Проект «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета»

Елена Александровна Шебунова
Проект «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета»

Проект на тему: «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета»

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета.

Задачи:

1. Закрепить навыки столового этикета, сформированные у детей старшего дошкольного возраста;

2. Разработать консультации и памятки для родителей по вопросу воспитания у детей столового этикета;

3. Разработать рекомендации для педагогов по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета.

4. Формировать интерес у детей к изучению правил столового этикета и навыков применения его в быту.

5. Сформировать желание у родителей обращать внимание на соблюдение столового этикета у детей в повседневной семейной жизни.

Автор проекта: Шебунова Е. А.

Вид и тип проекта: краткосрочный, практико-ориентированный.

Место проведения: подготовительная группа № 12, МАДОУ «Д/С № 19 г. Благовещенска».

Сроки проведения: с 1.03. по 29.03.2019г.

Режим работы: в течение всего дня (на занятиях и вне занятий).

Количество участников проекта: 2 воспитателя, дети группы, коллектив детского сада.

Возраст детей: 6-7 лет.

Форма проведения: беседы, НОД, игровые ситуации и упражнения, дидактические словесные и настольные игры, чтение художественной литературы и фольклора, консультации для воспитателей и родителей.

Ожидаемые результаты: по окончанию проекта дети научились различным вариантам сервировки стола (согласно меню детского сада и мероприятиям ДОУ); пользоваться столовыми приборами; непринужденно сохранять правильную осанку; знают, что чем едят, умеют это делать; овладели основами дизайна праздничного стола; научились складывать тканевые и бумажные салфетки разнообразными способами, культуре внешнего вида за столом, умение обратится с просьбой.

Актуальность проекта обусловлена:

• возросшим интересом к возрождению культуры поведения, обучению правилам хорошего тона и детей, и взрослых.

• потребностью общества в овладении детьми старшего дошкольного возраста навыками столового этикета.

• объективно существующими возрастными предпосылками усвоения детьми старшего дошкольного возраста норм и правил этикета.

Несоответствие между запросами и реалиями современного общества и умениями дошкольников в области столового этикета, а также стремление разрешить вышеназванные противоречия обусловили проблему нашего проекта: каковы условия формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из поставленной нами проблемы мы определили следующие задачи по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста:

— формирование навыка культуры поведения за столом в соответствии с правилами;

— развитие потребности в эстетическом оформлении ритуала принятия пищи;

— воспитание желания соответствовать эталонам красоты внешнего вида.

Для усовершенствования навыков столового этикета мы разработали этапы формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Первый этап

Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета:

• осуществление формирования навыков столового этикета у детей будет организованно в ходе цикла этических бесед и серии НОД,

• закрепление навыков столового этикета у детей будет проходить в ходе организации упражнений, разработанных с учетом индивидуального и гендерного подходов,

• оснащение предметно - пространственной среды предметами необходимыми для организации работы по формированию у детей навыков столового этикета.

Второй этап

Мы пополнили предметно-пространственную среду предметами необходимыми для организации работы по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Мы оснастили Центр этикета в группе следующими предметами:

А) предметы для уголка дежурных:

- практичные клеенчатые фартучки, красивые колпачки для дежурных; праздничный комплект формы для дежурных;

- карточки дежурных;

- плакат «Правила поведения за столом»;

- схема дежурных;

- алгоритм сервировки стола;

- схема рассаживания детей;

- совок и метелка для уборки со стола;

- чайник (красивая накидка на чайник и салфетка под него) и набор одноразовых стаканчиков.

Б) предметы необходимые для сервировки и украшения стола:

- предметы посуды - хлебницы, ложечки, вилки и ножи, стаканчики, чайные пары и т. д.);

- вазочка с цветами;

- бумажные цветы с улыбающимися и грустными смайликами;

- салфетницы - разной формы и цвета;

- комплект салфеток: бумажных и тканевых (разного цвета);

В) набор дидактического материала:

- схемы складывания салфеток;

- схемы сервировки стола;

- картотека д/игр и д/упражнения по столовому этикету;

- тематическая подборка игр и упражнений :тема «Посуда»;

- презентации: «Посуда и столовые приборы»; «Этапы овладения правилами столового этикета», «Итоговое занятие по теме: «Этикет за столом»».

- подборка раскрасок по теме.

- материал к сюжетно-ролевой игре «Кафе».

Третий этап

Мы разработали содержание и организовали проведение серии этических занятий и цикла этических бесед, направленных на формирование навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста. А также подобрали художественную литературу и фольклор по теме.

Серия этических занятий по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста была разработана по следующей тематике:

1. «Культура поведение за столом».

2. «Как вести себя за столом» (продолжение предыдущего занятия).

3. «Столовые приборы».

4. «Дорога ложка к обеду»

5. «Десять фактов о столовых приборах»

6. «Правила поведения за столом в форме игры «Крестики-нолики»»

7. Мастер-класс «Играя, учимся вести себя за столом»

8. «Знает каждый с детских лет, что такое этикет».

9. Итоговое занятие «Азбука этикета».

Занятия проводились в течение 30-35 минут, один раз в неделю в первой половине дня. В некоторые занятия вводился сказочный персонаж, в каких-то занятиях дети участвовали сами. Это привлекало детей, вызывало эмоциональный подъем и активное участие на занятии.

Цикл этических бесед «Час этикета» включал в себя беседы на следующие темы:

1. «Как правильно вести себя за столом».

2. «Посуда и столовые приборы».

3. «Как правильно и красиво накрыть стол».

4. «Традиции чаепития на Руси».

5. «Чайный этикет».

6. «Чаепитие друзей».

Беседы проводились в течение 15-20 минут, один раз в неделю в первой половине дня. Накануне каждой беседы с детьми проводилась предварительная работа. Во многие беседы вводились сказочные персонажи, что привлекало детей, вызывало эмоциональный подъем и активное участие в процессе беседы. Основной целью этических бесед было формирование представлений, обогащение знаний и закрепление у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета.

Художественная литература и фольклор по теме:

1. Пословицы и поговорки о столовом этикете.

2. Загадки про столовые приборы.

3. Что такое этикет, стихи для детей. (Юрий Чернов)

4. Детсадовский этикет: как вести себя в детском саду (Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева, О. Г. Сазонова)

5. Стихи о посуде разных авторов.

6. «Федорино горе» К. Чуковский.

Четвертый этап

Мы закрепляли навыки столового этикета у детей старшего дошкольного возраста в ходе проведения упражнений, разработанных с учетом индивидуального и гендерного подходов.

Тематика упражнений:

• «За столом я ем с помощью ложки, вилки и ножа».

• «Съедим кусочек хлеба».

• «Сервировка стола».

• «Моя помощница - салфетка».

• «Суп и каша - пища наша».

• «Все за стол».

Упражнения проводились 20 – 25 минут по подгруппам и индивидуально. Основной целью упражнений было предоставить детям возможность применить полученные знания и освоенные умения по правилам столового этикета на практике.

В результате проведенной работы по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста, включающей в себя поведение серии НОД, цикла этических бесед и упражнений, мы заметили следующие изменения:

- дети овладели умениями правильно пользоваться столовыми приборами;

- дети освоили правила сервировки стола;

- дети овладели умением пользоваться полотняной и бумажной салфеткой;

- дети научились соблюдать правила столового этикета;

- дети овладели правилами культуры еды.

Организуя работу с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у них навыков столового этикета, мы параллельно работали с педагогами ДОУ и родителями воспитанников в рамках данной проблемы.

Формы работы, которые мы предложили педагогам были следующие:

Беседы на темы:

• «Особенности работы по формированию у старших дошкольников навыков столового этикета».

• Какие, по-вашему, должны быть созданы условия в группе для успешной работы с детьми?

Консультации на темы:

• «Правила проведения занятий по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста».

• «Обучение ребенка правилам поведения за столом».

• «Этикет с малых лет»

• «Этикет за столом».

• «Традиции и обычаи чаепития в России».

• Викторина «Знатоки столового этикета».

Формы работы, которые мы предложили родителям :

• Консультации:

• «Соблюдение правил столового этикета»

• «Дети за столом: никогда не поздно и никогда не рано»

• «О знании правил столового этикета»

• «Как вести себя за столом, чтобы у ребенка всегда был аппетит и положительные эмоции во время приема пищи»

• «Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом»

• «Застольный этикет для самых маленьких»

• «Этикет за столом»

Фоторепортаж «Едим дома. Детский стол»

Ширма-раскладка и буклет «Правильное питание»

Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная нами формирующая работа по реализации обоснованных нами педагогических условий формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста оказалась продуктивной. Результаты нашей работы имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений. Также они могут быть предложены родителям в качестве рекомендаций для проведения соответствующей работы в семье по формированию у детей старшего дошкольного навыков столового этикета.

Презентация проекта: проведение итогового занятия «Азбука этикета» с детьми, викторина "Знатоки столового этикета" с педагогами и родителями.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

К вопросу о формировании речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста Необходимо заметить что, воспитание подрастающего ребенка, как развитой личности является одной из самых важных задач в сегодняшнее время.

Консультация для родителей «Условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о семейных ценностях» В словаре по педагогике Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова ценность семьи определяется как «идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие позитивную.

Методическое сопровождение формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. Статья посвящена.

Педагогические условия формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Интонация является одним из важнейших выразительных средств речи. Изучением интонационной стороны речи, ее диагностикой, развитием и коррекцией.

Проблема формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста В современных условиях развития российского общества успех каждого человека зависит от умения устанавливать контакты с различными людьми.

Проект формирования знаний о городе Ленинграде в годы блокады и ВОВ для детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Егорова Анна Викторовна, Музыкальный руководитель Воронкова Ольга Васильевна, Воспитатель Кузовлева Елена Ивановна. Название.

Проект по воспитанию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста «Юный пожарный» Вид проекта: творчески – игровой. Продолжительность: среднесрочный. Участники: воспитатели, дети, родители. Образовательная область: безопасность,.

Семинар-практикум «Условия и компоненты формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ДОУ» ЦЕЛЬ: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. ЗАДАЧИ: Формировать.

Педагогические условия формирования гендерной толерантности у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы формирования гендерной толерантности заключается в том, что человечество в настоящее время перешагнуло порог третьего.

Сюжетно-ролевые игры как фактор формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах Аннотация Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды - обязанность родителей.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Проект «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета»
Опубликовано: 31 марта 2019 в 16:05
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 октября. Праздник зеркал на МААМ

Загадочному миру зеркал посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы познакомить ребенка со всеми возможностями зеркала и увлечь «зеркальным»...

27 октября. День шишки на МААМ

Во многих детских садах сейчас проходят выставки осенних поделок из природного материала. За основу многих из них берутся шишки хвойных деревьев. Материал хороший, удобный для творчества, и далеко ходить...

Пластилинография в совместной деятельности на прогулке с детьми младшей группы «Наши...
Уважаемые коллеги! Осень на Кубани в самом разгаре! У нас тепло, но очень сухо и грибов в лесу, к сожалению, вообще нет. Пришлось деткам потрудиться и...
Мастер-класс для детей средней группы на тему: «Волшебные крупинки»
Мастер класс для детей средней группы. Здравствуйте дети! Сегодня мы проведем с Вами мастер - класс на тему:"Волшебные крупинки! " Мой мастер класс будет...
Фотоотчёт конкурса фотографий «Край, в котором я живу»
Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Любовь к родной...