мышкуют»?
- Как вы понимаете слово «мышкуют»? (Рассуждения детей).
- Итак, чем питается лиса?
-А чем питается мышка?
Попробуйте с помощью схемы показать, кто чем питается.
картинка лисыкартинка мышкикартинка корма для мышки
- Бывают годы, когда мышей мало. Догадайтесь, чем тогда питается лиса? (зайцами).
- А чем питаются зимой зайцы?
- Вернемся к нашей схеме и покажем, что лиса может питаться и зайцем.
картинка зайиа
картинка лисыкартинка мышки картинка корма.
(Комментарий для педагога. В этой цепочке рассуждений заключается один из законов экологии: «Все связано со всем»,
-Верно, рыжая плутовка тогда вынуждена нападать и на зайцев. Зайцев» наших лесах много. Но лисе нелегко поймать зайчишку.
-Догадайтесь, что спасает зайцев от хищной лисицы? (быстрые ноги; цвет шубки.)
-Объясните, как шубка спасает зайчика? (В случае затруднения, предлагает сравнить цвет зайчика зимой и летом).
-А теперь давайте поиграем, изобразим в движении повадки лесных зверей. (Проводится музыкальная игра «Изобрази зверя»).
-Какие еще звери живут в наших лесах? (белки, барсуки, бобры, косули, олени, волки, кроты, ежи).
-Я вам предлагаю из картинок и рисунков, которые вы рисовали вместе с родителями выбрать те, на которых изображены звери наших лесов и сделать панно «Звери наших лесов».
Коллективное изготовление панно «Звери наших лесов».
Итог.
-Что вы сегодня узнали нового о жизни диких зверей наших лесов?
-Что было самым интересным для тебя?
"Лось»
Лось – очень крупное животное. Длина тела самца доходит до 3 м, высота в холке - до 2,3 м, массой лось может быть 360-600 кг. Несмотря на родственность коленям, по внешнему облику лось заметно отличается от них.
Туловище и шея у лося короткие, холка высокая, в виде горба. Ноги сильно вытянутые, поэтому, чтобы напиться, лось вынужден заходить глубоко в воду или становиться на колени передних ног. Голова крупная, горбоносая, с нависающей мясистой верхней губой. Под горлом находится мягкий кожистый вырост («серьга», достигающий 25-40 см. Шерсть грубая, буровато – черная; ноги светло-серые, почти белые.
Самца легко узнать по огромным ветвистым лопатообразным рогам, размах которых достигает 180 см, масса - 20-30 кг. Рога лось сбрасывает ежегодно в ноябре-декабре и ходит без них до апреля-мая. Самки безрогие.
Лоси населяют различные леса, заросли ивняков по берегам степных рек и озер. Большое значение для лосей имеет наличие болот, тихих рек и озер, где летом они кормятся водной растительностью и спасаются от жары.
Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и березами.
Они щиплют траву, а так же едят папоротники, грибы и другие растения. Лоси проводят много времени у водоемов. Они отличные пловцы. Чуть ли не в недельном возрасте мать приучает лосенка плавать.
«Кабан»
У кабана – мощное тело, покрытое густой, жёсткой щетиной. Морда самца украшена большими острыми клыками. Удара кабаньих клыков побаиваются даже волки и тигры.
Сильный и грозный кабан – родоначальник домашних свиней. Произошло это очень – очень давно. Считается, что первым домашним животным стала собака, а вторым – дикая свинья, которая со временем превратилась в хорошо всем знакомую "хавронью".
Нелегко было одомашнить кабана. Спокойный на вид, даже ленивый, он в минуту опасности становится свирепым и опасным зверем.
Отлично плавает. Даже широкие реки для него не преграда. Кабан может быстро бегать. Копыта у него устроены так, что, не проваливаясь, не увязая, он спокойно переходит болотистые места.
Кабан любит искупаться в яме, наполненной водой и жидкой грязью. Совсем, как домашняя свинья. Но он не грязнуля.
Просто спасается от жары и насекомых, которые поселились в его жёсткой щетине.
Ближе к зиме у кабана появляется тёплый и густой подшёрсток. А под шкурой накапливается жирок. И зимой он не мёрзнет. Но когда выпадает много снега, ему приходится трудно. Нелегко ходить по глубокому снегу, да ещё и выкапывать из – под него корм.
Кабан ест почти всё, что можно найти в лесу: жёлуди, орехи, семена, корешки и клубни растений, ягоды, грибы, плоды диких яблонь и груш.
Нередко кабаны наведываются на поля и огороды, где выкапывают картофель, репу, свеклу. Конечно, людям не нравится, когда пропадает урожай.
Живут кабаны небольшими группами. Поросята рождаются в укромном месте, в логове. Оно утоплено травами, мхом, ветками.
Малыши лежат, тесно прижавшись друг к дружке, греются. Их спинки украшены светлыми полосками. Такая окраска делает поросят, маленьких кабанчиков, незаметными среди густых зарослей, пятен яркого света и тени.
Подросшие поросята семенят за мамой, учатся рыть землю, добывать корм самостоятельно.
«Олень»
Олени — крупные животные, размер разных видов может колебаться от 55 см в холке и веса 10-15 кг у водяного оленя до 155 см высоты и веса свыше 300 кг у благородного оленя. Все виды оленей имеют изящное тело, тонкие, стройные ноги, длинную шею и относительно небольшую голову, которую венчают рога. Рога оленей имеют специфическую ветвистую форму, количество боковых отростков не меньше трех и может увеличиваться в зависимости от возраста и вида оленя. Форма рогов также зависит от вида животного. Рога образованы костной тканью (в отличие от рогов полорогих животных, у которых они состоят из рогового вещества) и ежегодно сбрасываются. Носят рога только самцы за исключением северных оленей, у которых рогаты оба пола
Хвост у оленей относительно короткий, у некоторых видов он может быть пушистым и расправляться подобно цветку. Все виды оленей имеют покровительственную окраску чаще бурого цвета (северные олени серые, часто на теле имеются белые или желтоватые пятна (например у пятнистого оленя, аксиса и лани). Для многих видов оленей характерно так называемое «зеркало» пятно белого меха на крупе животного. Оно выполняет сигнальную функцию поскольку хорошо заметно во время бега: так олененок не теряет из вида мать в густых зарослях, а другие олени бывают вовремя предупреждены об опасности, видя мелькающий крупных животных.
В конце лета у оленей начинаются свадьбы. Самцы вызывают на поединок всех, кто захочет отнять у них невест. Сражаются олени рогами. Вдоволь настучавшись рогами, более слабый олень уходит, а победитель уводит в лес своих невест, которые стояли в сторонке и наблюдали за поединком. Во время свадеб олени ревут, потому и называют их – «ревуны». Ревут олени чаще всего утром, на рассвете. Звук красивый, как в трубу трубят. Ревут олени около двух недель, и все это время не едят, потому и худеют сильно.
«Заяц»
Заяц – дикое животное, относящееся к классу млекопитающих, отряду зайцеобразных. Отличительная черта этого зверя – длинные уши, длинные задние лапы и короткий хвост. Глаза у зайца обычно миндалевидные, а шерсть подвержена изменениям – летом она, как правило, менее пушиста. В весе заяц может достигать 7 кг.
Лапы у зайцев длинные, с четырьмя когтистыми пальцами. Однако охотники, которые занимаются тщательными исследованиями следов животных, могут сказать, что подошвы лап отличаются. В то время, как у беляка пальцы веером «смотрят» во все стороны, у русака они более прижаты друг к другу. Хвост у зайца маленький и пушистый, в зависимости от вида может иметь разный кончик.