Проект «Народная культура и традиции. Народная игрушка» (группа компенсирующей направленности)

Филенко Ольга
Проект «Народная культура и традиции. Народная игрушка» (группа компенсирующей направленности)

Проект «Народная культура и традиции. Народная игрушка(Группа компенсирующей направленности)

Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный.

Участники проекта: Дети, педагоги, родители.

Актуальность проекта:

Игрушки имеют особое значение в жизни детей младшего дошкольного возраста. Игрушки для детей – это особый мир - мир взрослых в миниатюре. Играя, дети постигают окружающий мир, моделируют своё поведение в будущей взрослой жизни.

В наше время у детей большое разнообразие в игрушках, но они не имеют представления о традиционной русской игрушке. Да и многие взрослые имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей народа.

На примере народной игрушки, можно узнать о традициях, истории, культуре своего народа. Игрушка зародилась и развивалась вместе с человеком как часть его культуры, появившись вначале внутри семьи. В каждом селе, в каждой семье, где были дети, традиционно делали свои игрушки. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимание мира и человека в нем. В игрушки, которые создавались для своих детей, отцы, матери, бабушки и дедушки вкладывали свою любовь и мудрость.

Цель проекта:

Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной игрушки.

Задачи проекта:

- Коррекционно-развивающие:

.

• Познакомить с историей народной игрушки (деревянной, тряпичной, глиняной);

• Формировать представления детей о русской народной игрушке;

• Развивать воображение, художественный вкус и творческое мышление на примере народных игрушек;

• Развивать познавательный интерес, творческие способности, фантазию, воображение;

- Коррекционно-обучающие:

• Обогащать словарь детей новыми словами;

• Познакомить с содержанием игр с народными игрушками, возможностью

использования их в разных видах детской деятельности;

• Развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук;

- Коррекционно-воспитательные:

• Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к народной игрушке; воспитывать бережное отношение и заботу о ней;

• Воспитывать любовь к традициям русской народной культуры;

• Провести выставку поделок, рисунков;

• Повышать заинтересованность родителей к продуктивной деятельности с детьми;

• Привлечь родителей к участию в проекте через пополнение тематического уголка, создание выставки «Народная игрушка».

Предполагаемый результат проекта:

• Дети знают, что такое русская народная игрушка, какие бывают игрушки;

• Знания детей об особенностях костюма матрешки (выделяют детали костюма матрешки — сарафан, платок, фартук);

• У детей наблюдается активизация словаря по теме «Русская народная игрушка».

• Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность; укреплены семейные связи.

Этапы реализации проекта.

1 этап: Организационный

• Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта;

• Пополнение книжного уголка литературой, иллюстрациями, предметами по теме проекта;

• Подбор литературы по теме проекта: стихотворения, песенки, рассказы, сказки, пословицы, поговорки;

• Подбор игр, мультфильмов и иллюстраций по данной теме;

• Ознакомление родителей с темой проекта и дальнейшая работа по взаимодействию в рамках проекта;

• Разработка занятий, определение тематики бесед.

2 этап: Основной

Интегрирование проектной деятельности в образовательные области.

1.Речевое развитие: Чтение и проведение бесед по сказкам «Сказка на ночь про матрешек», «В некотором царстве, деревянном государстве…», стихотворение С. Я Маршака «Ванька-Встанька», русская народная сказка «Сивка-бурка», чтение и разучивание стихотворений, потешек, загадок о народных игрушках;

2. Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов по теме проекта, рассматривание элементов росписи на русских народных игрушках,просмотр презентаций: «Путешествие в страну глиняных игрушек», «История создания Матрешки», «Куклы из бабушкиного сундука»;

3.Прослушивание музыкальных произведений: «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель» муз. Ю Чичкова, сл. П. Синявского; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Наша Хохлома» сл. Синявского, муз. Чичкова;

4.Просмотр мультфильмов: «Жили-были матрешки…», музыкальный мультфильм «Матрешки»;

5.Познавательное развитие:проведение бесед: «Откуда к нам пришла игрушка», «В гости к нам пришла матрешка», «Бабушкины куклы», «Игрушки не простые – глиняные и деревянные расписные»;

6.Художественно-эстетическое развитие: рисование акварелью «Филимоновский петушок», аппликация из пластилина «Лошадка», изготовление тряпичной куклы «Бессонница» и куклы -оберег из ниток, раскрашивание иллюстраций по теме проекта, конструирование из строительного материала «Домик для Матрешки»;

7.Физическое развитие: Физкультминутки «Матрешки танцуют», «Дружные матрешки», Подвижные игры «Как у наших у ворот», «Ручеек», хороводная музыкальная игра «Гори, гори ясно!»;

8.Социально-коммуникативное развитие: сюжетная игра «Матрешки ходят в гости», Игры (дидактические, пальчиковые, настольно-печатные): «Разрезные картинки», «Угадай по описанию», «Один-много», «Найди пару (тень)», «Продолжи ряд», «Соедини (обведи) по точкам», «Подбери узор», «Что бывает из дерева, глины, ткани», «Что лишнее?», «Наряди матрешку», домино, лото, пазлы, пальчиковые игры по теме проекта;

9.Работа с родителями: участие родителей в пополнении предметно-развивающей среды и книжного уголка, изготовление буклета для родителей «Матрешка- детская развивающая игрушка»;

3.Заключительный этап:

1. Выставка творческих работ, поделок, рисунков детей, выполненных в ходе реализации проекта;

2. Проведение фольклорного праздника «Народная игрушка».

Вывод:

В ходе реализации проекта «Народная игрушка» были созданы необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными игрушками. Была организована выставка творчества детей. Дети и родители приняли активное участие в проекте: читали стихи и потешки о народных игрушках, разучивали песенки.

Публикации по теме:

«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение.

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе Календарно-тематическое планирование тематической недели "Народная культура и традиции" в старшей группе. День недели: Понедельник I половина.

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» по теме «Народная культура и традиции России» ТЕМА: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИПодготовительная группа Программное содержание: Продолжать знакомить с народной культурой, традициями.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Проект «Народная культура и традиции. Народная игрушка» (группа компенсирующей направленности)
Опубликовано: 20 января 2021 в 21:28
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 февраля. День клякс на МААМ

Случайным пятнам, которые раньше осложняли школьникам жизнь, а сейчас используются в изобразительном искусстве, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой специальных игр и...

28 февраля. День сказочных домиков на МААМ

Вполне естественно, что сказочные персонажи живут в необыкновенных волшебных дворцах и сказочных домиках. Под впечатлением приключений любимых сказочных и мультипликационных героев, дети охотно рисуют,...

Оформление музыкально зала к женскому Дню Восьмое марта
Детский сад- особое место в нем занимает музыкальный зал. Именно здесь ребята получают море удовольствия, массу позитивных впечатлений. Организация праздника...
Мастер-класс по конструированию с использованием бросового материала «Армейский бинокль»
Цель: развивать конструктивные умения и навыки. Задачи: формировать умение конструировать объемную игрушку из картона; развивать память, фантазию,...
Проект «Разноцветная неделя» в среней группе
ПРОЕКТ «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Танцевали мы и пели, Так устали, просто чудо! Разноцветную неделю Мы устроим вам повсюду. Что же это за...