Папки-передвижки

Проект в старшей группе «Рассказ о Волге»

светлана царёва
Проект в старшей группе «Рассказ о Волге»

Пояснительная записка

Работая в детском саду воспитателем, я каждый раз убеждаюсь в том, что работать с детьми очень интересно, если ты можешь заинтересовать их каким –либо делом. На протяжении последних нескольких лет я реализую разного рода проекты в своей работе. Один из самых интересных на мой взгляд, это проект «Рассказ о Волге», который я реализую в старшей группе.

Публикация «Проект в старшей группе „Рассказ о Волге“» размещена в разделах

Проект «Рассказ о Волге» является коллективной работой педагогов, детей и родителей детского сада. Главная идея проекта состоит в том, чтобы вовлечь в совместную деятельность детей и родителей с целью формирования первичных представлений о реке Волге (положение, экологические проблемы, хозяйственное использование человеком, достопримечательности, флора и фауна, а также патриотических чувств к малой родине. Содержательная работа в дошкольном образовательном учреждении началась с выделения и анализа имеющегося опыта по экологокраеведческому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста. Четко определены этапы и условия реализации проекта. Главным условием на всех этапах работы было четкое определение субъектных позиций всех участников проекта – педагогов, детей и родителей. Проект носит творческо - информационный исследовательский характер, рассчитан на 5 месяцев. Охватывает следующие образовательные области :«Социализациально - комунникативное развитие, «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Данный проект при его последовательной реализации решает важные задачи. Но главный результат проекта – триединая взаимосвязь участников и использованный воспитывающий и развивающий потенциал их совместной деятельности.

Дети должны иметь представление о красоте и величии Волги, чтобы ценить и любить красоту родного края, беречь богатство реки, но в детском саду недостаточно материала по данной теме.

Новизна технологии эколого - краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста, заключается в организации совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого на основе субъект - субъектных отношений.

Цели: расширение и систематизация знаний и представлений о великой русской реке, о родном крае и содействие эколого - краеведческому образованию детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Расширять и систематизировать знания и представления детей о русской реке Волге, на которой расположен наш город Сызрань, о родном крае. Дать представления о географическом положении, хозяйственном использовании реки Волги человеком, о достопримечательностях, находящихся на берегах реки Пополнить и систематизировать у детей 5-7 лет знания о Волге. Развивать память, мышление, речь, творческие способности. Воспитывать активную жизненную позицию чувство гордости за свой свой город и область.

Сроки реализации: апрель-август 2021 год

Ожидаемый результат: Дети получат естественнонаучные представления об объектах неживой и живой природы, усваиваются знания и представления детей о водных ресурсах, о истории возникновения реки, о памятных местах, связанных с ее именем; дети узнают некоторые художественные и музыкальные произведения, о реке Волге; дети испытают чувство гордости любви заботы за природу своего города Сызрань; дети будут умело использовать образ Волги в своей творческой деятельности.

Режим и формы занятий:

Мотивационно-познавательный этап.

Создать радостное настроение, в основе которого – ожидание чудесных дел, занятий, различных игр; вызвать желание активно участвовать в проекте и больше узнать о реке Волге, через создание проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности. Развивать умение слушать, понимать художественную литературу, высказывать свое мнение. Воспитывать любознательность, интерес к реке Волге и родному городу.

Творческо-деятельностный этап

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному и речевому развитию: «Речное путешествие»; «Составление рассказа, о Волге используя мненмотаблицу»; «Как вода попадает в дом»; Лепка «Обитатели речных глубин»; «Беседка Островского», «Река Волга и ее притоки»; Рисование «Достопримечательности Сызрани. Вид с Волги»; Аппликация «Река в разное время года».

Беседы: «Правила поведения на реке летом»; «Осторожно тонкий лед»; «Речной транспорт»; «Берегите воду»; Сюжетно-ролевая игра: - «Путешествие по Волге», - «Речной патруль», Организация выставок для родителей творческих работ детей по лепке, рисованию, аппликации. (см Приложение №1)

Итоговый этап.

Проведение ситуативных диалогов на темы: «Что тебе больше всего понравилось делать в проекте «Чтобы ты еще хотел узнать о реке». Оформление выставок детских работ, отражающих тему проекта. Кроме этого оформление стенда «Волга- великая река».На данный момент работа над проектом продолжается. Все участники проекта с большим удовольствием вовлечены в работу. Итогом будет выставка, которую мы отразим в соц. сетях.

Список используемой литературы:

1. Константин Бальмонт о Волге, журнал «Мономах» т- №3(10, стр. 17-20, 1996г.

2. Виктор Ярошенко. Экспедиция «Живая вода», 1989г.

3. «Волга - беда и боль России» (под редакцией В. А. Дорошенко. Москва: Планета, 1989г.).

4. В. А. Маркин «Я познаю мир». Москва: АСТ, 1998г.

Приложение №1

Рассказ о Волге

Как жизнь начинается с детства, так и великая река начинается с маленького родника. Ключ, бьющий из земли, образует небольшой ручеек. От него веет прохладой, даже летом, когда припекает солнце и на улице жарко. И вот уже побежал ручеек, прокладывая путь между кустами и деревьями. По дороге к Каспийскому морю вбирает в себя многие ручейки и маленькие речки и постепенно превращается в могучую, полноводную и красивую реку. Когда-то давным-давно, когда на земле жили древние люди, реке дали название "Ра", что значит "щедрая". Что такое щедрая? (добрая, все отдающая). Другие народы, жившие на ее берегу назвали "Итиль"; то есть самая главная, полноводная, могучая, широкая.

Третьи назвали ее «Волга», что значит "Светлая". Все названия подхо- дят нашей реке. Действительно она могучая, широкая и очень длинная. ( показать на карте: от Волдайской возвышенности до Каспийского моря.) Волга широкая, потому что у нее много помощников, притоков - больших и маленьких речек, которые несут в нее свои воды. Знаете сколько их? Двести. Только в нашей областе - это Самарка, Сок, Кондурча, Кинель.

Река Волга течет медленно и спокойно. Весной, от таяния снеговводы в ней становится намного больше и она широко разливается, заполняя речные поймы. В ветренную погоду, река волнуется, бурлит.

Вода в Волге чистая, светлая, прозрачная. Поэтому в реке водится много рыбы, да такой вкусной, какой нигде не видали. Только в Волге водится стерлядь, осетр, белуга, угорь.

В давние времена берега Волги были покрыты лесами. В них росли грибы, ягоды, орехи, лечебные травы. До появления железных дорог и автомобилей Волга была главным путем торговли, по которому обменивались товарами Юг и Север России. Трудится, трудится река день и ночь для людей, не зря назывли ее Волга - труженница, Волга - кормилица.

Теперь Волга совсем другая, чем была раньше. Идут по ней один за другим огромные корабли, теплоходы, баржи, белые пассажирские суда, где полно отпускников и туристов. Недаром Волгу называют рекой-курортом.

Для пассажиров Волга, как чудесная книга, много городов на ее берегах: больших и маленьких, древних (Ярославль, Нижний Новгород, а так же молодых и юнных (Тольятти, Приволжье). У каждого из них есть свой герб. Они все разные, но объединяет их голубой цвет - символ Волги. (Показ гербов). Мы живем в середине этой быстрой и красивой реки и называется оно Среднее Поволжье. А город наш - Самара. (герб).

Рассположился он на самом красивом месте: слиянии двух рек Волга и Самара. Если взглянуть на Волжские берега, открывается мир покоя и чарующей красоты. Писал о Волге великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов.

О, Волга! Колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я!

Один, по утренним зорям,

Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке,

Иду на помощь рыбакам,

Катаюсь с ними в челноке,

Брожу с ружьем по островам.

На берегах Волги строят заводы и фабрики: делают машины, строят

корабли, шьют обувь и одежду. И везде используют воду Волги.

Построили даже платину, и воды реки заствляют вращатся турбины электростанций, вырабатывая ток и освещая многие города. Но от этих фабрик и заводов вода стала грязной, потому что они сливают в реку использованную, с вредными веществами воду. Рыба от этого вымерла или ушла в другие воды. Осталось ее очень мало. В лесах, на берегах, погибают деревья, растения, стало меньше ягод, так как воздух загрязнен отходами заводов и выхлопами автомобилей.

Почему это произошло? Да потому что человек взялся переделывать Волгу, чтобы улучшить жизнь людей, а не подумал, не навредит ли это Волге, природе. Оказалось, что повредит. Поставили платину, перегородили реку, построили электростанцию, и пошла вода совсем в другую сторону, плотина вперед ее не пускает. Человеку хорошо – свет в дом пришел, а Волге плохо. Упирается вода в плотину, а пройти не может. Больно ей, болеет она.

Или еще пример: Стоит на берегу реки текстильная фабрика. Заливают там в котлы волжскую воду, засыпают порошок-краситель, чтобы ткань покрасить. Воду из котлов в Волгу сливают, краска в речную воду попала. Будет вода после этого чистой, прозрачной, вкусной? Будет она полезна рыбам, человеку? Нет конечно!

Теперь все ученые думают: что делать, чтобы спасти природу, как помочь Волге? Пока не придумали.

Публикации по теме:

Есть на Волге городок (фотоочерк)Есть на Волге городок (фотоочерк) Приглашаю посмотреть на город Юрьевец, что находится в Ивановской области. Панорама города красива. Широкая Волга! За ней гора холмов,.

Фотоочерк «Как по Волге-матушке»Фотоочерк «Как по Волге-матушке» Наш город стоит на великой русской реке Волге. Ее просторы можно увидеть,когда стоишь на волжском откосе,у стен Нижегородского Кремля. «Каждая.

Конспект непосредственно-организованной деятельности по развитию речи в старшей группе «Рассказ о весне» Цель: формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на схему. Задачи: • Закреплять знания о времени года «Весна», о характерных.

Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПРКонспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Музыкально-оздоровительное развлечение «Весёлое путешествие по реке Волге»Музыкально-оздоровительное развлечение «Весёлое путешествие по реке Волге» Музыкально-оздоровительное развлечение «Весёлое путешествие по реке Волге» старший дошкольный возраст Автор Шубенкова Татьяна Евграфовна.

Проект «Давно была война…» Рассказ «Возвращение. Часть 1. Григорий»Проект «Давно была война…» Рассказ «Возвращение. Часть 1. Григорий» Близится к завершению долгосрочный проект «Давно была война…». О вехах этого проекта не раз писала я в своем блоге за этот учебный год.

Проект «Давно была война…» Рассказ «Возвращение. Часть 2. Василий.»Проект «Давно была война…» Рассказ «Возвращение. Часть 2. Василий.» Почти год назад, летом, была у меня публикация о сказочной подмосковной деревни Лукошкино. Рассказала я тогда, что стоит в той деревне.

Проект «Я и мое тело» в старшей группе Актуальность проекта В дошкольном возрасте закладываются основы миро- и самопонимания. Создание целостного «образа Я» невозможно без физического,.

Проект «Магазин» в старшей группе Проект в старшей группе «Сюжетно-ролевая игра «Магазин»» Актуальность : В старшей группе для детей остаётся актуальным развитие речи,.

Проект в старшей группе «Подводный мир»Проект в старшей группе «Подводный мир» Актуальность: главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в старшей группе «Рассказ о Волге»
Опубликовано: 31 мая 2021 в 14:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД