Надежда Котова
Проект по экологии «Наблюдение за веточкой сирени»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по экологии
«Наблюдение за веткой сирени»
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный (3 недели)
Интеграция образовательный областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»,
«Речевое развитие»
- Виды детской деятельности.
Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Публикация «Проект по экологии „Наблюдение за веточкой сирени“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сирень, кустарник
- Сирень. Наблюдение за сиренью
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники проекта : дети младшей группы, педагоги группы, родители.
Предмет исследования: ветка сирени
Актуальность темы: Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста и развития, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, наблюдая в помещении детского сада за развитием, например, срезанной ветки сирени.
Цель проекта :
Совершенствовать знания детей о том, что дерево – живой организм, и об условиях, необходимых для его существования в природе (вода, тепло).
Задачи проекта :
1. Формировать представление о деревьях, показать их развитие в весенний период.
2. Обнаружить изменения в состоянии веток - почки на веточке (спят, показать значение воды в жизни растений, поставить на свет, (Показать влияние света и воды на рост листьев на ветках.) Добавить сахар для питания.
3. Вызвать у детей познавательный интерес к явлению распускания листьев на деревьях.
4. Развивать способности анализировать изменения, происходящие с растениями, находящимися в домашних и обычных условиях природы.
5. Развивать наблюдательность детей за природными объектами, явлениями, с ними происходящими.
6. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность.
7. Показать значение воды и тепла для распускания листьев на деревьях.
2
8. Развивать любознательность и познавательную активность.
9. Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.
10. Формировать представления о значении растений в жизни человека.
11. Привлечь родителей к проектной деятельности, показать значимость исследований и наблюдений детей в природе в развитии познавательных способностей, любознательности.
Предполагаемый результат:
У детей расширятся и углубятся знания и представления о деревьях.
Через экспериментальную деятельность разовьется интерес и познавательные умения.
Результат проекта : После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую распусканию листьев на деревьях (свет, вода, тепло). Работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки, подбор стихотворений.
Формы работы:
Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход.
Совместная деятельность:
1. Участвовать в сезонных наблюдениях во время прогулки, в разговорах о деревьях на участке.
2. Сравнивать ветки сирени на улице и в группе (в вазе с водой).
3. Рассматривание иллюстраций цветущих кустов сирени.
4. Рисование «Ветки сирень в вазе».
5. Лепка «Ветка сирени».
Этапы исследования:
1 этап. Постановка проблемной ситуации.
Наблюдение за почками деревьев и кустарников.
Цель: расширять знания детей о деревьях и кустарниках; сравнить, их почки. Способствовать повышению интереса к исследованию.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, организует беседу.
Я, раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня. (весна).
О каком времени года говорится в загадке?
Перечислите признаки весны.
Что произошло с почками весной?
Они маленькие или большие?
Предложить понюхать почки. Как они пахнут?
Предложить осторожно потрогать почки. Какие они?
3
Т. Уманская
- Расскажите, почки,
Что у вас внутри?
- Клейкие листочки!
Хочешь, подсмотри,
Как чешуйки сдвинув,
Выглянут на свет.
И дивнее дива –
У природы нет!
В стужу ли, в метели,
(Всем зима страшна,
В нас, как в колыбели,
Пряталась весна!
Н. Родивилина
Выпал снег, но день весенний.
Почки, гляньте – приоткрылись!
Это веточки сирени
Не на шутку расхрабрились.
Как смотреть на них приятно –
Что за чудо - эти почки!
И совсем невероятно –
В них почти уже листочки!
Ну, зачем раскрылись крошки –
Вдруг замёрзнут? Как без почек?
Чем бы их прикрыть немножко?.
Жаль, что маленький платочек!
Хотите быстрее увидеть листочки сирени? Как это можно сделать? Что нужно для того, чтобы листочки появились раньше. Давайте, возьмём несколько веточек в группу и посмотрим, что произойдёт.
2 этап. Проведение исследования в группе и дома.
1. Поставили в воду веточки сирени.
Н. Зубарева
Ну, давайте же, почки,
Выпускайте листочки!
Просыпайтесь от сна –
Пусть наступит весна!
Целью данного опыта являются: обнаружить изменения в состоянии веток - почки на веточке (спят, показать значение воды в жизни растений, поставить на свет.
Каждый день наблюдали, как почки увеличиваются и скоро появиться первые листочки. Ю. Симбирская
4
Вот малюсенький листочек,
В окруженьи толстых почек.
Самый первый, он в разведке,
Он сидит на нижней ветке:
- Всё в порядке, братцы!
Можно распускаться!
2. Прошло две недели: появились зеленые листочки.
В. Левин
-Здравствуйте листочки!
Откуда вы?
-Из почки.
-А я- из дома детский сад,
И я вам очень-очень рад.
3. Работа с родителями.
Родителям было предложено так же поставить в воду дома веточки деревьев и вместе наблюдать. Дети с удовольствием рассказывали о том, что у них дома тоже стоят веточки в воде. Каждый день с радостью сообщали, что нового они заметили, а сколько восторга было, когда появлялись листочки.
3 этап. Вывод по исследовательской деятельности.
1. Беседа с детьми.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на наши веточки и на деревья на улице. Чем они отличаются? Как вы думаете, почему на наших веточках листочки появились быстрее?
Дети сами сделали вывод, что для того, чтобы распустились листья, нужны тепло, свет и вода.
Затем объясняю детям, что одним из важнейших свойств воды - давать жизнь всему живому.
Выставка детских работ.