Елена Колесова
Проект «Народная игрушка» во второй младшей группе
Проект «НАРОДНАЯ ИГРУШКА»
Сроки проекта : краткосрочный - 1 неделя (с 12.03. –по 16.03.)
Участники проекта : дети второй младшей группы,
родители,воспитатели
Вид проекта : творческий, игровой.
Цель проекта : Познакомить детей с русским народным творчеством на примере матрешки; дать представления детям о том, как нужно играть с матрешкой.
Задачи:
Публикация «Проект „Народная игрушка“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
1. Обогащать и расширять знания детей о русском народном творчестве через народную игрушку - матрешку.
2. Развивать мелкую моторику детей, внимание в играх с матрешкой.
3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
4. Поддерживать интерес к русскому народному творчеству.
Актуальность:
- Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
- Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
- Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Гипотеза:
Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить ребенка выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установление координации рук и глаз, развивает у ребенка восприятие окружающего мира, его мышление.
Проблема:
Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Ожидаемый результат :
1) заинтересованность детей и родителей темой русская народная игрушка.
2) проявление познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики.
3) совместные игры детей и родителей дома с матрешкой.
4) знания детей об особенностях костюма матрёшки (выделять детали костюма матрёшки - сарафан, платок, фартук);
5) расширить и активизировать словарный запас слов;
6) расширить знания детей и родителей о народной игрушке-матрешке.
умение играть с ней.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Сроки проекта : краткосрочный - 1 неделя (с 12 по16 марта).
Вид проекта : творческий, игровой.
Проект включает в себя три этапа:
1. Подготовительный.
2. Основной – реализация проекта.
3. Заключительный – итоги проекта.
1-Й ЭТАП (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ) :
- Составление перспективного плана, конспекты занятий. (см. Приложение 1)
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Наглядная информация для родителей о проведении недели «Народная игрушка - матрешка», (см. Приложение 3)
- подбор литературы, иллюстраций;
- подбор материалов для изодеятельности;
- сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, интернет); (см. Приложение 2)
- подбор методической и художественной литературы по теме «Русская народная игрушка».
- создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проект
II -Й ЭТАП: ОСНОВНОЙ. Приложение 1
Планирование воспитательно – образовательной работы
Цель: Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки,потешки и др.)использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.
День недели Режим Интеграция областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции ОО Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
(центры активности, все помещения группы)
Групповая/ подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
12.03.18
Понедельник П,К,Т,С,ФК,ХТ,ХЧ,М Утренняя гимнастика. «Цирковые медвежата» Т. Е. Харченко стр 40.
Продолжать учить детей приветливо здороваться при входе в группу.
Рассматривание картинок с русскими народными игрушками. «В гости к нам пришла матрешка». Формировать привычку жевать пищу аккуратно, не торопясь, с закрытым ртом. (все дети)
Индивидуальная работа с Сережей, Аней, Сашей. – закрепление навыков самообслуживания.
Дидактическая игра: «Собери матрешку».
Цель: учить действовать детей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве.
Подборка наглядно – дидактического материала по теме «Народная игрушка - Матрешка»
В книжном уголке выставить книги по тематике недели для ознакомления с ними детьми.
НОД ХТ
К Музыка по плану муз. руководителя.
Речевое развитие. Игра-занятие «Знакомство с матрешкой» - Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку. Выделять особенности внешнего вида (у матрешки есть голова круглой формы, туловище продолговатой, ручки, она наряжена в сарафан, кофточку и фартук, на голове у неё косынка, вся её одежа украшена цветами, учить замечать яркость цветовых образов в народной игрушке, продолжать развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на произведение искусств, воспитывать бережное отношение к игрушкам,детальное рассматривание, вопросы, активизация речи.
Прогулка П,К,Т,С,ФК,ХТ,ХЧ, Наблюдение за весенними изменениями в природе.
Цель: Систематизировать представления детей о весне по основным, существенным признакам. Расширять представления детей о природных явлениях весной, об их значении в жизни нашей планеты. Индивидуальня работа с Матвеем, Аней и Катей С.
Основные виды движений: бег с высоким подниманием колена; бег в определённом направлении.
Цель: Развивать умение бегать в определенном направлении, поднимать ноги при беге. П/ и: Кто быстрее добежит до флажка?»
«Карусели»
Цель: Развивать умение при беге преодолевать препятствия.
Развивать меткость, глазомер.
Труд.
Сбор осыпавшихся сломанных ветром веток на участке.
Цель: Воспитывать трудолюбие, желание помочь взрослым.
Работа
перед сном Рассматривание иллюстрированной книжки - малышки с потешками
Вечер П,К,Т,С,ФК,ХТ,ХЧ,М Гимнастика после сна.
«Мы проснулись потянулись»
Чтение художественной литературы детям Чтение художественной литературы
И. Лыкова «Румяные матрешки».
Цель: Приучить детей слушать произведение, приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы Индивидуальная работа с Сашей, Аней, Сережей – д/и «Собери бусы». Цель: развивать мелкую моторику рук. Сюжетно-ролевая игра «Дом». Продолжать формирование ролевого взаимодействия: ориентировать ролевое поведение ребенка на партнера-сверстника, выделять в совместной игре необходимость обозначения игровых ролей. Атрибуты для с-р игры «Дом»,
д/и «Собери бусы»;
И. Лыкова «Румяные матрешки».
Взаимодействие с родителями Индивидуальные беседы с родителями о самочувствии детей.
День недели Режим Интеграция областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции ОО Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
(центры активности, все помещения группы)
Групповая/ подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
13.03.18
Вторник П,К,Т,С,ФК,ХТ,ХЧ,М Утренняя гимнастика. «Цирковые медвежата» Т. Е. Харченко стр 40.
Игра «Хитрые матрешки»
Цель: познакомить детей с тем, что у матрешки есть вкладыши.
Муз. -дид. игра «Колыбельная песенка для матрешки».
Цель: учить петь напевно, развивать голосовой аппарат.
Дидактическая игра «Назови фигуру». Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. (Костя., Катя С.)
В уголке творчества - рисование «Раскрась матрешку».
Цель: продолжать учить правильно держать карандаш, заштриховывать изображение стараясь не выходить за контур, развивать мелкую моторику рук.
Атрибуты для д/и «Назови фигуру», раскраски.
Самостоятельная игровая деятельность в зонах активности в группе.
НОД ФК
ХТ Занятие 49 стр 60 С. Ю. Федорова.
Лепка. «Украшение фартука для матрешки»
Прогулка П,К,Т,С,ФК,ХТ,ХЧ, Наблюдение за небом.
Продолжать знакомить детей с различными погодными явлениями. Развивать наблюдательность.
Игровое упражнение «Чего не стало?» Цель: развивать наблюдательность, внимание Основные виды движений: бег в определённом направлении, бег змейкой друг за другом. Цель: Формировать умение бегать в определенном направлении, развивать ориентацию в пространстве.
П / И «Бегите ко мне»
«Самолетики» Цель: Формировать умения быстро бегать по сигналу воспитателя.
Приучать детей двигаться цепочкой, обходя препятствия, поднимать руки в стороны. Трудовые поручения: Расчистка участка от веток.
Совершенствовать трудовые навыки.
Работа
перед сном Культурно-гигиенические процедуры. Чтение потешек.
Вечер П,К,Т,С,ФК,ХТ,ХЧ,М Гимнастика после сна.
Чтение художественной литературы детям – В. Приходько «Матрешка».
Цель: Приучить детей слушать произведение, приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы
Индивидуальная работа с Сашей,Матвеем, Аней с одной, двумя матрешками «Матрешка, ты где?»
Цель: формировать умение, затормозить свое действие или же наоборот, начать действие по речевому сигналу. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продолжать формирование ролевого взаимодействия: ориентировать ролевое поведение ребенка на партнера-сверстника, выделять в совместной игре необходимость обозначения игровых ролей. Атрибуты для с-р игры «Семья», д/и «Матрешка, ты где?», В. Приходько «Матрешка».
Предложить детям мозаику для самостоятельной игры.
Взаимодействие с родителями Индивидуальные беседы с родителями о самочувствии детей.
Наглядная информация для родителей о проведении недели «Народная игрушка - матрешка»,
День недели Режим Интеграция областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции ОО Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
(центры активности, все помещения группы)
Групповая/ подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
14.03.18
Среда П,К,Т,С,ФК,ХТ,ХЧ,М Утренняя гимнастика. «Цирковые медвежата» Т. Е. Харченко стр 40.
Чтение художественной литературы:
«Жили - были матрешки», Н. Стецюк «Сказка о матрешках».
Цель: Приучить детей слушать произведение, приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы.
Привлекать детей к сервировке столов к завтраку. Формировать навыки дежурства по столовой: расставлять салфетницы, раскладывать ложки.
Игры детей с матрешками.
Цель: поддерживать у детей интерес к матрешке, учить играть с ней, в уголке ряженья наряжаться и обыгрывать образ матрешки перед зеркалом.
Самостоятельная игровая деятельность в зонах активности в группе.
НОД П
ФК ФЦМК. Ознакомление с природой.
Занятие 50 стр 61 С. Ю. Федорова.
Прогулка П,К,Т,С,ФК,ХТ,ХЧ, Наблюдение за птицами.
Цель: Продолжать формировать умение наблюдать за птицами. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать у детей любовь к птицам.
Основные виды движений: бег в определённом направлении, бег с высоким подниманием колена. Формировать умение выполнять бросок энергично, используя замах при метании снежков вдаль.
П/И «Птички полетели»
«Самолетики»
Развивать умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Приучать детей двигаться цепочкой, обходя препятствия, поднимать руки в стороны.
Атрибуты к игре, Самостоятельная двигательная активность детей на свежем воздухе с игровым материалом и спортивным инвентарем
Работа
перед сном Культурно-гигиенические процедуры. Чтение р. н. с. «Три медведя»
Вечер П,К,Т,С,ФК,ХТ,ХЧ,М Гимнастика после сна.
Сюжетно-ролевая игра «Доктор». Продолжать формирование ролевого взаимодействия: ориентировать ролевое поведение ребенка на партнера-сверстника, выделять в совместной игре необходимость обозначения игровых ролей.
Индивидуальная работа с Сережей, Аркашей, Матвеем. Цель: совершенствовать умение правильно держать карандаш. ,штриховать предметы круглой формы,не выходя за контур. Настольно игра «Сложи матрешку».
Цель: Упражнять детей в составлении целого предмета из двух, четырех частей.
Атрибуты для с-р игры «Доктор», Настольно игра «Сложи матрешку».
Предложить детям набор детских музыкальных инструментов для самостоятельного музицирования.
Взаимодействие с родителями Индивидуальные беседы с родителями о самочувствии детей.
Консультация для родителей «Совместные игры детей и родителей дома с матрешкой.»
День недели Режим Интеграция областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции ОО Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
(центры активности, все помещения группы)
Групповая/ подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
15.03.18
Четверг П,К,Т,С,ФК,ХТ,ХЧ,М Утренняя гимнастика. «Цирковые медвежата» Т. Е. Харченко стр 40.
Дидактическая игра «Матрешка большая и матрешка маленькая» Цель: Учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину.
Продолжать учить понимать слова «большая – маленькая».
Закреплять цвета, развивать сенсорные способности.
Развивать игровую деятельность детей. Д/и «Сложи орнамент». Цель: Уметь составлять орнамент из элементов. Развить логику, воображение. (Костя, Катя Б.) Ситуативный разговор: «Вежливость» (беседа о важности «хороших слов», о необходимости здороваться и прощаться, а так же благодарить за помощь).
Рассматривание альбома с различными видами матрешек.
Пополнение предметно - пространственной среды в группе.
НОД П
ХТ ФЭМП
Рисование «Сарафан для матрешки»
Прогулка П,К,Т,С,ФК,ХТ,ХЧ, Наблюдение за деревьями берёзой и елью.
Цель: продолжать формировать у детей представления о деревьях;
развивать наблюдательность; воспитывать желание защищать и оберегать природу
Индивидуальная работа в прыжках. Цель: развивать способность распределять внимание в двигательной деятельности. (Сережа,Аркаша.) П/И «Прыгайте зайчата»
«Попади в цель». Цель: Развивать у детей умение прыгать вперед на обеих ногах.
Развивать умение делать замах и бросок. Атрибуты к игре, Самостоятельная двигательная активность детей на свежем воздухе с игровым материалом и спортивным инвентарем
Работа
перед сном Культурно-гигиенические процедуры
Вечер П,К,Т,С,ФК,ХТ,ХЧ,М Гимнастика после сна.
Конструирование
Тема: «Дом для матрешки» (2 кирпичика, 2 призмы)
Цель: упражнять в умении ставить кирпичики на узкую длинную сторону на расстоянии друг от друга, делать перекрытие из призмы.
Индивидуальная работа сКатей С., Аней и Сережей д/и «Расставь по размеру». Цель: закреплять навыки классификации предметов Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Продолжать формирование ролевого взаимодействия: ориентировать ролевое поведение ребенка на партнера-сверстника, выделять в совместной игре необходимость обозначения игровых ролей.
Атрибуты для с-р игры «Детский сад», д/и «Расставь по размеру»,
Предложить детям крупный строительный материал для самостоятельного конструирования.
Взаимодействие с родителями Индивидуальные беседы по запросам родителей о самочувствии детей.
День недели Режим Интеграция областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции ОО Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
(центры активности, все помещения группы)
Групповая/ подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
16.03.18
Пятница П,К,Т,С,ФК,ХТ,ХЧ,М Утренняя гимнастика. «Цирковые медвежата» Т. Е. Харченко стр 40.
Пальчиковые игры
«Матрешки».
Цель: Учить детей согласовывать детей со словами.
Развивать мелкую моторику пальцев рук. Дидактическая игра «Собери матрешку».
Цель: Учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину.
(Матвей,Аня)
Центр творчества: работа с раскрасками «Матрешки» Цель: продолжать учить детей закрашивать предметов, не выходя за контур, закрепление дополнительных цветов: голубой, розовый, оранжевый
Самостоятельные игры детей в игровых уголках. Поощрять самостоятельность детей, оказывать помощь при выборе предметов-заменителей.
НОД ФК
ХТ
Музыка Хороводная игра «Мы матрешки».
Цель: приобщать детей к выразительному исполнению не сложных хороводов
Прогулка П,К,Т,С,ФК,ХТ,ХЧ, Наблюден за осадками. Цель: закреплять знания о признаках весны. Поддерживать интерес к явлениям неживой природы.
П / и «Воробьи и кот»
Д/и «Назови действия». с Катей С и Катей Б)
Цель: уметь заканчивать предложения педагога, подбирая по смыслу соответствующий глагол.
(Катя-стоит,Аня –прыгает, Сережа –идет,Аркаша едет на саночках)
П/и «Самолеты».
«Найди, где спрятано».
Цель: упражнять в беге, действиях по сигналу воспитателя; воспитывать ловкость; учить ориентироваться в пространстве;
воспитывать внимание
Трудовые поручения: Сбор поломанных веток на участке.
Цель:
воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым; формировать навыки коллективного труда; приучать к самостоятельному выполнению поручений.
Работа
перед сном Культурно-гигиенические процедуры. Формировать умение детей намыливать руки мылом и смывать тщательно водой,пользоваться инд. полотенцем.
Вечер П,К,Т,С,ФК,ХТ,ХЧ,М Гимнастика после сна.
Настольная игра «Парные матрешки»
Упражнять детей составления целого предмета из двух, четырех частей.
Загадки о матрешке
Дид. Игра «Разбери матрешку» с Аркашей.
Выставка детского творчества по теме.
Сюжетно-ролевая игра: «К нам пришли гости».
Цель: Воспитывать доброжелательность, вежливость, дружеские взаимоотношения в игре. Продолжать учить детей строить диалог в игре
Взаимодействие с родителями Индивидуальные беседы по запросам родителей о самочувствии детей.
Советы «Русские народные песенки и потешки для чтения и прослушивания дома»