Кангина Ирина
Проект «Воспитание духовности посредством приобщения детей к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Первые представления о родной стране, которые ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, культуре, быта людей.
Введение национальной культуры в обиход дошкольников предполагает понимание и ориентацию на психологию народа, которая вырабатывается веками и поэтому позволяет наиболее адекватно формировать личность. (Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Интерес к народному творчеству является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения к народной мудрости, которая передаётся из поколения в поколение).
Публикация «Проект „Воспитание духовности посредством приобщения детей к русской народной культуре“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Существенные особенности проектной деятельности с дошкольниками заключаются в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому значительно возрастает роль взрослых в создании условий для стимулирования направленного интереса детей.
Исподволь, ненавязчиво, играя, педагог подталкивает и направляет ребят к решению проблемы задуманного содержания. Но и здесь исключительное место занимают отношения «ребёнок – взрослый», которые строятся на соучастии, сотворчестве. Планируя проект, взрослый подводит воспитанников к ощущению своей причастности к этому процессу.
Педагог должен с пониманием относиться к желанию ребёнка. Ведь «интересно то, что интересно». Взрослый мотивирует деятельность ребят. Высокий уровень мотивации – залог работы над проектом.
Проект – это игра всерьёз; результаты её значимы для детей и педагогов. С помощью проекта достигается основная цель – формирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе приобщения их к русской культуре. Дети знакомятся и изучают русские народные игры, пословицы, поют русские народные песни, водят хороводы, в которых так хорошо сочетается и пение, и движение.
Задачами проекта стали:- знакомство детей с народными традициями
- развитие у детей стремления к созидательной деятельности
- воспитание любви к Родине, уважения к традициям русского народа
- воспитания отзывчивости на красоту русской природы и народного
искусства
- поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков
Актуальность данного проекта несомненна, ведь в настоящее время потеряна связь между поколениями: молодые родители почти ничего не знают о русских обычаях, не знают обычаев и обрядов. Соответственно и дети, начиная с дошкольного возраста испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций к народным пословицам, поговоркам, хороводам, танцам и играм. Чтобы избежать этого, необходимо воспитывать патриотические чувства направленные устои, интерес к русским традициям и обычаям уже в младенческом возрасте.
Проект делится на две формы организации учебной деятельности:
- непосредственно образовательная деятельность (составлена таким
образом, чтобы максимально заинтересовать детей, дать необходимые
знания о культуре и быте русского народа)
- свободно-самостоятельная деятельность детей
Проект рассчитан на три месяца (март, апрель, май) для детей подготовительной к школе группы. Он ориентирован на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:
- совместная деятельность педагога и ребёнка по реализации проекта;
- совместная деятельность детей;
- совместная деятельность детей с родителями;
- совместная деятельность педагогов с родителями
(см. Приложение № 1)
Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке взрослого, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков; применение полученных знаний в разных видах деятельности.
Схема приобщения детей к традиционной народной культуре
• НОД, наблюдения, игры, беседы
• консультации для педагогов, родителей
• праздники, досуги и развлечения
• посещение музеев, творческих выставок
• презентация проекта
В работе над проектом были учтены две распространённые ошибки: вульгаризация русской культурной традиции (представление её в виде выхолощенного концертного фольклора) и сведение её только к народно-крестьянской традиции. А ведь наши традиции – это ещё и русская классика в поэзии, литературе, музыке, и открытость восприятию шедевров культур соседних народов. Реализация проекта проходила в несколько этапов.
В рамках работы над проектом на первом подготовительном этапе была выделена такая важная особенность русской народной культурной традиции, как приоритет духовного, т. е. умение за разными конкретными предметами и явлениями, видеть их духовную и душевные стороны, без чего не может быть гармоничной личность.
Исходя из этого были определены три концептуальных аспекта.
Первый – приоритет духовных ценностей над прагматичной выгодой. Этим приоритетом пронизаны сюжеты народных сказок, тексты песен и даже смысл плясок и танцев.
Одухотворённость любой работы, в т. ч. самой простой, вытекает приоритета духовного. Народная традиция учит видеть творчество даже в технически примитивных работах, в ежедневном труде и быте. Все поделки, изготовленные на Руси даже маленькими детьми, использовались по назначению и со смыслом.
Приоритет духовного пронизывает и народный календарь, служащий конвой годового цикла жизни. Детям доставляют огромную радость не только сами народные праздники, но и подготовка к ним.
И тут попутно, без всякого напряжения решаются педагогические задачи: дошкольники знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. Кроме того, на «посиделках» и других праздниках и развлечениях в разных формах и всевозможными способами осуществляется своего рода социализация детей, им сообщаются этические и эстетические нормы, которые следует соблюдать во взрослой жизни.
Мероприятия каждого этапа были продуманы совместно с педагогами с учётом интересов детей. На подготовительном этапе проекта с воспитанниками была проведена беседа «Что мы знаем о Руси», в ходе которой был выявлен уровень знаний детей о жизни предков на Руси (их культуре, быте, традициях).
С родителями воспитанников была проведена консультация на тему «Что можно рассказать детям о родном крае», в ходе которой родителям было предложено посетить с детьми краеведческий музей, фотовыставки.
Основной этап проекта предусматривал несколько направлений:
- теоретические, познавательные стороны (беседы, викторины,
концерты детей из школы искусств, на которых дети знакомятся с
русскими народными инструментами; с песнями и русскими
хороводами; обрядовыми костюмами)
- применение воспитанниками полученных знаний в игре, свободной
самостоятельной деятельности (дидактические игры «Песенки-
чудесенки», «Узнай инструмент», «Сложи картинку», «Народы, как
одна семья»; досуг «Веселье да смех у нас лучше всех»)
- театрально-художественная деятельность (выставка рисунков,
аппликаций, пение песен, вождение хороводов, «Весенние
посиделки», ярмарка).
Если на начало проектной деятельности дети имели небольшое представление о быте, традициях русского народа, то к его окончанию, получив возможность ближе соприкоснуться с историческим прошлым, они глубже познакомились с поэтическим, музыкальным и игровым фольклором, прониклись уважением к родной культуре.
У детей не только расширился запас знаний о предметах быта, но и повысился интерес к познанию жизни своих предков. У ребят расширился и обогатился словарный запас. У многих воспитанников стала проявляться индивидуальность в общих плясках, играх, благодаря импровизационному характеру народных праздников и обрядов. Дети стали более свободно общаться со сверстниками и взрослыми…
Следует помнить, что не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем. И именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.
Воспитание дошкольников в русле русской культурной традиции – это не только средство духовного и интеллектуального развития личности, но и профилактика таких деформаций личности, как эгоцентризм, увлечение «вещизмом» или пессимистический, пассивный взгляд на жизнь. Поэтому так важно обращение к российской старине, ведь «всё начинается с детства»!