Лучший педагог года

Проект «Народная тряпичная кукла» для детей 5–7 лет

Алия Аргынбаева
Проект «Народная тряпичная кукла» для детей 5–7 лет

«Тряпичная кукла - кладезь народной

мудрости, хранительница преданий,

обрядов и традиций своего народа»

М. Е. Салтыков - Щедрин

Актуальность темы

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забыть о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету.

Публикация «Проект „Народная тряпичная кукла“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах

И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть.

Мне кажется, что наряду со знанием компьютера, калькулятора, различных игрушек типа «Тетрис», ребёнку совсем не помешает иметь представление о народных тряпичных кукол, счёте на камешках, узелках, о русских народных играх, песнях. Народная тряпичная кукла - удивительно совершенная и ценные рукотворные изделия народной культуры, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Кукла выполняет воспитательную функцию, учит рукоделию, способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей ребенка. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы - внимание, память, наблюдательность, воображение, память, речь. Во время работы можно петь, рассказывать сказки, разговаривать, и в этом смысле народная кукла без сомненья сохранила свои магические свойства – это сплачивает семью и настраивает на добрый и позитивный лад.

Знакомя детей с народными тряпичными куклами, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной тряпичной кукле есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны. Пускай сегодня полки магазинов ломятся от барби и винкс, любая девочка будет с удовольствием играть с куклой, сделанной своими руками.

Гипотеза

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, традициями, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за её пределами.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной куклой.

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования;

2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы;

3. Учить изготавливать тряпичных народных кукол самостоятельно и с помощью воспитателя.

Развивающие:

1. Развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления, материалах, используемых для их изготовления.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к народной тряпичной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

2. Воспитывать интерес и любовь творчеству, народным играм, народной музыке.

3. Вовлечь родителей в творческую и продуктивную деятельность.

Участники проекта : дети 5-7 лет, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

Тип проекта : Познавательно- творческий, долгосрочный.

Сроки реализации проекта : 6 месяцев

Продукт проектной деятельности : папка раскладушка с консультациями, памятка для родителей, презентации, фотоальбом «Куклы-мотанки», мини-музей «Народная тряпичная кукла».

Формы реализации проекта : беседа, информация для родителей, мультимедиа, игры.

Методы проекта : практический, познавательный, наглядный, словесный, опрос.

Предполагаемый результат:

Для детей

1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для ее изготовления.

2. Для детей созданы необходимые условия для ознакомления с тряпичной куклой :

-подборка иллюстраций и фотографий;

-альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;

-выставка мини-музея «Народная тряпичная кукла».

3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

4. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.

Для педагогов:

1. Повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;

2. Распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях города, и района, в публикациях на интернет-сайтах.

Для родителей:

1. Вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

Необходимые условия реализации проекта.

-Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах.

-Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности.

-Активное сотворчество взрослого и детей, их общие переживания, чувства сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с детьми, способность дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрять их воображение и фантазию.

Этапы реализации проекта

Этап 1. Теоретический.

1. Информационный и рекламный блоки.

2. Проведение опроса - анкетирование.

3. Подбор методической литературы, создание библиотеки по народным тряпичным куклам для детей старшей группы.

Этап 2. Подготовительный.

1. Создание предметно — развивающей среды:

-создание дидактических игр;

-создание эстетической обстановки атмосферы национального быта – русский уголок;

-создание уголка сказки, ряжений, уголка «мастерилки».

2. Составление плана работы с детьми.

3. Оформление схем последовательности изготовления тряпичных кукол.

4. Взаимодействие детского сада и социума микрорайона: библиотека школы, СДК, родители.

Этап 3. Практический.

1. Дни открытых дверей;

2. Встречи за круглым столом с родителями, мастер-классы;

3. Практические занятия, консультации для педагогов;

4. Беседы, наблюдения, занятия с детьми по теме проекта;

5. Экскурсия в музей детского сада;

6. Дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний развития творчества и воображения;

7. Совместные экскурсии в школу, библиотеку.

8. Семинар внутри детского сада для педагогов, семинар на муниципальном уровне (выступление с презентацией, показ мастер-классов).

Этап 4. Заключительный.

1. Подведение итогов.

2. Презентация проекта на педсовете в детском саду.

3. Презентация проекта на семинаре на муниципальном уровне.

4. Изготовление картотеки: стихов, загадок, колыбельных песен о народной кукле.

5. Изготовление картотеки игр: дидактических, хороводных, пальчиковых, подвижных.

6. Изготовление альбома и технологических карт «Изготовление традиционной русской народной куклы».

Работа с родителями:

1. Изготовление памятки куклы «Берегиня»

Цель: Приобщение родителей в организацию совместной деятельности с детьми дома.

2. Изготовление книжки- раскладушки «Народные тряпичные куклы» (игровые, обереговые, обрядовые);

3. Мастер-класс для родителей с детьми кукла «Масленица».

Работа с детьми:

Интеграция образовательных областей:

Познавательно-речевая деятельность:

- Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые).

Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.

- Знакомство с жизнью и бытом предков.

- Просмотр презентации «Русская народная кукла».

- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы).

- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле.

- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Русские народные куклы».

-Загадки о кукле.

- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

- Составление описательных рассказов «Моя любимая игрушка».

Художественно-эстетическая деятельность:

- Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».

- Занятие «Иголочка и ниточка».

Задачи: учить детей пользоваться иголкой с ниткой, вдевать нитку в иголку, делать простые стежки («иголка вперед»).

- Изготовление с детьми народных тряпичных кукол.

Игровая деятельность:

-Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».

-Дидактические игры: «Составь картинку»; «Кто ты куколка моя?»; «Узнай по описанию»; «Узнай элемент узора»; «Закончи узор»; «Народные промыслы»; «Что из чего».

-Пальчиковые игры: «Наперсток»; «Не плачь куколка моя»; «Катины куклы».

Физическо-оздоровительная деятельность:

- русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня». Дети познакомились с народными календарными играми «Баба Яга», Жмурки», «Капуста», «Платок», «Пастух и стадо», развивающие смекалку, ловкость, внимание.

Музыка:

- хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…»

- Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности.

-Слушание произведения П. И. Чайковского «Новая кукла».

-Разучивание русских народных песен, песен-закличек, песен-игр, хороводов, колыбельных, игра на народных инструментах.

Также куклы являются неотъемлемым элементом сказкотерапии. В руках детей они становятся не только главными героями уже известных сказок («Снегурушка», «Крупеничка», «Гуси-лебеди» и др.). Ребята с удовольствием придумывают новые истории, концовки сказок, вводят новых героев, разворачивая свои собственные интересные сюжеты с использованием малых форм народного фольклора.

Результатами проведенной работы являются:

1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

3. Имеют представление об истории народной самодельной куклы.

4. Самостоятельно изготовили народные тряпичные куклы.

Результаты диагностики – начало проекта :

-дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не владеют достаточными знаниями о содержания народных праздников и народных кукол, не осознают их своеобразие и ценность;

-знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости;

-дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа;

-большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости;

-дети не смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.

Результаты диагностики – завершение проекта :

-у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным куклам и способам их изготовления;

-могут выделить сходство и различия кукол, способны объяснить, что означает та или иная кукла, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания и народными праздниками, к которым приурочено изготовление некоторых кукол;

детей наблюдается «положительный» эмоциональный настрой при совместной продуктивной деятельности с родителями и педагогами.

Работая над этой темой, мы поняли: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, они не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её, играя в куклы, девочки учились любить своих «детей», вести свое «хозяйство». Думаем, поэтому и детей в семьях было больше, чем сейчас, меньше было жестокости и насилия.

Список литературы:

Методическая литература

1. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

2. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»

3. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова / – СПБ: «Детство-Пресс», 1999. – 384 с.

4. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/

5. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками : Москва

Детская литература

6. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492

7. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», «Десятиручка», стихи и загадки.

Электронные (интернет) ресурсы:

8. Тряпичные куклы : www.rukukla.ru

9. Тряпичные куклы : www.krupenichka.ru

10. Тряпичная народная кукла :www.kukla-dusha.net

11. Славянская кукла : www.slavakukla.ru

12. Народная кукла :www.vedjena.gallery.ru.

13. Русские обрядовые куклы :www.club.osinka.ru.

14. Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru

15. Славянская доктрина : www.mirtesen.ru

16. Славянские куклы : www.liveinternet.ru

Публикации по теме:

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Фотоотчет о проведении мастер-класса для родителей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик»Фотоотчет о проведении мастер-класса для родителей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик» Вот и близится к завершению реализация общесадовского проекта «Русская народная кукла». Коллективом детского сада «Колокольчик» проведена.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница»Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница» Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень веселая и забавная игрушка. И сделать ее своими руками несложно. Вполне справятся дети.

Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка»Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка» Автор: Черноусова Ирина Алексеевна, воспитатель, МДОУ №72, г. Раменское, Московской обл. Мастер класс  рассчитан на детей старшей группы.

Народная тряпичная кукла Кувадка тульскаяНародная тряпичная кукла Кувадка тульская Увидев на сайте акцию " Гирлянда Дружбы" конечно не смогла пройти мимо И тут же родилась идея этого мастер-класса, мастер-класс для тех.

«Народная тряпичная кукла». Наша национальная история  (фотоотчёт)«Народная тряпичная кукла». Наша национальная история  (фотоотчёт) Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы наши дети знали.

Совместное занятие по ручному труду детей средней группы и студентов педколледжа «Тряпичная кукла  «Отдарок на подарок»Совместное занятие по ручному труду детей средней группы и студентов педколледжа «Тряпичная кукла  «Отдарок на подарок» Цель:Создание условий для приобщения дошкольников и студентов к народному искусству, через изготовление кукол - Отдарок на подарок. Задачи:.

Старинная тряпичная кукла «Перевёртыш»Старинная тряпичная кукла «Перевёртыш» Эта кукла не простая, «Перевертышем» зовётся. Глянешь так – красна девица, Эдак – бабой обернётся! Кукла «Перевёртыш» - это особая народная.

Старинная тряпичная кукла «Желанница»Старинная тряпичная кукла «Желанница» Когда-то, давным-давно, у каждой деревенской девушки была такая кукла. А появлялась она тогда, когда девушка имела сокровенную мечту.

Традиционная тряпичная кукла «Лихоманка»Традиционная тряпичная кукла «Лихоманка» Среди народных кукол особое место занимают куклы на здоровье. Сегодня я поведу речь о них. Традиционные тряпичные куклы Лихорадки, они.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Народная тряпичная кукла» для детей 5–7 лет
Опубликовано: 18 мая 2021 в 20:26
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД