Мартынович Раиса Валентиновна
Проект «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему:
“Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок”.
Структура проекта:
*Аннотация
*Анализ ситуации
*Целенаправленность
*Реализация проекта
Аннотация.
Публикация «Проект „Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Проект «Сказка в системе нравственного воспитания» для детей старшего дошкольного возраста. Разработан в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад “Радуга” г. Козлова Чувашской Республики воспитателем 1 квалификационной категории Мартынович Р. В.
Народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Они в доступной форме повествуют о победе добра над злом. Наряду с поговорками и пословицами народные сказки являются важнейшим средством нравственного воспитания детей, своеобразным «учебником жизни». Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь
Восприятие сказки оказывает воздействие на эмоциональное развитие детей. Во все времена она способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Анализ ситуации.
В настоящее время часто говорится о падении нравственности в современном обществе. На первое место поставлены материальные ценности, а нравственные уходят на второй план. То, что люди все реже руководствуются нравственностью, объективно заметно. Это выражается в неуважении друг к другу, в неумении вести себя в обществе, в количестве межличностных конфликтов, в пререканиях со старшими и т. д.
Поведение молодежи нередко можно назвать возмутительным. Девушки все меньше соответствуют образу скромности, женственности и кротости, а юноши утрачивают качества, присущие настоящему мужчине. Выживает тот, кто хитер, нагл, может без угрызений совести переступить через интересы других.
В последние годы широкое распространение получила подростковая агрессивность. Все эти примеры свидетельствуют о том, что нравственность в нашем обществе теряет свое значение. Времена, когда во главе общества стояли доброта, честность, верность, храбрость, уважение к окружающим, а мерилом человеческого достоинства являлись стыд и совесть, уходят в прошлое. Наше общество, окружающий нас мир, доступ к телевизору, когда дети смотрят передачи без контроля взрослых, оказывает большое значение на формирование личности ребенка. Очень часто детям приходится наблюдать поведение своих родителей, которое противоречит всем моральным нормам человечества.
После наблюдений за детьми в группе была замечена проблема, что некоторые дети с неохотой участвуют в коллективном труде, стараются отсидеться в уголке, пока другие дети убирают игрушки, ухаживают за цветами. Даже к дежурству по столовой, что другим очень нравится, относятся без желания и ответственности. Воспитание трудолюбия – это одна из задач по воспитанию нравственных качеств, поэтому я решила, что нравственному воспитанию детей следует уделить большое значение.
Цель проекта:
*Способствовать формированию у детей личного отношения к соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика;
* Продолжать формировать доброжелательные взаимоотношение между детьми;
* Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым;
* Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с содержанием русских народных сказок, прививать любовь к русскому народному творчеству.
2. Учить детей оценивать поступки героев и выявлять нравственную сторону содержание сказки, дать понятие о добре и зле.
3. Учить детей входить в роль героев сказки развивать артистизм, выразительность речи.
4. Использовать элементы ТРИЗ в решение различных сказочных ситуаций.
5. Развивать у детей творчество сочинять собственные сказки о добре и добрых поступках.
Ожидаемый результат:
Увидеть сформированное отношение к соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника. Увидеть доброжелательные взаимоотношения между детьми. Заметить в детях такие черты как: скромность, отзывчивость, желание быть справедливыми, сильными и смелыми; умеющими испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Быть трудолюбивыми, с желанием помогать взрослым.
Целенаправленность русских народных сказок в воспитании детей.
Способствовать формированию у детей личного отношения к соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый и масленый», «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка».
Формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми. «Репка», «Теремок», «Зимовье зверей».
Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным, смелым, учить испытывать чувства стыда за неблаговидный поступок.
«Заяц- хвастун», «Хаврошечка»,
«У страха глаза велики», «Лиса, заяц и петух», «Маша и медведь», «Мужик и медведь».
Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться
«Морозко», «Два мороза», «Гуси- лебеди», «Мужик и медведь».
Срок реализации - три месяца.
Участники проекта – дети группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Проект не требует специальных материальных затрат, так как весь необходимый материал имеется и будет дополняться при помощи изготовления родителей своими руками.
Реализация проекта
1 этап. Подготовительный
* Изучить методическую литературу по нравственному воспитанию детей
* Выбрать методику для решения данной проблемы
* Поставить задачи к реализации проблемы
* Изучить и подобрать материал для работы с детьми
* Провести диагностику с детьми
* Оснастить литературный уголок книгами по теме
* Подготовить доклад для родителей на тему: «Сказка в нравственном воспитании детей»
* Подготовить костюмы к драматизации сказок
* Подготовить декорации к драматизации сказок
2 этап. Основной
Работа с детьми
* Познакомить детей с содержанием русских народных сказок
* Рассмотреть иллюстрации к сказкам
* Провести беседу по содержанию сказок
* Выявить нравственную тему, которая ярко выражена в сказке
* Научить детей пересказывать сказки, пересказывать по ролям
* Использовать метод моделирования при пересказе сказки
* Провести дидактические игры с элементами ТРИЗ
* Научить детей давать характеристику героям сказки и его поступкам
*Научить детей драматизировать сказки
Работа с родителями
* Провести анкетирование по теме: «Нравственное воспитание детей»
* Познакомить с задачами, которые стоят в программе по данной теме
* Пригласить на родительскую встречу
* Дать родителям задание по чтению сказок дома
* Пригласить родителей принять участие в семинаре практикуме по изготовлению декораций и костюмов к сказкам
* Организовать «День открытых дверей» для родителей
Сотрудничество
* Привлечь к работе музыкального руководителя
* Попросить консультацию у психолога
* Посещение музея, библиотеки
3 этап. Заключительный
Работа воспитателя
* Пронаблюдать за поведением детей
* Провести повторную диагностику
* Провести мониторинг, сравнение и вывод
* Подготовить сценарий для фольклорного спектакля
Работа с детьми
* Создать ситуации для сравнения поведения детей
* Подготовить фольклорный спектакль
Работа с родителями
* Провести повторное анкетирование
* Провести мониторинг
* Пригласить на фольклорный спектакль
* Познакомить с результатами мониторинга с детьми